Федорук Марина
Рабочая программа на учебный год с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей. Часть 2
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и способы реализации Программы с учётом возрастных и индивидуальных особенностей детей
Методы музыкального воспитания детей 2–4 лет определяются действиями педагога и направлены на общее музыкально-эстетическое развитие ребёнка. Они строятся на основе активного взаимодействия взрослого и ребёнка. Один из методов при развитии эмоционального отклика на музыку – непосредственное общение с музыкой. Исполнение её должно быть ярким, темпераментным и выразительным. Только тогда можно вызвать у детей эмоциональный отклик, эстетические переживания и тем самым добиться нужного педагогического эффекта.
Публикация «Рабочая программа на учебный год с учетом возрастных и индивидуальных особенностей детей, Часть 2» размещена в разделах
Другим методом при развитии ладомелодического слуха может служить показ взрослым приёмов исполнения песен, можно использовать умения других детей как образец для подражания. Обучение детей младшей группы носит наглядно-действенный характер. Новые знания ребёнок усваивает на основе непосредственного восприятия, когда следит за действием педагога, слушает его пояснения и указания и сам действует с дидактическим материалом.
В связи с этим самым эффективным методом в работе с детьми младшего возраста является создание игровых ситуаций ( сюрпризных моментов: неожиданного появления игрушек, вещей, прихода «гостей» и пр). Это заинтересовывает и активизирует детей
Программа предусматривает использование на занятиях интересного и яркого наглядного материала: иллюстрации и репродукции; малые скульптурные формы; дидактический материал; игровые атрибуты; музыкальные инструменты; аудио- и видеоматериалы; «живые игрушки» (воспитатели или дети, одетые в соответствующие костюмы); театральные куклы.
Использование наглядного материала заинтересовывает детей, активизирует их и вызывает желание принять участие в том или ином виде деятельности. И как результат этого – эмоциональная отзывчивость детей, прекрасное настроение, хорошее усвоение музыкального материала и высокая активность.
Одним из главных принципов в работе с детьми данного возраста является создание непринуждённой обстановки, в которой ребёнок чувствует себя комфортно, раскрепощённо.
Не рекомендуется принуждать детей к действиям (играм, пению, а дать возможность освоиться, захотеть принять участие в занятии.
Второй принцип- целостный подход в решении педагогических задач:
Обогащение детей музыкальными впечатлениями через пение, слушание, игры и пляски, музицирование и претворение полученных впечатлений в самостоятельной деятельности.
Третьим принципом является принцип последовательности, который предусматривает усложнение поставленных задач по всем разделам музыкального воспитания.
Если в первой младшей группе восприятие музыкального материала идёт на уровне эмоций и только с помощью педагога, то во второй младшей группе дети пытаются сами осмыслить и понять музыкальный материал и высказать своё впечатление в движении.
Одним из важнейших принципов музыкального воспитания является принцип партнёрства. Мы всегда встречаем детей с улыбкой, радостно, приветливо, доброжелательно. Говорим добрые, ласковые слова: что мы по ним соскучились, мы о них думали и очень рады их видеть. Таким образом, группа детей и музыкальный руководитель становятся одним целым. Вместе они слушают, поют, рассуждают и играют.
Методика обучения, развивающая восприятие музыки у детей 4–5 лет направлена на то, чтобы вызвать у них эмоциональный отклик. Этой задаче подчинены выразительное исполнение, краткие пояснения, применение различных наглядных приёмов. Музыка усваивается успешнее, если она сопровождается показом иллюстраций, вычленением отдельных эпизодов из песен, пьес, ярко раскрывающих музыкальный образ. Применяются различные игровые приёмы, музыкальные загадки, игрушки, помогающие ребёнку понять и запомнить музыку. На занятиях постоянно ведётся работа по воспитанию навыков слушания: дослушивать до конца, не прерывать исполнение вопросами. Краткие словесные характеристики, подкреплённые музыкальными иллюстрациями, дают детям элементарные
сведения о музыке, заставляют прислушиваться к ней. Успешному развитию слуховых ощущений и восприятий помогают музыкально-дидактические игры. В каждой из них в занимательной форме ребёнок учится слышать, различать, сравнивать многие выразительные средства: высоту, тембр, динамику, ритм.
