Склярова Татьяна Евгеньевна
Рабочая программа по музыке для 3 класса
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Рабочая программа предмета «Музыка» для 3 класса разработана на основе Примерной программы для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по музыке для I – IV классов (базовый уровень) (утверждена приказом Министерства образования и науки Луганской народной республики от 27.12.2016 г. № 483) в соответствии с нормативными документами:
Публикация «Рабочая программа по музыке для 3 класса» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
1. Временного Основного Закона (Конституции) Луганской Народной Республики от 18.05.2014 (с изменениями, внесенными Законами Луганской Народной Республики от 24.09.2014 № 22-I, от 03.12.2014 № 1-II, от 03.03.2015 № 11-II).
2. Закона Луганской Народной Республики от 30.09.2016 № 128-II «Об образовании».
3. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 10.10.2016 № 375 «Об использовании учебников в образовательных учреждениях Луганской Народной Республики».
4. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 27.12.2016 № 483 «Об утверждении примерных программ для образовательных организаций (учреждений) Луганской Народной Республики по общеобразовательным программам базового, углубленного и профильного уровней преподавания».
5. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 06.03.2017 № 86 «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам – образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики».
6. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 09.06.2017 № 353 «Об утверждении Методических рекомендаций по формированию учебных планов в общеобразовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики на 2017-2018 учебный год».
7. Приказа управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 15.06.2017 № 77 «Об утверждении учебных планов общеобразовательных учреждений города Краснодона и Краснодонского района на 2017-2018 учебный год».
8. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 17.07.2017 № 463 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики»
9. Приказ управления образования Администрации города Краснодона и Краснодонского района от 19.07.2017 № 87 «Об организованном начале 2017-2018 учебного года в образовательных организациях (учреждениях) города Краснодона и Краснодонского района
10. Приказа Министерства образования и науки Луганской Народной Республики от 28.07.2017 № 505 «Об утверждении Методических рекомендаций по преподаванию учебных предметов и Единых требований к организации учебно-воспитательного процесса в образовательных организациях (учреждениях) Луганской Народной Республики в 2017-2018 учебном году
11. ГСанПиНа 5.5.2.008-01 «Государственные санитарные правила и нормы устройства, содержания учебных заведений и организации учебно-образовательного процесса».
12. Устава ГОУ ЛНР Новоанновская средняя общеобразовательная школа-детский сад № 27
Цель учебного предмета «Музыка» – воспитание всесторонне развитой, творческой и интеллектуальной личности, обладающей активной жизненной позицией, высокими духовно-нравственными качествами в процессе активной практико-ориентированной музыкально-исполнительской деятельности.
Цель и реализация содержания учебного предмета в процессе учебной деятельности обучающихся предполагают решение следующих задач:
• формирование устойчивого интереса и любви к музыкальному искусству;
• формирование первоначальных представлений о роли музыки в жизни и духовно-нравственном развитии человека;
• формирование основ умения учиться и способности к организации своей деятельности в процессе освоения музыкальной культуры;
• формирование положительной мотивации к осознанному постижению мира музыки, готовности проявлять свои личностные качества в музыкальной деятельности;
• формирование умений учебной деятельности: активное освоение учебных и творческих действий, навыков самоконтроля, элементов теоретического мышления, культуры поведения и речи;
• развитие способностей к художественно-образному, эмоционально- ценностному восприятию и исполнению произведений музыкального искусства;
• формирование навыков восприятия музыкальной речи, накопление слухового опыта, развитие ассоциативно-образного мышления;
• овладение практическими умениями и навыками коллективной исполнительской деятельности (хоровой и инструментальной);
• развитие музыкальных способностей, создание условий для свободного самовыражения в любом виде творческой деятельности;
• приобретение базовых знаний по музыкальной грамоте, необходимых для осуществления различных видов музыкальной деятельности;
• воспитание музыкального вкуса; эмоционально-ценностного отношения к миру; нравственных, эстетических и патриотических чувств: любви к человеку, к своему народу, к Родине; уважения к традициям, музыкальной культуре разных стран мира.
Роль учебного предмета в достижении результатов освоения основной образовательной программы образовательной организации
Уроки музыки, как и художественное образование в целом, предоставляя детям возможности для культурной и творческой деятельности, позволяют сделать более динамичной и плодотворной взаимосвязь образования, культуры и искусства.
Освоение музыки как духовного наследия человечества предполагает формирование опыта эмоционально-образного восприятия, начальное овладение различными видами музыкально-творческой деятельности, приобретение знаний и умений, овладение универсальными учебными действиями, что становится фундаментом обучения на дальнейших ступенях общего образования, обеспечивает введение учащихся в мир искусства и понимание неразрывной связи музыки и жизни.
Внимание на музыкальных занятиях акцентируется на личностном развитии, нравственно-эстетическом воспитании, формировании культуры мировосприятия младших школьников через эмпатию, идентификацию, эмоционально-эстетический отклик на музыку.
Уже на начальном этапе постижения музыкального искусства младшие школьники понимают, что музыка открывает перед ними возможности для познания чувств и мыслей человека, его духовно-нравственного становления, развивает способность сопереживать, встать на позицию другого человека, вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми.
Это способствует формированию интереса и мотивации к дальнейшему овладению различными видами музыкальной деятельности и организации своего культурно-познавательного досуга.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
«Музыка» в 3 классе
Личностные результаты освоения программы должны отражать :
- формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии культур;
- формирование уважительного отношения к культуре других народов;
- формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
- формирование творческой активности и познавательного интереса при решении учебных задач и собственной музыкально-прикладной деятельности;
- развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально- нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
- развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;
- формирование мотивации к осуществлению музыкально-творческой деятельности.
В результате освоения программы у обучающихся будут сформированы готовность к саморазвитию, мотивация к обучению и познанию; понимание ценности отечественных национально-культурных традиций, осознание своей этнической и национальной принадлежности, уважение к истории и духовным традициям Луганского края, понимание роли музыки в жизни человека и общества, духовно-нравственном развитии человека.
В процессе приобретения собственного опыта музыкально-творческой деятельности обучающиеся научатся понимать музыку как составную и неотъемлемую часть окружающего мира, постигать и осмысливать явления музыкальной культуры, выражать свои 6 мысли и чувства, обусловленные восприятием музыкальных произведений, использовать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых и инструментальных произведений, в импровизации.
У школьников будут сформированы следующие умения:
- размышлять о музыке, эмоционально выражать свое отношение к искусству, осуществлять различные виды музыкальной деятельности, в результате чего у школьников формируется интерес к музыкальному искусству и музыкальной деятельности, позитивная самооценка, самоуважение, основанные на реализации музыкально- творческого потенциала.
У обучающихся развиваются коммуникативные способности, умение вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, продуктивно сотрудничать со сверстниками и взрослыми в процессе музыкально-творческой деятельности. Реализация программы обеспечивает овладение социальными компетенциями, развитие коммуникативных способностей через музыкально-игровую деятельность, способности к дальнейшему самопознанию и саморазвитию.
Обучающиеся научатся организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую деятельность, в том числе, на основе домашнего музицирования, совместной музыкальной деятельности с друзьями, родителями.
Метапредметные результаты освоения программы должны отражать :
- овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
- освоение способов решения проблем творческого и поискового характера в учебной и музыкально-творческой деятельности;
- формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата в различных видах музыкальной деятельности;
- освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии в процессе освоения музыкальной культуры в различных видах музыкально- творческой деятельности;
- использование знаково-символических средств - представления информации в процессе освоения средств музыкальной выразительности, основ музыкальной грамоты;
- использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет, сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации музыкальной информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; - умение оценивать произведения разных видов искусства, овладев логическими действиями сравнения и анализа, установления художественных аналогий в процессе интонационно-образного и жанрового анализа музыкальных произведений; - готовность к учебному сотрудничеству (общение, взаимодействие) со сверстниками при решении различных музыкально-творческих задач;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями в процессе освоения учебного предмета «Музыка»; - готовность слушать собеседника и вести диалог, готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою;
- излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий, формирующихся в процессе совместной творческой и коллективной хоровой и инструментальной деятельности;
- овладение начальными сведениями об особенностях художественных объектов, процессов и музыкальных явлений действительности в соответствии с содержанием учебного предмета «Музыка»;
- овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами, в процессе привлечения интегративных форм освоения учебного предмета «Музыка».
В результате реализации программы обучающиеся смогут освоить универсальные учебные действия, обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, реализовать собственный творческий потенциал, применяя музыкальные знания и представления о музыкальном искусстве в познавательной и практической деятельности.
Предметные результаты освоения программы должны отражать :
- сформированность первоначальных представлений о роли музыки в жизни человека, ее роли в духовно-нравственном развитии человека;
- сформированность основ музыкальной культуры, в том числе на материале музыкальной культуры родного края, развитие художественного вкуса и интереса к музыкальному искусству и музыкальной деятельности;
- умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному произведению;
- умение воплощать музыкальные образы при создании театрализованных и музыкально-пластических композиций, исполнении вокально-хоровых произведений, в импровизации, создании ритмического аккомпанемента и игре на музыкальных инструментах.
Предметные результаты по видам деятельности обучающихся
В результате освоения программы обучающиеся должны научиться в дальнейшем применять знания, умения и навыки, приобретенные в различных видах познавательной, музыкально-исполнительской и творческой деятельности. Основные виды музыкальной деятельности обучающихся основаны на принципе взаимного дополнения и направлены на гармоничное становление личности школьника, включающее формирование его духовно- нравственных качеств, музыкальной культуры, развитие музыкально- творческих, возможностей самооценки и самореализации. Освоение программы позволит обучающимся принимать активное участие в общественной, концертной и музыкально-театральной жизни школы, города, региона.
Слушание музыки
Обучающийся:
1. Узнает изученные музыкальные произведения и называет имена их авторов.
2. Умеет определять характер музыкального произведения, его образ, отдельные элементы музыкального языка : лад, темп, тембр, динамику, регистр.
3. Имеет представление об интонации в музыке, знает о различных типах интонаций, средствах музыкальной выразительности, используемых при создании образа.
4. Имеет представления об инструментах симфонического, камерного, духового, эстрадного, джазового оркестров, оркестра народных инструментов. Знает особенности звучания оркестров и отдельных инструментов.
5. Знает особенности тембрового звучания различных певческих голосов (детских, женских, мужских, хоров (детских, женских, мужских, смешанных, а также (народного, академического, церковного, и их исполнительских возможностей и особенностей репертуара.
6. Имеет представления о народной и профессиональной (композиторской) музыке; балете, опере, мюзикле, произведениях для симфонического оркестра и оркестра народных инструментов.
7. Имеет представления о выразительных возможностях и особенностях музыкальных форм : типах развития (повтор, контраст, простых двухчастной и трехчастной формы, вариаций, рондо.
8. Определяет жанровую основу в пройденных музыкальных произведениях.
9. Накопил музыкально-слуховой багаж разножанровых произведений в области народной, отечественной и зарубежной классики.
10. Владеет навыком ритмо-пластической импровизации (танцевальные, маршеобразные движения, пластическое интонирование под музыку).
Хоровое пение
Обучающийся:
1. Знает слова и мелодию Гимна Луганской Народной Республики.
2. Грамотно и выразительно исполняет песни с сопровождением и без сопровождения в соответствии с их образным строем и содержанием.
3. Знает о способах и приемах выразительного музыкального интонирования.
4. Соблюдает при пении певческую установку. Использует в процессе пения правильное певческое дыхание.
5. Поет преимущественно с мягкой атакой звука, осознанно употребляет твердую атаку в зависимости от образного строя исполняемой песни. Поет доступным по силе, не форсированным звуком.
6. Ясно выговаривает слова песни, поет гласные округленным звуком, отчетливо произносит согласные; использует средства артикуляции для достижения выразительности исполнения.
7. Исполняет одноголосные произведения, а также произведения с элементами двухголосия.
Рекомендуется сопровождение хорового исполнения шумовыми инструментами детского оркестра.
Обучающийся:
1. Имеет представления о приемах игры на элементарных инструментах детского оркестра, блокфлейте, синтезаторе, народных инструментах и др.
2. Умеет исполнять различные ритмические группы в оркестровых партиях.
3. Имеет первоначальные инструментальные навыки игры в детском оркестре (инструментальном ансамбле)
4. Использует возможности различных инструментов в ансамбле и оркестре, в том числе, тембровые возможности синтезатора.
Основы музыкальной грамоты.
Объем музыкальной грамоты и теоретических понятий:
1. Звук. Свойства музыкального звука : высота, длительность, тембр, громкость.
2. Мелодия. Типы мелодического движения. Интонация. Начальное представление о клавиатуре фортепиано (синтезатора). Подбор по слуху попевок и простых песен.
3. Метроритм. Длительности: восьмые, четверти, половинные. Пауза. Акцент в музыке : сильная и слабая доли. Такт. Размеры: 2/4; 3/4;. 4/4. Сочетание восьмых, четвертных и половинных длительностей, пауз в ритмических упражнениях, ритмических рисунках исполняемых песен, в оркестровых партиях и аккомпанементах. Двух- и трехдольность – восприятие и передача в движении.
4. Лад: мажор, минор; тональность, тоника.
5. Нотная грамота. Скрипичный ключ, нотный стан, расположение нот в объеме первой-второй октав, диез, бемоль. Чтение нот первой-второй октав, пение по нотам выученных по слуху простейших попевок (двухступенных, трехступенных, пятиступенных, песен, разучивание по нотам хоровых и оркестровых партий.
6. Интервалы в пределах октавы. Трезвучия: мажорное и минорное. Интервалы и трезвучия в игровых упражнениях, песнях и аккомпанементах, произведениях для слушания музыки.
7. Музыкальные жанры. Песня, танец, марш. Инструментальный концерт. Музыкально-сценические жанры : балет, опера, мюзикл.
8. Музыкальные формы. Виды развития: повтор, контраст. Вступление, заключение. Простые двухчастная и трехчастная формы, куплетная форма, вариации, рондо.
В результате изучения музыки на ступени начального общего образования обучающийся получит возможность научиться:
• реализовывать творческий потенциал, собственные творческие замыслы в различных видах музыкальной деятельности (в пении и интерпретации музыки, игре на детских и других музыкальных инструментах, музыкально- пластическом движении и импровизации);
• организовывать культурный досуг, самостоятельную музыкально- творческую деятельность; музицировать;
• использовать систему графических знаков для ориентации в нотном письме при пении простейших мелодий;
• владеть певческим голосом как инструментом духовного самовыражения и участвовать в коллективной творческой деятельности при воплощении музыкальных образов;
• адекватно оценивать явления музыкальной культуры и проявлять инициативу в выборе образцов профессионального и музыкально-поэтического творчества народов мира;
• оказывать помощь в организации и проведении школьных культурно- массовых мероприятий; представлять широкой публике результаты собственной музыкально-творческой деятельности (пение, музицирование, драматизация и др.); собирать музыкальные коллекции (фонотека, видеотека).
Формы реализации
Реализация программы проводится как в урочной, так и во внеурочной форме. Содержательными формами проведения урока могут быть: урок- путешествие, урок-прогулка, урок-экскурсия, урок-беседа, урок-ролевая игра, урок-театрализация, урок-концерт, урок-спектакль, урок-викторина, урок- презентация, урок-импровизация и другие.
Методы обучения
Для достижения поставленной цели и решения задач программы используются современные методы обучения и образовательные технологии деятельностного типа, взаимно дополняющие друг друга. Отбор осуществляется с учетом особенностей художественно-эстетического и практико-ориентированного содержания учебного предмета «Музыка». Методы обучения делятся на две группы: общепедагогические и специальные методы музыкального обучения и воспитания.
К общепедагогическим методам, применяемым на уроке музыки, относятся следующие: проблемно-поисковый; исследовательский; творческий; художественный; метод учебного диалога; наглядный (иллюстрация, демонстрация, презентация); игровой и др.
Место предмета «Музыка» в учебном плане
На изучение предмета «Музыка» в 3 классе выделяется 34 часа в год, 1 час в неделю, (34 учебные недели).
Основное содержание программы «Музыка»
Учебно – тематический план 1-4 классы
№ п\п Содержание программного материала
(разделы, темы программы)
Количество часов
Всего 1
класс 2
класс 3
класс 4
класс
1 Мир музыкальных звуков 6 6 - - -
2 Ритм – движение жизни 5 5 - - -
3 Мелодия – царица музыки 3 3 - - -
4 Музыкальные краски 5 5 - - -
5 Музыкальные жанры : песня, танец, марш 2 2 - - -
6 Музыкальная азбука или где живут ноты 7 7 - - -
7 Я – артист 20 3 5 7 5
8 Музыкально-театрализованное представление 5 2 1 1 1
9 Народное музыкальное искусство. Традиции и обряды 4 - 4 - -
10 Широка страна моя родная 11 - 7 4 -
11 Музыкальное время и его особенности 3 - 3 - -
12 Музыкальная грамота 3 - 3 -
13 «Музыкальный конструктор» 6 - 6 - -
14 Жанровое разнообразие в музыке 5 - 5 - -
15 Хоровая планета 5 - - 5 -
16 Мир оркестра 5 - - 5
17 Музыкальная грамота 7 - - 7 -
18 Формы и жанры в музыке 5 - - 5 -
19 Песни народов мира 4 - - - 4
20 Оркестровая музыка 7 - - - 7
21 Музыкально-сценические жанры 6 - - - 6
22 Музыка кино 8 - - - 8
23 Учимся, играя 3 - - - 3
Всего 135 33 34 34 34
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
МУЗЫКА
Количество часов в:
Год 34 часа
І семестр 16 часов
ІІ семестр 18 часов
В неделю 1 час
№
п/п № урока
в теме Тема урока Дата проведения Примечание
по плану по факту
Широка страна моя родная (4 часа)
1 1 Народное творчество 07.09
2 2 Музыкальный и этический фольклор 14.09
3 3 Развитие навыков ансамблевого, хорового пения 21.09
4 4 Элементы двухголосия. 28.09
Хоровая планета (5 часов)
5 1 Хоровая музыка 05.10
6 2 Хоровые коллективы и их виды 12.10
7 3 Накопление хорового репертуара 19.10
8 4 Накопление хорового репертуара 02.11
9 5 Музыкально-исполнительская культура 09.11
Мир оркестра (5 часов)
10 1 Симфонический оркестр. 16.11
11 2 Симфонический оркестр. Виды инструментов, тембры 23.11
12 3 Эстрадный оркестр 30.11
13 4 Джазовый оркестр 07.12
14 5 Духовой оркестр 14.12
Музыкальная грамота (7 часов)
15 1 «Музыкальные портреты и характеры» 21.12
16 2 «Музыкальные портреты и характеры» 28.12
II семестр
17 3 «Музыкальные портреты и характеры» 18.01
18 4 «Хрустальный звон зимы» 05.01
19 5 «Композитор один - музыка разная» (Л. Бетховен) 01.02
20 6 «Композитор один- музыка разная» (М. И. Глинка) 08.02
21 7 Обобщающий урок по разделу «Музыкальная грамота» 15.02
Формы и жанры в музыке (5 часов)
22 1 «Русская былина» 22.02
23 2 «Народность в музыке» 07.03
24 3 «Музыкальные формы» 15.03
25 4 «Русский романс» 22.03
26 5 «Героическая музыка» 05.04
Я – артист (7 часов)
27 1 «Музыка для мамы» 12.04
28 2 «Звуки весны в музыке» 19.04
29 3 «День весенний - день веселья». 26.04
30 4 «Музыка в детском кино»
03.05
31 5 «Музыка в детском кино»
32 6 «День Победы» 10.05
33 7 «Джазовая музыка» 17.05
Музыкально-театрализованное представление (1 час)
34 1 Обобщающий урок учебного года 24.05