галина земко
Рабочая программа дополнительного образования «Расту здоровым»
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа дополнительного образования
«Расту здоровым»
Направление:
познавательно-речевое развитие
социально-личностное
Возраст детей 3-5 лет
Срок реализации – 2 года
Составитель:
Земко Галина Николаевна
Цель программы :
Научить заботиться о своем здоровье ребенка с ранних лет, чтобы здоровый образ жизни стал нормой уже взрослого человека.
Публикация «Рабочая программа дополнительного образования „Расту здоровым“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2016
Задач программы :
• Укрепление и сохранение здоровья ребенка;
• Расширение знаний о своем теле, правил гигиены и ухода за своим телом;
• Ознакомление с опасными факторами риска для здоровья и жизни;
• Расширение знаний о своем организме и его функционировании.
Принципы, положенные в основу программы :
• Доступность
• Наглядность
Программа ориентирована на детей 3-5 лет
Количество занятий в неделю – 1
Время занятий: старшая группа - 20-25 мин.
Прогнозируемые результаты :
Любое оздоровление начинается после получения информации о своем теле. Соответственно приобретаются:
- знания о себе;
- правила гигиены и ухода за своим телом;
- знание опасных факторов риска для здоровья и жизни;
- знания о своем организме и его функционировании;
- знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.
Программа по виду деятельности: познавательно-речевое.
По форме реализации: групповая (проходит в виде бесед, наблюдений, чтения произведений, экскурсий, подвижных игр, двигательной активности).
Реализация программы проводится через :
- открытые занятия для воспитателей и родителей;
- семинары, ГМО;
- выставки пособий;
- консультации для воспитателей и родителей.
Результаты диагностики заносятся в диагностические карты.
Объяснительная записка
Здоровье – это основа физического развития ребенка. Полноценное физическое развитие ребенка взаимосвязано с общим психическим его развитием.
Сформированное сознание, развитый интеллект, понимание значимости здоровья – основа культурной личности.
Обращенность современного общества к культуре, человеку, его здоровью и духовному миру становится доминантой цивилизованного развития.
Нет задачи важнее и вместе с тем сложнее, чем вырастить здорового человека.
Что такое здоровье? Здоровье – это состояние полного физического, психического, социального благополучия. Выпадение хоть одной из этих структурных частей приводит к утрате целого.
В дошкольном возрасте закладывается фундамент здоровья, происходит созревание и совершенствование жизненных систем и функций организма, развиваются его адаптивные возможности, повышается устойчивость к внешним воздействиям, формируются движения, осанка, приобретаются физические качества, вырабатываются начальные гигиенические навыки и навыки самообслуживания. Приобретаются привычки, представления, черты характера, без которых невозможен здоровый образ жизни («Концепция дошкольного воспитания»).
Забота о здоровье уже становится национальным проектом и важной задачей всех дошкольных образовательных учреждений, потому что развивать и обучать можно только здорового ребенка.
Поэтому целью данной программы является следующее :
научить заботиться о своем здоровье ребенка с ранних лет, чтобы здоровый образ жизни стал нормой уже взрослого человека.
Перспективное планирование образовательной деятельности познавательного цикла «Расту здоровым»
для детей 3-5 лет
Месяц Тема Цель
СЕНТЯБРЬ Экскурсия по территории ДОУ и игры на различных участках Безболезненная адаптация детей к ДОУ
Экскурсия в медицинский кабинет Познакомить детей с медсестрой; понаблюдать за работой мед. сестры; учить детей не бояться врача и мед. сестру
«Кто мы» Продолжать формировать понятие «мы-девочки», «мы-мальчики», закреплять названия частей тела, одежды, формировать элементарные представления о дружбе
Пять помощников моих Учить детей понимать значение отдельных частей своего тела: глаз, ушей, носа, рта; развивать зрительное и слуховое внимание, обоняние и вкусовые качества
ОКТЯБРЬ «Что нужно для того, чтобы не болеть»
(Зарядка, мытье рук, обширное умывание, полоскание рта) Создание условий для формирования здорового образа жизни и выработка потребности в правилах личной гигиены
«Добрый доктор Айболит» (театрализация; чтение отрывка из произведения К. И. Чуковского) Продолжать работу по формированию здорового образа жизни (культурно-гигиенических навыков)
«Надо, надо умываться по утрам и вечерам» Развивать мелкую моторику и словотворчество
Продолжать формировать навыки гигиены
Воспитывать желание быть опрятными и аккуратными
«Как правильно закаливаться» Познакомить детей с тем, какую роль играет закаливание и укрепление здоровья человека
НОЯБРЬ «Что такое витамины и таблетки»
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» Знакомство детей с пользой витаминов и лекарств для укрепления своего здоровья
«Осторожно, лекарства!
Сюжетно-ролевая игра «Аптека» Познакомить детей с тем, что лекарства могут быть опасными и представлять угрозу для человека
«Что такое улыбка» Упражнять детей в умении проявлять и различать радость, удовольствие
Учить определять состояние человека по лицу, голосу
«Наши зубы»
Сюжетно-ролевая игра «Лечим кукле зубы»
Вариант: «Сказка о зубах» (театрализация) Познакомить детей с ролью зубов в нашем организме
ДЕКАБРЬ «Наши глаза» Познакомить детей с ролью глаз в нашем организме; что может навредить нашим глазам
«Наши уши» Познакомить детей с ролью ушей в нашем организме; что может навредить нашим ушам
«Знакомство со своим телом» Учить понимать значение отдельных частей своего тела: руки, ноги, голова, туловище
«Что находится внутри меня – рассказ о внутренних органах и их функциях» Знакомство с внутренними органам и их функциями
ЯНВАРЬ «Что делать если заболел. Как беречь других» Учить детей узнавать признаки заболевания и проявлять заботу о других
Сюжетно-ролевая игра «Кукла заболела» В процессе игры закреплять полученные знания
Учить детей проявлять сочувствие к заболевшему
Слушание музыки П. И. Чайковского «Болезнь куклы» Продолжаем играть
Учить решать проблему, как можно помочь кукле
Экскурсия в процедурный кабинет. Беседа о пользе прививок Познакомить детей с пользой прививок, учить не бояться уколов
ФЕВРАЛЬ «Очень нужен людям сон» Развивать у детей интерес к своему здоровью
Учить заботиться о себе
Закреплять знания о том, что сон необходим человеку, запоминать правила поведения перед сном
Развивать умение делать простейшие выводы
«Мальчики и девочки» Познакомить детей с тем, что все люди длятся на два пола и некоторыми отличиями полов
«Расти здоровым – беседа о пользе движений» Продолжать работу по закаливанию основ здорового образа жизни
«Ловкие, умелые, быстрые и смелые» (спортивное соревнование) Развивать ловкость, быстроту и другие физические качества
МАРТ «Живые витамины». Беседа. Ставим на окно для проращивания лук и чеснок (пшеницу) Продолжать знакомить детей с витаминами
«Польза прогулки
Дидактическая игра «Оденем куклу на прогулку» Продолжать работу по закладыванию основ здорового образа жизни
«Беседа о микробах» В игровой деятельности познакомить детей с микробами и тем, какое влияние они оказывают на здоровье человека
Кукольный театр «Кошкин дом»
Беседа о ожогах и детских шалостях с огнем» Познакомить детей с тем, к чему приводят шалости с огнем и рассказать о том, что делать, если загорелась квартира
АПРЕЛЬ «Красный, желтый, зеленый»
Беседа о правилах дорожного движение
Рассматривание иллюстраций по этой теме Познакомить детей с тем, что порядок на улице соблюдается благодаря дорожным знакам
(с использованием мультимедийной технологии «Советы тетушки Совы»)
«Солнышко-ведрышко»
Беседа о солнышке и его целебном свете. Солнечные ожоги» Познакомить детей с ролью солнца в оздоровлении, учить соблюдать технику безопасности и принятии солнечных ванн
«Осторожно: электричество! (электроприборы, розетки)» Рассказать детям о пользе электричества и о том, что есть определенны правила обращения и электроприборами
МАЙ «Лекарственные растения
Заваривание лечебного чая» Познакомить детей с ролью лекарственных трав в жизни человека
«Экскурсия на лужайку»
Вариант «Тропа здоровья» Закреплять знания детей о лекарственных травах
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» (беседа о закаливающих естественных факторах природы) Познакомит детей с ролью естественных факторов природы в закаливании организма
Перспективное планирование образовательной деятельности познавательного цикла «Расту здоровым»
для детей 5-6 лет
Месяц Тема Цель
СЕНТЯБРЬ «Снова вместе. Мальчики и девочки» Создание условий для безболезненной адаптации детей к ДОУ
Закреплять знание правил поведения в детском саду
«Кто мы» Развитие наблюдательности
Формирование у детей понятия «Я – человек», «Мы – люди»
Учить видеть сходство и различие друг с другом, между человеком и животным
Воспитывать чувство уважения к сверстникам
«Экскурсия в спортивный зал, организация подвижных игр» Познакомить детей с тем, какую роль играют в оздоровлении занятия физической культурой
«Экскурсия в процедурный кабинет» Познакомить детей с работой процедурной мед. сестры
ОКТЯБРЬ Чтение стихотворения С. Михалкова «Я уколов не боюсь» Показать детям значение прививки в оздоровлении человека
«Сказочное путешествие» Воспитывать культуру общения и поведения
Развивать эмоциональную сферу ребенка, используя музыкальные фрагменты
Закреплять культурно-гигиенические навыки и навыки по охране жизни и здоровья
«Сказка о ложке, ноже и вилке» Познакомить детей с историей происхождения этих приборов
Учить правильно пользоваться столовыми приборами
«Растение мята и его целебные свойства (зубная паста, таблетки, конфеты, чай)» Познакомить детей с лечебными свойствами мяты, вызвать желание посадить это растение в группе
НОЯБРЬ «О расческе и зубной щетке» Познакомить детей с историей происхождения этих средств личной гигиены, научить правильно пользоваться этими предметами
«Поговорим о носовом платке» Познакомить детей с назначением этого предмета личной гигиены, научить применять его по назначению
«Встреча с Незнайкой» Продолжать закреплять культурно-гигиенические навыки:
- нельзя пользоваться общим полотенцем, зубной щеткой, расческой, носовым платком
- нельзя пить из общих стаканов
- при чихании и кашле следует закрывать платком рот
- нельзя есть грязные фрукты и овощи.
Воспитывать дружеские взаимоотношения
«У нас в гостях – девочка-Лампочка» Рассказать об электричестве и мерах безопасности
Продолжать знакомство с правилами пользования электроприборами
ДЕКАБРЬ «Бабушкина аптека» (о лекарственных травах) Расширять представление детей о пользе лекарственных трав, познакомить с гербарием некоторых трав, растущих в родном крае
«Беседа о зимней одежде»
Моделирование одежды для зимней прогулки Опираясь на опыт детей рассмотреть особенности зимней одежды
Предложить смоделировать одежду для зимней прогулки
Вариант «Оденем куклу на прогулку»
«Витамины. Какие они бывают» Продолжить знакомство с ролью витаминов в оздоровлении человека
Нацелить детей на употребление «живых» витаминов
«Незваные гости
Грипп и Простуда» (развлечение) В развлекательной форме напомнить детям о том, почему человек болеет
Вызвать делание укреплять свое желание
ЯНВАРЬ «Беседа о транспорте и правилах поведения в общественном транспорте» Напомнить детям о том, что существуют правила поведения в общественном транспорте, через организацию сюжетно-ролевые игры «Поездка по городу»
Закреплять эти правила
«Путешествие на транспорте» (конструирование машины) Использовать разнообразные приемы на расслабление ребенка
Упражнять в умении различать состояния (холодно, жарко, неприятно)
Создавать условия для творческой инициативы, самостоятельности
Реализовать свой замысел, используя приобретенный опыт по конструированию
«Осторожно, гололед»
Изобретаем приспособление для безопасного передвижения по льду Познакомить детей с правилами безопасности во время гололеда
Вызвать желание сделать изобретение для передвижения по гололеду, используя технологию ТРИЗ
Рождественские каникулы Создать условия для отдыха
Вызвать желание заниматься спортом
«Зимние забавы» Познакомить детей с различными видами зимних забав
ФЕВРАЛЬ «Правила поведения на улице. Светофор – наш лучший друг» Продолжить знакомство со знаками дорожного движения
Закрепить правила перехода улицы на светофоре (использование уроков по ОБЖ «Уроки тетушки Совы»)
«В гостях у доктора Айболита»
Сюжетно-ролевая игра «Больница» Закреплять полученные навыки от нблюдения за работой врачей в с сюжетно-ролевой игре
Сказка «Два мороза»
Эксперимент – получение льда, сравнение мороженого и льда Познакомить детей со свойствами льда, пользе и вреде для человека
«Цветные фигурки2
Изготовление из цветной воды фигурок
Строительство ледяной горки на участке для катания Продолжать знакомство детей со свойствами льда, с правилами катания на ледяных горках
«Огонь – и друг, и враг» Познакомить детей со стихией огня и правилами безопасности при пожарах (использование уроков по ОБЖ «Уроки тетушки Совы»)
МАРТ «Приятного аппетита» Познакомить детей с правилами приема пищи
Совершенствовать навыки культурного поведения за столом
«Чем мы дышим: органы дыхания» Познакомить детей с органами дыхания
«Чтобы зубки не болели» Познакомить детей с правилами ухода за зубами
Настольный театр – сказка о дружбе Зубика и конфетки
«Чтобы глазки блестели» Познакомить детей с правилами ухода за глазами
Познакомить с правилами безопасности при работе (игре) с острыми предметами, во время просмотра телепередач, игр на компьютере
«Чтобы ушки слышали» Познакомить детей с правилами ухода за ушами
Учить использовать простейший массаж
АПРЕЛЬ «Зачем человеку голова» Продолжать знакомство со строением тела
Рассказать о роли головы в жизни человека
«Сонное царство»
Для чего надо спать
Моделирование одежды для сна Рассказать о роли сна в жизни человека
Смоделировать одежду, удобную для сна
«Витамины на окне» Предложить детям вырастить витамины на окне для себя и попугайчиков
«Для чего нужны руки и ноги» Продолжать знакомство с частями тела своего организма
Научить детей бережно относиться к своим рукам и ногам (правила ухода за этими частями тела)
МАЙ «Движение – это жизнь»
Спортивные игры Прививать любовь к спорту
«Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья» Продолжать знакомить с ролью естественных факторов природы в закаливании организма
О безопасности на солнце, на воде
«Путешествие в страну Здоровейка» Продолжать знакомить с правилами безопасного поведения в лесу (ядовитые растения)
«Травушка-муравушка»
О лечении травами
Экскурсия по тропе здоровья Продолжать знакомить с лечебными травами родного края
Учить бережному отношению к окружающей среде
Литература
Доронова Т. Н. (и др.). Радуга: программа и руководство для воспитателей старшей группы детского сада. –М. : Просвещение, 1993
Елжова Н. В. Здоровый образ жизни в дошкольном образовательном учреждении. – Ростов н/ Д: Феникс, 2011
Лазарев М. Л. Здравствуй! Программа формирования здоровья детей дошкольного возраста. –М. : Академия здоровья, 1997
Петерина В. С. Воспитание культуры поведения у детей дошкольного возраста. –М. : Просвещение, 1986