Пение: Методические приемы направлены на усвоение детьми певческих навыков. Работая над правильной чистотой интонации и звукообразованием, педагог постоянно упражняет детей. Дети этого возраста лучше поют и точнее интонируют, когда слышат исполнение взрослого. Если ребёнок не справляется с заданием, следует позаниматься с ним индивидуально. Можно использовать такой приё м: небольшая группа или солисты поочередно исполняют в песне каждую музыкальную фразу. Поочерёдное вступление активизирует слуховое внимание детей. Можно делать и так: вся группа поёт припев, солисты – запев. Дети, слушая друг друга, неизбежно фиксируют качество исполнения, отмечают неточности. Элемент соревнования вызывает желание спеть лучше, точнее. Тем самым активизируется музыкальный слух. Этому также помогает приём исполнения мелодии без слов на слоги. Развитию певческого голоса помогает пение небольших попевок. Они исполняются на слоговые сочетания (ду-ду-ду, да- да-да, на различных ступенях звукоряда постепенно расширяя певческий диапазон с учетом индивидуальных возможностей детей.
Музыкально-ритмические движения:
Методические приёмы видоизменяются в зависимости от сложности заданий, степени усвоения навыков, времени разучивания материала. Главным и обязательным остаётся одно – выразительное исполнение музыки педагогом. Это наполняет детей радостными переживаниями, рождает желание активно и самостоятельно двигаться. В этом возрасте дети ещё нуждаются в правильном показе, ясных, кратких пояснениях.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Дети продолжают знакомиться с музыкальными инструментами. Учатся различать звуки по высоте (высокое и низкое звучание колокольчика, металлофона, фортепиано, знать и различать звучание этих инструментов. Вот почему вначале детей следует познакомить с выразительными возможностями каждого инструмента. Дети слушают, а затем и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. П. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры и знакомство с выразительностью звучания инструментов. С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм.
Творческая деятельность:
В процессе обучения пению следует развивать предпосылки к некоторым творческим проявлениям. «Придумай и спой кукле колыбельную, плясовую». Ребёнок импровизирует незатейливую мелодию.
В процессе игры на музыкальных инструментах детское музыкальное творчество начинается с «обследования» звуковых возможностей инструмента.
Методика взаимодействия с детьми 5-6 лет при слушании музыки включает в себя выразительное исполнение произведения, практические действия, наглядные средства. Педагог продумывает, анализирует песню или пьесу, ищет нужные способы, помогающие понять ребёнку музыку, в кратких пояснениях подчёркивает, почему одно произведение кажется весёлым, шутливым, а другое – спокойным, ласковым. Сведения о жанрах детям не даются, но они чувствуют их назначение. Достаточный уровень развития детей позволяет привлекать их внимание не только к характеру всего произведения, но и отдельным его частям. Навыки музыкального восприятия закрепляются, если прослушивание пьесы сопровождается действиями. Дети маршируют под марш, прохлопывают ритм танцевальной музыки. Можно включить приём, с помощью которого дети получают наглядно-зрительные представления о музыкальном жанре. Укреплению навыков восприятия помогают также дидактические игры, задания которых всегда связаны с различением и воспроизведением средства музыкальной выразительности: высоты звуков, ритма, тембра, динамики. Обучение происходит в игровых, увлекательных ситуациях. Продолжая работу над навыком культуры слушания, педагог добивается эмоционального сопереживания детей, одновременно развивает слуховую наблюдательность ребёнка, сообщает элементарные сведения о музыке, предлагает высказаться. В этом возрасте дети ясно представляют, что пьеса может состоять из нескольких частей. Сведения о музыке необходимо подтверждать музыкальными иллюстрациями. Высказывания детей, позволяющие судить об их переживаниях, сопровождаются оживлённой мимикой, изменением позы, сосредоточением внимания. Освоение, запоминание каждого произведения требует повторного исполнения в течение многих занятий.
Пение: Методические приёмы всегда направлены на развитие певческого голоса, мелодического слуха и обучение навыкам. Перед началом пения детям предлагаются упражнения для распевания, построенные на отдельных звуках: «ку-ку» (малая терция, или русские народные попевки. Систематическое их повторение формирует навык чистого интонирования. Используются также упражнения на развитие слуха «музыкальное эхо» (ребёнок производит заданный звук).
Для развития певческих музыкально-слуховых представлений о высотных и ритмических отношениях используется метод сравнения: исполняются одинаковые музыкальные фразы, имеющие разные окончания, и детям предлагается определить более высокие и низкие звуки.
Эти задания должны иметь образную или игровую форму.
Первоначальные сведения о музыке дети приобретают во время разучивания песен: узнают о характере звучания, темпе исполнения, динамике. Эти сведения дети используют в ответах, рассказывая о содержании песни, о характере её звучания. На каждом занятии исполняются 2–3 песни. Вначале даются вокальные упражнения, развивающие слух. Затем разучивается новая песня. После этого исполняется знакомая песня, но требующая работы над выразительностью исполнения. В заключение исполняется любимая песня.
Музыкально-ритмические движения:
Методика разучивания игр, плясок, упражнений характеризуется тем, что исполнение музыки педагогом всегда должно быть выразительным и точным. Нельзя забывать, что ритмика – средство музыкального воспитания. Общим требованием является точный, выразительный показ движений и лаконичные, образные пояснения. Особое внимание обращается на развитие самостоятельности детей, их творческих проявлений. В играх развитие сюжета направляет музыка, определяя изменение и характер движений. Содержание сюжетных игр диктуется названием в программной музыке, литературным текстом. Разучивание игры связано с раскрытием музыкально-поэтического образа, с рассказом о его действиях. Педагог сначала может объяснить детям, как выполнить хороводное движение, например, по кругу, затем дать им возможность, прислушиваясь к музыке, словам песни, самостоятельно, по-своему изобразить персонаж. Несюжетные музыкальные игры чаще всего имеют определённые движения. В таких играх разучивание включает показ, объяснение. Сначала дети слушают музыку, чтобы почувствовать общее её настроение, характер. Далее им объясняют построение, форму произведения (так как движения меняются в соответствии с частями). В игровой форме разучиваются различные хлопки, притопывания, взмахи, вращения кистями рук и т. д. Можно предложить детям придумать, как надо двигаться под эту музыку, обсудить эти варианты (используя детский показ) и в заключение показать построение, которое детям следует выучить. Такая методика помогает усвоению навыков при активном восприятии музыки, развитию самостоятельных действий, творческих способностей. Танцы разучиваются так же, как и игры, но требуют дополнительных упражнений в усвоении и совершенствовании незнакомых детям танцевальных элементов, перестроений.
Выразительности музыкально-игровых образов помогают творческие задания – дети сами ищут движения, характеризующие тот или иной персонаж.
Некоторые упражнения носят вспомогательный характер – направлены на усвоение элементов, движений, которые затрудняют детей в пляске, хороводе, игре.
Игра на детских музыкальных инструментах:
Дети продолжают знакомиться с музыкальными инструментами. Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудностей приёмов игры. Обучение игре на инструментах должно протекать в атмосфере особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале детей следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента. Дети слушают, а затем и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов. С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Коллективные исполнения нужно сочетать с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности. В методике обучения игре на инструментах необходимо установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Выразительное исполнение произведения педагогом, показ приёмов, способов звукоизвлечения – уже проверенные методы и могут пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно обследовать инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Приёмы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребёнку. Очень важно научить правильным приёмам звукоизвлечения. В характере звучания каждого инструмента можно найти аналогию с явлениями природы – голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре. Металлофон хорошо передаё т звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, затем всё чаще, дождь усиливается. Звук триолы протяжный, как будто кто-то в лесу зовёт. Флейта говорит всем: собирайтесь в поход. Барабан гремит, словно гром. Активизируя внимание детей, можно спросить: на каких инструментах можно исполнить прослушанную пьесу? Дети легче выбирают инструменты, если пьеса достаточно ясна по своему характеру, имеет чёткую музыкальную форму, построена на контрастных по характеру частях.
Творческая деятельно сть: Дети 5–6 лет очень любят придумывать, комбинировать, что-то создавать. Многие музыкальные произведения дают возможность проявить себя творчески в движениях, инсценировке песен. Некоторые произведения специально созданы композиторами для стимулирования музыкально-игрового творчества дошкольников. В песнях-загадках педагог загадывает соответствующую загадку и проигрывает соответствующую пьесу. Дети, отгадав загадку, изображают нужный игровой образ. Послушав произведения, имеющие музыкальную характеристику персонажа или описание действия, импровизируют движения. Сочетание самостоятельных действий по показу, выполнение учебных и творческих заданий разнообразят методику и активизируют исполнительскую деятельность детей.
