Нэйля Душкина
Рабочая программа дополнительного образования «Наш весёлый оркестр». Художественно-эстетическое направление
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования
«Наш весёлый оркестр»
Возраст детей 5-6 лет
Срок реализации программы – 1 года
Актуальность рабочей программы дополнительного образования :
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Наш весёлый оркестр“, Художественно-эстетическое направление» размещена в разделах
- Изостудия, кружок ИЗО
- Оркестр для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
Игра на музыкальных инструментах – это один из видов детской исполнительской деятельности, которая чрезвычайно привлекает дошкольников. В процессе игры на музыкальных инструментах совершенствуются эстетическое восприятие и эстетические чувства ребенка. Она способствует становлению и развитию таких волевых качеств, как выдержка, настойчивость, целеустремленность, усидчивость, развивается память и умение сконцентрировать внимание.
Когда ребенок слышит и сопоставляет звучание разных музыкальных инструментов, развиваются его мышление, аналитические способности. Игра на музыкальных инструментах развивает мускулатуру и мелкую моторику пальцев рук, способствует координации музыкального мышления и двигательных функций организма, развивает фантазию, творческие способности, музыкальный вкус, учит понимать и любить музыку.
В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности. Обучаясь игре на ДМИ, дети открывают для себя удивительный мир музыкальных звуков, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения, музыкально - ритмических движений, дети чётче воспроизводят ритм.
Для многих детей игра на музыкальных инструментах помогает передать чувство, внутренний духовный мир. Это прекрасное средство не только индивидуального развития, но и развития мышления, творческой инициативы, сознательных отношений между детьми.
Детское музицирование расширяет сферу музыкальной деятельности дошкольников, повышает интерес к музыкальным занятиям, способствует развитию музыкальной памяти, внимания, помогает преодолению излишней застенчивости, скованности, расширяет музыкальное воспитание ребёнка. В процессе игры ярко проявляются индивидуальные черты каждого исполнителя: наличие воли, эмоциональности, сосредоточенности, развиваются и совершенствуются музыкальные способности.
При создании данной программы был обобщен опыт отечественной и зарубежной музыкальной педагогики.
Порядок использования (применения) рабочей программы в практической профессиональной деятельности:
Данная программа реализуется на основе программы «Ладушки», созданная И. М. Каплуновой и И. А. Новоскольцевой («художественно-эстетическое» направление) с детьми 5-6 лет. Эта программа подразумевает всестороннее музыкальное воспитание, и образование без углубления в какой-либо раздел.
Всю работу по музыкальному воспитанию проводится в тесной связи с изобразительной деятельностью, театрализованной ритмопластикой и развитием речи. Возраст дошкольников 5 – 6 лет (старший дошкольный возраст).
Режим занятий.
Занятия проводятся один раз в неделю, продолжительность 30 минут. На каждом занятии используются различные формы работы, сочетаются подача теоретического материала и практическая работа : ритмические упражнения, игра на металлофоне и ксилофоне (основные навыки, игра в ансамбле, творческие упражнения, импровизации. Все формы работы логично сменяют и дополняют друг друга.
Проведение каждого занятия требует от преподавателя не просто тщательной подготовки и владения материалом, но и особого творческого настроения, способности увлечь своих учеников и одновременно направлять их во время занятия к достижению поставленной цели.
Принципы, положенные в основу рабочей программы.
1. Создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует комфорт, не принуждать детей к действиям (играм, пению, а дать возможность захотеть принять участие в занятии
2. Целостный подход в решении педагогических задач: обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры, пляски, музицирование; претворений полученных впечатлений в самостоятельной игровой деятельности; приобщение к народной культуре (слушание и пение русских народных песен и попевок, разучивание народных игр и хороводов)
3. Принцип последовательности предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания: в старшем возрасте восприятие музыкального материала идёт на уровне эмоций, и только с помощью педагога, то в подготовительной группе дети способны осмыслить и понять тот или иной материал и высказать своё впечатление.
4. Один из важнейших принципов музыкального воспитания - партнёрство. Группа детей, музыкальный руководитель, воспитатель становятся единым целым – вместе слушать, петь, рассуждать, играть
5. Принцип положительной оценки деятельности детей, что способствует ещё более высокой активности, эмоциональной отдаче, хорошему настроению и желанию дальнейшего участия в творчестве
6. Принцип интеграции всех других образовательных областей (театрализованная ритмопластика, художественное творчество, развитие речи и др.)
Схема занятия включает:
Музыкальное занятие имеет четкое построение:
- музыкально-ритмические движения;
- развитие чувства ритма, музицирование;
- пальчиковая гимнастика;
- слушание музыки;
- распевание, пение;
Прогнозируемые результаты :
В результате занятий у дошкольников должен сформироваться устойчивый интерес к инструментальному музицированию, как форме коллективной художественной деятельности и потребность в этой деятельности.
Используемые формы и методы работы будут способствовать:
- формированию чувства коллективизма, сплоченности дошкольников и умению следовать общей идее;
- развитию общих и музыкальных способностей. - развитию интереса к игре на музыкальных инструментах;
-воспитанию у детей веры в свои силы, в свои творческие способности;
В процессе занятий дошкольники должны овладеть следующими знаниями, умениями и навыками:
-познакомиться с названиями музыкальных инструментов и правилами их хранения;
-овладеть приемами игры на различных музыкальных инструментах;
-овладеть навыками ансамблевого исполнения
-понимать дирижерский жест руководителя, выразительные особенности звукоизвлечения и звуковедения.
- Проявлять творческую инициативу, эмоциональную отзывчивость в освоении новой музыкальной деятельности.
Формами подведения итогов реализации данной программы являются :
-мониторинг усвоения детьми данного материала
-открытые занятия для детей других групп и родителей в течение года, выступление на утренниках и развлечениях, на отчётном концерте, на городских конкурсах и фестивалях.
Мониторинг
уровня развития музыкальных способностей детей старшего возраста
Для учёта индивидуальных особенностей каждого ребё нка проводится диагностика по следующим категориям:
1. Звуковысотный слух (чистое интонирование, определение восходящей и нисходящей мелодии, музыкальная память).
2. Ритмический слух (передача ритмической пульсации и сильной доли любым способом, передача ритмического рисунка, ритмическая память).
3. Музицирование (владение приёмами звукоизвлечения на цимбалах, металлофоне, ударных).
4. Чувство ансамбля.
5. Творчество (способность придумать ритм, наиграть придуманную мелодию).
Диагностика проводится в начале года, а также в середине и в конце. Полученные данные позволяют судить об индивидуальном качественном своеобразии музыкального развития ребенка, помогают выявить сильные и слабые её звенья и являются основой индивидуального подхода. На основе диагностики осуществляется подбор репертуара для исполнения оркестром.
Список литературы:
1. Ветлугина Н. А. Музыкальное воспитание в детском саду. - М., 1981
2. Ветлугина Н. А., Кенемон А. И. Теория и методика музыкального воспитания в детском саду. - М., 1983
3. Каплунова И. М., Новоскольцева И. А «Этот удивительный ритм». Композитор–Санкт-Петербург, 2005, серия «Ладушки»
4. Каплунова И. М «Наш весёлый оркестр». Методическое пособие с аудио и видео приложениями для музыкальных руководителей детских садов, учителей музыки, педагогов. Санкт-петербург, 2013г.
5. Кононова Н. Г. Обучение дошкольников игре на детских музыкальных
инструментах. - М., 1990
6. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей. - М., 1997
7. Радынова О. П., Катинене А. И., Паловаидишвили М. Я. Музыкальное воспитание дошкольников. - М., 1994
8. Тютюнникова Т. Э. Уроки музыки Система обучения Карла Орфа Родничок 2001 год.
9. Тютюнникова Т. Э. Элементарное музицирование с дошкольниками. Программа, хрестоматия музыкального и методического материала. — М., 1999.