Папки-передвижки

Рабочая программа по музыке для 3 класса

Склярова Татьяна Евгеньевна
Рабочая программа по музыке для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы

Пояснительная записка

Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по музыке для I – IV классов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483) в соответствии с нормативными документами:

Публикация «Рабочая программа по музыке для 3 класса» размещена в разделах

1. Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).

2. Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».

3. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».

4. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».

5. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».

6. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».

7. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».

8. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»

9. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19.07.2017 № 87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) города Краснодона и Краснодонского района

10. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году

11. ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».

12. Устава ГОУ ЛНР Новоанновская средняя общеобразовательная школа-детский сад № 27

Цель учебного предмета «Музыка» – воспитание всесторонне развитой, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности.

Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач:

• формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству;

• формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека;

• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;

• формирование положительной мотивации к осознанному постижению мира музыки, готовности проявлять свои личностные качества в музыкальной деятельности;

формирование умений учебной деятельности: активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;

• развитие способностей к художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;

• формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативно-образного мышления;

• овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности (хоровой и инструментальной);

• развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности;

• приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;

• воспитание музыкального вкуса; эмоционально-ценностного отношения к миру; нравственных, эстетических и патриотических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к традициям, музыкальной культуре разных стран мира.

Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации

Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.

Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.

Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.

Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.

Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

«Музыка» в 3 классе

Личностные результаты освоения программы должны отражать :

- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;

- формирование уважительного отношения к культуре других народов;

- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;

- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

- формирование мотивации к осуществлению музыкально-творческой деятельности.

В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям Луганского края, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека.

В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои 6 мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.

У школьников будут сформированы следующие умения:

- размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству, осуществлять различные виды музыкальной деятельности, в результате чего у школьников формируется интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализации музыкально- творческого потенциала.

У обучающихся развиваются коммуникативные способности, умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию.

Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.

Метапредметные результаты освоения программы должны отражать :

- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной и музыкально-творческой деятельности;

- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;

- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах музыкально- творческой деятельности;

- использование знаково-символических средств - представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;

- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения и анализа, установления художественных аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений; - готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; - готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;

- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;

- овладение начальными сведениями об особенностях художественных объектов, процессов и музыкальных явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;

- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».

В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.

Предметные результаты освоения программы должны отражать :

- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;

- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;

- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;

- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.

Предметные результаты по видам деятельности обучающихся

В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно- нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально- творческих, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.

Слушание музыки

Обучающийся:

1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.

2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка : лад, темп, тембр, динамику, регистр.

3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.

4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.

5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских, хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также (народного, академического, церковного, и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.

6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.

7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм : типах развития (повтор, контраст, простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.

8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.

9. Накопил музыкально-слуховой багаж разножанровых произведений в области народной, отечественной и зарубежной классики.

10. Владеет навыком ритмо-пластической импровизации (танцевальные, маршеобразные движения, пластическое интонирование под музыку).

Хоровое пение

Обучающийся:

1. Знает слова и мелодию Гимна Луганской Народной Республики.

2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.

3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.

4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.

5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.

6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.

7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.

Рекомендуется сопровождение хорового исполнения шумовыми инструментами детского оркестра.

Обучающийся:

1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.

2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.

3. Имеет первоначальные инструментальные навыки игры в детском оркестре (инструментальном ансамбле)

4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.

Основы музыкальной грамоты.

Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:

1. Звук. Свойства музыкального звука : высота, длительность, тембр, громкость.

2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.

3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке : сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4;. 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.

4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.

5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных, песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.

6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.

7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры : балет, опера, мюзикл.

8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.

В результате изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:

• реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации);

• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую деятельность; музицировать;

• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;

• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов;

• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;

• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно- массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).

Формы реализации

Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок- путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок- презентация, урок-импровизация и другие.

Методы обучения

Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.

К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий; художественный; метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой и др.

Место предмета «Музыка» в учебном плане

На изучение предмета «Музыка» в 3 классе выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю, (34 учебные недели).

Основное содержание программы «Музыка»

Учебно – тематический план 1-4 классы

№ п\п Содержание программного материала

(разделы, темы программы)

Количество часов

Всего 1

класс 2

класс 3

класс 4

класс

1 Мир музыкальных звуков 6 6 - - -

2 Ритм – движение жизни 5 5 - - -

3 Мелодия – царица музыки 3 3 - - -

4 Музыкальные краски 5 5 - - -

5 Музыкальные жанры : песня, танец, марш 2 2 - - -

6 Музыкальная азбука или где живут ноты 7 7 - - -

7 Я – артист 20 3 5 7 5

8 Музыкально-театрализованное представление 5 2 1 1 1

9 Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды 4 - 4 - -

10 Широка страна моя родная 11 - 7 4 -

11 Музыкальное время и его особенности 3 - 3 - -

12 Музыкальная грамота 3 - 3 -

13 «Музыкальный конструктор» 6 - 6 - -

14 Жанровое разнообразие в музыке 5 - 5 - -

15 Хоровая планета 5 - - 5 -

16 Мир оркестра 5 - - 5

17 Музыкальная грамота 7 - - 7 -

18 Формы и жанры в музыке 5 - - 5 -

19 Песни народов мира 4 - - - 4

20 Оркестровая музыка 7 - - - 7

21 Музыкально-сценические жанры 6 - - - 6

22 Музыка кино 8 - - - 8

23 Учимся, играя 3 - - - 3

Всего 135 33 34 34 34

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ

МУЗЫКА

Количество часов в:

Год 34 часа

І семестр 16 часов

ІІ семестр 18 часов

В неделю 1 час

п/п № урока

в теме Тема урока Дата проведения Примечание

по плану по факту

Широка страна моя родная (4 часа)

1 1 Народное творчество 07.09

2 2 Музыкальный и этический фольклор 14.09

3 3 Развитие навыков ансамблевого, хорового пения 21.09

4 4 Элементы двухголосия. 28.09

Хоровая планета (5 часов)

5 1 Хоровая музыка 05.10

6 2 Хоровые коллективы и их виды 12.10

7 3 Накопление хорового репертуара 19.10

8 4 Накопление хорового репертуара 02.11

9 5 Музыкально-исполнительская культура 09.11

Мир оркестра (5 часов)

10 1 Симфонический оркестр. 16.11

11 2 Симфонический оркестр. Виды инструментов, тембры 23.11

12 3 Эстрадный оркестр 30.11

13 4 Джазовый оркестр 07.12

14 5 Духовой оркестр 14.12

Музыкальная грамота (7 часов)

15 1 «Музыкальные портреты и характеры» 21.12

16 2 «Музыкальные портреты и характеры» 28.12

II семестр

17 3 «Музыкальные портреты и характеры» 18.01

18 4 «Хрустальный звон зимы» 05.01

19 5 «Композитор один - музыка разная» (Л. Бетховен) 01.02

20 6 «Композитор один- музыка разная» (М. И. Глинка) 08.02

21 7 Обобщающий урок по разделу «Музыкальная грамота» 15.02

Формы и жанры в музыке (5 часов)

22 1 «Русская былина» 22.02

23 2 «Народность в музыке» 07.03

24 3 «Музыкальные формы» 15.03

25 4 «Русский романс» 22.03

26 5 «Героическая музыка» 05.04

Я – артист (7 часов)

27 1 «Музыка для мамы» 12.04

28 2 «Звуки весны в музыке» 19.04

29 3 «День весенний - день веселья». 26.04

30 4 «Музыка в детском кино»

03.05

31 5 «Музыка в детском кино»

32 6 «День Победы» 10.05

33 7 «Джазовая музыка» 17.05

Музыкально-театрализованное представление (1 час)

34 1 Обобщающий урок учебного года 24.05

Публикации по теме:

Тест по музыке для учащихся 6 класса «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» Тест по теме «Мир образов вокальной и инструментальной музыки» 1. Вокальная музыка – это музыка, исполняемая А) голосом Б) на музыкальном.

Адаптированная рабочая программа по курсу «Альтернативная коммуникация» для индивидуального обучения ученика 1 в класса муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №5 города Дюртюли муниципального района Дюртюлинский.

Консультация для воспитателей «Рабочая программа» Консультация для воспитателей «Рабочая программа» Рабочая программа – нормативный документ ДОУ, определяющий объём, порядок, содержание.

Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина»Конспект открытого урока по музыке для 6 класса школы-интерната для детей с нарушениями речи «На фоне Пушкина» Конспект открытого урока «На фоне Пушкина…» Интегрированный урок по музыке и литературе в 6 классе с использованием ИКТ и инновационных.

Рабочая программа курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для второго класса РАБОЧАЯ ПРОГРАММА курса внеурочной деятельности «Азбука дорожного движения» для 2 класса Составитель: Нестерук Ирина Васильевна учитель.

Рабочая программа по сенсорному развитию для обучающегося 1 класса с ОВЗ Администрация муниципального образования муниципального района «Сыктывдинский» Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Палевицкая.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 1 класса «Волшебный карандаш» (Общекультурное направление) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24» УТВЕРЖДЕНА Приказом от___№___ Рабочая программа внеурочной.

Рабочая программа внеурочной деятельности для 2 класса «Волшебный карандаш» (Общекультурное направление) Муниципальное общеобразовательное учреждение «Гимназия №24» УТВЕРЖДЕНА Приказом от___№___ Рабочая программа внеурочной деятельности.

Рабочая программа по внеурочной деятельности «Юный мастер» для детей 6–7 класса Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы «Школа № 2093 им. А. Н. Савельева» Согласовано с Методическим советом.

Программа по патриотическому воспитанию для учащихся 1 класса Воспитательная программа по патриотическому воспитанию Для учащихся 1 класса Сроки реализации – 1 год Пояснительная записка.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по музыке для 3 класса
Опубликовано: 3 августа 2018 в 18:47
+77Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по музыке для 3 класса» (включая файлы) размещена пользователем Склярова Татьяна Евгеньевна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД