Валентина Мамий
Рабочая программа дополнительного образования «Грамотейка». Речевое направление
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка - детский сад №35»
Дополнительная общеразвивающая программа
«ГРАМОТЕЙКА»
(Познавательно - речевое развитие)
Возраст детей 6 - 7 лет
Срок реализации программы – 1 год
Составитель:
Воспитатель 1-ой квалификационной
категории Мамий В. Б.
г. Электросталь, 2016 г.
Пояснительная записка.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Грамотейка“, Речевое направление» размещена в разделах
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2017
Развитие речи ребенка – это главная задача педагогов, работающих с детьми дошкольного возраста. Раннее обучение чтению – не дань моде и не прихоть родителей. Тенденция к снижению возрастных рамок начала обучения детей чтению имеет вполне объективное основание: внедряются новые стандарты школьного образования, расширяется программа начальной школы, успешность освоения их зависит от подготовки, интеллектуального развития ребенка, умеющего читать.
Несмотря на наличие обширной литературы по данной проблеме, недостаточно обоснованы возможности обучения дошкольников грамоте в системе дошкольного образования, имеющей возможность обращения к индивидуальности, самобытности и самоценности каждого ребенка. Поэтому создание дополнительной общеразвивающей программы обучения грамоте детей 6-ти лет в дошкольном учреждении является актуальным. Проблема стала особенно актуальной в связи с модернизацией образования.
В подготовительной к школе группе активно осуществляется работа по подготовке детей к освоению основ грамоты, а именно:
• подведение детей к звуковому анализу слов, делению слов на слоги
• составлению из слогов слов, из слов – предложений
• знакомство с понятиями «слово» и предложение» (без грамматического определения).
К основным компонентам речи относятся: произношение, звукобуквенный анализ, словарь, грамматическая строй и т. д. Система занятий по развитию речи и подготовке детей к обучению грамоте подводит ребёнка к осмыслению способа чтения, формированию внимания к словам, их фонетике, морфологии, орфографии, синтаксису, что в итоге предупреждает нарушения письма и чтения.
Развитие речи осуществляется в следующих направлениях :
1. Развивающая речевая среда, задачи: содействие совершенствованию речевых коммуникаций ребёнка в детском саду со взрослыми, сверстниками и детьми младшего или старшего возраста.
2. Формирование словаря, задачи: обогащение, эмоционально-оценочная лексика, развитие интереса к смыслу слова, использование различных частей речи.
3. ЗКР, цель: совершенствование фонематического слуха (учить использовать слова с заданным звуком, находить слова с этим звуком в предложении и тексте, определять место звука в слове).
4. Грамматический строй речи, задачи: знакомить и учить образовывать однокоренные слова (существительные – от суффиксов, глаголы – от приставок, прилагательные в сравнительной и превосходной степени, составлять сложноподчинённые предложения.
5. Связная речь: совершенствование диалогической и монологической форм речи (диалог, пересказ, рассказ соответственно плану, рассказ из личного опыта, сочинение сказок, небыличек и загадок).
6. Подготовка к обучению грамоте : представление о предложении, составление предложений и членение на слова, деление слов на слоги, составление слов из слогов.
Занятия строятся в занимательной, игровой форме с использованием речевых игр, что позволяет детям успешно овладеть звуковым анализом, с интересом наблюдать за особенностями слов, их использованием в речи. Учебный материал подается в сравнении, сопоставлении и побуждает детей постоянно рассуждать, анализировать, делать собственные выводы, учиться их обосновывать, выбирать правильное решение среди различных вариантов ответов. Таким образом формируется и развивается главная ценность – творческое мышление ребенка, на основе которого постепенно будут складываться система знаний о языке и формироваться потребность владения языком, совершенствования речи.
Актуальность рабочей программы дополнительного образования :
От того, как ребенок подготовлен к школе, зависит успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи, психическое самочувствие. Доказано, что у детей, не готовых к систематическому обучению, труднее и дольше проходит период адаптации, приспособления к учебной (а не игровой) деятельности. У этих детей слабо развиты связная речь и умственные способности – они не умеют задавать вопросы, сравнивать предметы, явления, выделять главное, у них не сформирована привычка к элементарному контролю над собой.
Программа предоставляет систему увлекательных игр и упражнений со звуками, буквами, словами, которые помогут детям сформировать мыслительные операции, научит понимать и выполнять учебную задачу, овладеть навыками речевого общения, а также способствует развитию мелкой моторики и зрительно-двигательной координации.
Основной материал изучения – слова и предложения, тексты, которые дети к концу обучения читают самостоятельно. Детям предлагаются игровые задания и упражнения со звуками, буквами, словами и предложениями. Содержание заданий связано с разделами «ознакомления с окружающим миром» (времена года, домашние и дикие животные, цветы и т. д.). Расширение и обогащение представлений об окружающем мире происходит с помощью художественного слова: пословиц и поговорок, загадок, сказок, стихотворений, рассказов Ушинского К., Даля В., Сладкого Н. В каждое занятие включены задания по развитию графических навыков с целью подготовки руки ребёнка к письму.
“Программа обучения и воспитания” в детском саду предусматривает занятия по подготовке дошкольников к грамоте 1 раз в неделю в подготовительной группе, поэтому обучение грамоте было решено организовать на кружковых занятиях. Этому также способствовали просьбы родителей, озабоченных качеством дошкольного образования своих детей. Данная кружковая форма работы позволяет решить задачу обучения элементарным навыкам чтения со значительно большим эффектом, так как учитывает индивидуальные особенности детей, а также позволяет оптимально дозировать нагрузку на каждого ребенка в группе.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:
Данная программа реализуется в непосредственно образовательной деятельности (область «коммуникация») с детьми подготовительной группы, по развитию у детей фонематического слуха и восприятия, формируя интегративное качество (способный решать интеллектуальные и личностные задачи адекватные возрасту, необходимое для успешного обучения чтению и письму.
Материал на занятиях по обучению грамоте рассчитан на возможности 6-7 летнего ребенка, с постепенным переходом от простого к сложному.
Рабочая программа по виду деятельности – познавательно-речевая
Цель программы
осуществление комплексного подхода к речевому развитию детей и
подготовки их к усвоению грамоты.
Задачи программы
Образовательные :
- Формирование и развитие фонематического слуха;
- Развитие произносительных умений;
- Учить детей владеть звуковой стороной речи – темпом, интонацией;
- Знакомство со слоговой структурой слова;
- Расширение словарного запаса детей;
- Формирование и развитие звуко - буквенного анализа;
- Формирование умения правильно строить предложение, использовать предлоги, распространять предложение, пользоваться конструкцией сложного предложения;
- Формирование умения пересказывать, составлять небольшие рассказы по картинкам, используя простые предложения;
- Учить отвечать на вопросы педагога, спрашивать, выражать свои впечатления и мысли, рассказывать о результатах своих наблюдений, умению говорить перед группой детей, выразительно читать стихотворения, рассказывать сказки, составлять короткие рассказы по сюжетным картинам, логическим заданиям.
- Подготовка руки ребёнка к письму;
Развивающие:
- Развитие слухового восприятия;
- Развитие графических навыков;
- Развитие мелкой моторики;
- Развитие психических процессов: внимания, памяти, мышления ;
- Развитие навыка чтения целыми словами и предложениями, небольшими текстами;
- Приобщение детей к художественной литературе.
Воспитательные:
- Воспитание умения работать
- Воспитание самостоятельности при выполнении заданий
- Воспитание нравственных качеств, а именно терпимости, доброжелательности по отношению к окружающим.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
Наглядность в обучении – осуществляется на восприятии наглядного материала.
Доступность – деятельность осуществляется с учетом возраастных особенностей, построенного по принципу дидактики (от простого к сложному).
Проблемность – направлены на поиск разрешения проблемных и игровых ситуаций.
Принцип интеграции – образовательная область «Речевое развитие» интегрируется с образовательными областями : «Социально – личностное развитие», «Познавательное развитие», «Художественно – эстетическое развитие».
Развивающий и воспитательный характер обучения – на речевое развитие, расширение кругозора, развитие познавательных интересов.
особенности организации образовательного процесса :
группы учащихся одного возраста, состав группы (постоянный).
формы отслеживания и фиксации образовательных результатов : фото, отзыв детей и родителей.
формы предъявления и демонстрации образовательных результатов : открытое занятие.
методы обучения:
- словесный, наглядный практический; объяснительно-иллюстративный, игровой, дискуссионный, проектный и др.)
- воспитания (убеждение, поощрение, упражнение, стимулирование, мотивация и др.);
педагогические технологии:
технология группового обучения, технология дифференцированного обучения, здоровьесберегающая и игровая технологии.
Схема занятия включает:
1. Артикуляционная / речевая гимнастика
2. Повторение прошлого материала / дополнение или продолжение
3. Новый материал:
4. Подведение итогов занятия: что нового узнали, научились делать, самоконтроль и самооценка.
Работа проводится фронтально со всей группой с использованием игровых технологий. Форма деятельности: совместная деятельность взрослого и детей, самостоятельная деятельность детей.
Программа кружка «Грамотейка» предусматривает раскрытие термина «слово», развитие фонематического слуха и артикуляционного аппарата, формирование умения правильно называть предметы, подготовку детей к овладению письмом.
Подготовка к письму на этом этапе предполагает развитие координации движений, знакомство с основными гигиеническими правилами письма, тренировку мелкой моторики. Безусловно, когда речь идет о тренировке кисти рук и пальцев, то подразумеваются не только мышцы рук. Доказано, что развитие кисти руки влияет на формирование головного мозга и становление речи ребенка. Тренировочные упражнения для рук логично вписываются в развитие и совершенствование операционно-технической сферы деятельности ребенка. В ходе выполнения упражнений у детей формируется произвольное внимание и определенные волевые качества.
При обучении грамоте учитываются психофизиологические особенности детей шести лет:
- внимание и запоминание в этом возрасте слабое, особенно, если учение не захватывает. Занятия выстраиваю исходя из интересов детей. Самым лучшим приемом для этого является игра;
- дети очень эмоциональны, впечатлительны. Исследования психологов показали, что ребенок лучше запоминает то, что он пережил эмоционально;
- дети чрезмерно подвижны, значит надо давать на занятиях возможность выхода энергии в движении;
- не следует перегружать детей, т. к. у них в этом возрасте повышенная утомляемость.
В занятия включены разные виды игр: дидактические, игры-соревнования, ситуативные, подвижные. В играх формируются мыслительные операции: фонематический анализ и синтез, представление, абстрагирование, сравнение (сравнение слов по их звуковому составу, соотнесения различных типов слов между собой, подбору слов, имеющих определенную звуковую структуру, и т. п.). Игра по форме является обучающей - вот в чем ценность таких занятий.
Материал, предлагаемый ребенку, имеет занимательный характер, не содержит сложных и непонятных заданий. Ориентируясь на возрастные особенности детей-дошкольников, в занятия введено большое количество игр и игровых ситуаций, способствующих реализации задач на общение. Важную роль играет развитие умения внешне выражать свои внутренние эмоции, правильно понимать эмоциональное состояние собеседника, проявляя свои индивидуальные способности, при этом у ребенка развивается умение адекватно оценивать деятельность, направленную на анализ собственного поведения и поступков сверстников.
Планирование занятий
Продолжительность Периодичность Количество Количество
занятий в неделю часов часов в год
в месяц
30 мин 1 раз (две группы) 2 час 13 часов 30 минут
Прогнозируемые результаты :
• Развитие личности дошкольников
• Развитие памяти, мышления, кругозора, интеллекта
• Сформированность качеств личности, таких как: работать в коллективе, работать самостоятельно, слушать и слышать себя и своих друзей, планировать и контролировать работу
• Овладение умением звукобуквенного анализа, навыками слогового чтения, написание печатных букв, слогов, слов.
• Улучшение грамматического строя речи, связной речи.
• проявлять интерес к звучащему слову, чтению, письму;
• ориентироваться в звуко-буквенной системе языка;
• понимать смыслоразличительную функцию звуков и букв;
• записывать слова, предложения печатными буквами;
• разгадывать ребусы, кроссворды;
• читать слова, предложения, небольшие стихотворения, тексты, понимать прочитанный текст;
• ориентироваться в тетради в линейку (широкая и узкая строка);
• рисовать предметы в тетради в линейку.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
-мониторинг усвоения детьми раздела «Подготовка к обучению грамоте»
-открытые показы занятий дополнительного образования родителям, педагогам в ДОУ и на ГМО воспитателей.
Перспективное планирование программного содержания
на учебный год
Месяц
№ Тема
ОКТЯБРЬ 1 «Звуки и буквы» – повторение. Графическое изображение звука в слове (квадрат). Место звука в слове (начало, середина, конец).
2 «Звуки и буквы» – закрепление: Соотнесение звука и буквы, чтение и отгадывание загадки, игровые упр. – «прочитай и допиши правильно».
3 «Слова и слоги» - закрепление. Слог как часть слова, графическое изображение слова (прямоугольник). Чтение пословиц. Игровое упр. «Соедини правильно», «Кто в каком домике живёт».
4 «Предложение, графические навыки» - знакомство. Игр. упр. «Прочитай и допиши правильно», составление предложений по картинкам, рисование по образцу в тетради в клетку.
НОЯБРЬ 5 «В мире книг». Чтение и отгадывание загадок, запись слов-отгадок, чтение пословиц, рисование колобка в тетради в линейку.
6 «Игрушки». Игр. упр. «Напиши правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.
7 «Овощи». Игр. упр. «Напиши правильно», «Соедини правильно», «Допиши предложение», чтение загадки, рисование шариков в тетради в линейку.
8 «Фрукты». Игр. упр. «Напиши правильно», «Что где растёт», «Учимся разгадывать кроссворд», рисование вишен, яблок в тетради в линейку.
ДЕКАБРЬ 9 «Осень». Чтение загадки, рассказа, пословиц об осени. Рисование осенних листочков в тетради в линейку.
10 «Домашние животные». Чтение загадок, игр. упр. «Напиши правильно», чтение рассказа Ушинского К. «Васька», рисование кошки в тетради в линейку.
11 «Дикие животные». Разгадывание кроссворда, игровое упр. «Допиши предложение», чтение загадки, рисование зайца в тетради в линейку.
12 «Сказки». Чтение отрывка из рассказа Ю. Коваля, игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рисование Чебурашки в тетради в линейку.
ЯНВАРЬ
13 «Зима». Чтение загадок, рассказа о Зиме, составление предложения по картинке, рисование снежинок в тетради в линейку.
14
«Новый год». Чтение стихотворения, игр. упр. «Напиши правильно», составление рассказа по серии сюжетных картинок, рисование ёлочных шариков в тетради в линейку.
15 «Транспорт». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадки, рисование вагончиков в тетради в линейку.
16 «Профессии». Игр. упр. «Прочитай и допиши предложение», «Соедини правильно», чтение загадок.
ФЕВРАЛЬ 17 «Природные явления». Чтение пословиц, стих-я о природных явлениях, игр. упр. «Соедини правильно». Соотнесение звука и буквы.
18 «Лес». Чтение рассказа, загадок о лесе, игр. упр. «Что перепутал художник», рисование желудей, грибов в тетради в линейку.
19 «Насекомые». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась и соедини правильно», рисование божьих коровок в тетради в линейку.
МАРТ 20 «Птицы». Игр. упр. «Напиши правильно», чтение загадок, рассказа К. Ушинского «Дятел», рисование птичек в тетради в линейку.
21 «Цветы». Разгадывание кроссворда, игр. упр. «Раскрась правильно», рисование тюльпанов в тетради в линейку.
21 «8 Марта». Чтение стих-я Шорыгиной Т., написание поздравлений женщинам своей семьи и рисование для них букетов цветов, чтение пословиц о маме.
23 «Весна». Чтение загадки, рассказа Сладкова Н. «Весенние радости», игр. упр. «Соедини правильно», рисование подснежников в тетради в линейку.
АПРЕЛЬ 24 «Лето». Чтение загадки и рассказа о лете, игр. упр. «Раскрась правильно», «Звуки и буквы», чтение пословиц о лете, рисование грибов в тетради в линейку.
25 «Ребусы». Разгадывание ребусов.
26 «Кроссворды». Разгадывание кроссвордов.
27 «Скоро в школу». Чтение стих-й и пословиц о школе, игр. упр. «Соедини правильно», чтение вопросов и написание ответов на них.
Количество занятий по одной теме может варьироваться в зависимости от степени усвоения материала.
Учебный план
Тема Количество часов
Занятие №1 30 минут
Занятие №2 30 минут
Занятие №3 30 минут
Занятие №4 30 минут
Занятие №5 30 минут
Занятие №6 30 минут
Занятие №7 30 минут
Занятие №8 30 минут
Занятие №9 30 минут
Занятие №10 30 минут
Занятие №11 30 минут
Занятие №12 30 минут
Занятие №13 30 минут
Занятие №14 30 минут
Занятие №15 30 минут
Занятие №16 30 минут
Занятие №17 30 минут
Занятие №18 30 минут
Занятие №19 30 минут
Занятие №20 30 минут
Занятие №21 30 минут
Занятие №22 30 минут
Занятие №23 30 минут
Занятие №24 30 минут
Занятие №25 30 минут
Занятие №26 30 минут
Занятие №27 30 минут
Итого 27 занятий 13 часов 30 минут
Методическое обеспечение общеразвивающей программы дополнительного образования :
1. Магнитная азбука;
2. Дидактические настольные игры:
3. «Азбука», «Слоговые кубики», «Кубики – буквы», «Я учу буквы», «Слоговые домики», «Я знаю буквы».
4. Разрезная азбука «Запоминаю буквы» для самостоятельной работы детей.
5. Комплект методических пособий к программе
• «От звука к букве» для работы с детьми 3-7 лет :
• Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет – «От А до Я».
• Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет – «Я начинаю читать».
Рабочие тетради для детей :
• «От А до Я»;
• «Я начинаю читать»
• «Запоминаю буквы»
Дополнительный материал :
«Слушай, смотри, делай!» для детей 5-7 лет;
• «Весёлая грамматика» для детей 5-7 лет;
• «Диагностика готовности к чтению и письму детей 6-7 лет»;
• «500 игр для коррекционно-развивающего обучения детей 3-7 лет»
• «Я уже читаю».
Список использованной и рекомендуемой литературы
• Алексеева М. М., Яшина В. И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников. М., 2000.
• Дмитриева В. Г. «1000 упражнений. От слова к звуку.» М., 2016 г.
• Жукова Н. С. «Букварь» Е., 2005 г.
• Жукова О. С. «Прописи для будущих первоклашек» М., 2015 г.
• «От рождения до школы». Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2010,
• Сохин Ф. А. Развитие речи детей дошкольного возраста. М. ,1979.
• Управителева Л. В. «Обучение грамоте в детском саду», Я., 20007 г.
• Ушакова О. С, Струнина Е. М. Методика развития речи детей до-школьного возраста. М., 2004.
• ЭльконинД. Б. Психическое развитие в детских возрастах. М. ,1995.
Учебно-методическое обеспечение Программы
«Развитие звуко-буквенного анализа у детей 5-6 лет». М., 1996-2014.
«От А до Я». Рабочая тетрадь для детей 5-6 лет. М., 1996-2014.
«Звуки и буквы». Демонстрационный материал для занятий с детьми 5-7 лет. М., 1998-2014.
«Прописи для дошкольников 5-7 лет». Рабочая тетрадь. М 2009-2014.
«Запоминаю буквы». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М 2001-2014.
«Развитие интереса и способностей к чтению у детей 6-7 лет». Учебно-методическое пособие. М., 1997-2014.
«Я начинаю читать». Рабочая тетрадь для детей 6-7 лет. М 1997-2014.
«Диагностика готовности к чтению и письму детей 6—7 лет». Рабочая тетрадь. М., 2004-201 4.
«Я уже читаю». Сборник литературных произведений для чтения с детьми дошкольного возраста. М., 2008-2014.
«Веселая грамматика для детей 5-7 лет». Рабочая тетрадь. М 2008-2014.
«Ну-ка, буква, отзовись». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М., 2008-2014.
«Предмет, слово, схема». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М 2007-2014,
«Ювентик в стране звуков и букв». Рабочая тетрадь для детей 5-7 лет. М., 2009-2014.