Методические приёмы, помогающие развитию песенного творчества, – это в основном творческие задания, развивающие способность к импровизации. На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определённой последовательности. Сначала они находят вокальные интонации: поют, называя своё имя или различные перекличек. Широко используются песни-образцы, включающие усложнение творческих заданий (импровизации звукоподражаний, музыкальных вопросов и ответов, сочинения попевок контрастного характера на заданный текст). Обычно кто-то из детей по предложению педагога импровизирует, остальные слушают, оценивают, а затем поют.
Методические приёмы при взаимодействии с детьми 6-7 лет во время слушания музыки такие же, как и с детьми 5–6 лет.
Пение: Методические приёмы отвечают задачам усвоения программных навыков и репертуара. Работая над звукообразованием, педагог использует показ на своём примере или хорошо поющего ребёнка. Прислушиваясь, остальные дети стараются делать так же. Подражание должно быть осмысленным: надо слышать, сравнивать, оценивать. Напевности звучания помогает правильное протяжное формирование гласных. При этом педагог упражняет детей в пении на гласные и слоги (ля, ле, с полузакрытым ртом. Очень важно точно, ясно выговаривать согласные, особенно в конце слов. В этом случае помогают распевания на слоги (динь-дон). Работа над певческим дыханием связана со звукообразованием. Необходимы систематические упражнения и напоминания. Приёмы развития дикции диктуются особенностями литературного текста и сводятся к разъяснению смыслового значения слов. Каждый ребёнок должен осмысленно произносить все слова, хорошо артикулируя. Здесь полезны приёмы произнесения текста шёпотом, в ритме пения и с фортепианным сопровождением, а также выразительное прочтение текста без музыки. Приёмы чистоты интонирования связаны с
формированием музыкально-слуховых представлений, слухового самоконтроля: вслушиваться и повторять так, как спел взрослый, сыграл инструмент. Можно использовать следующие приё мы: «задерживаться» на отдельном звуке мелодии и прислушаться, как он звучит; перед разучиванием исполнять попевки в различных тональностях; напоминать о направлении мелодии, о более высоких и низких звуках; использовать показ, изображение условных знаков (выше – ниже); использовать движение руки (элементы дирижирования, показывающие, как петь выше или ниже. Огромное значение имеет пение без инструментального сопровождения. Оно помогает развить точную вокальную интонацию, позволяет петь по желанию самостоятельно.
Музыкально-ритмические движения: В работе с детьми этого возраста методические приё мы многообразны и варьируются в зависимости от следующего:
- наличия различных видов деятельности – музыкальные игры, хороводы, танцы, упражнения;
- особенностей содержания и построения игры, танца, упражнения и комплекса программных умений, необходимых для успешного усвоения материала;
- последовательности усвоения одного и того же навыка в ходе разучивания разных игр, упражнений и т. д. ;
- развития способностей детей в процессе усвоения ими программного репертуара. Методические приёмы в известной степени определяются наличием или
-отсутствием сюжетности, подсказанной литературным текстом песни или названием программной пьесы.
Сюжет намечает игровые действия. Поэтому можно варьировать последовательность исполнения музыки и рассказа о содержании игры, хоровода. Разучивание танцев также требует предварительного прослушивания музыки, пояснения и показа отдельных сложных элементов. Если танец имеет двухчастную форму (запев, припев, то объяснение может быть целостным по всей композиции или отдельно по частям. Более сложная музыкальная форма (например, несколько вариаций) с разнообразным построением движений требует раздельных пояснений и показа (по частям). Приёмы видоизменяются в зависимости от этапа разучивания материала.
Первый этап – целостное восприятие музыки. Ребёнок должен почувствовать её характер, настроение. Следующий этап – разучивание – наиболее длительный (несколько занятий). Здесь могут быть применены упражнения для усвоения более сложных элементов, выразительного исполнения. Целесообразны индивидуальные задания детям с учетом их возможностей, оценка качества исполнения. Заключительный этап – повторение разучиваемого произведения, чтобы добиться непринуждённого и самостоятельного исполнения у детей. Методические приёмы варьируются в зависимости от тех качеств, способностей, которые педагог стремится развить у ребёнка. Музыкально-ритмическая деятельность должна быть исполнительской и творческой.
Игра на детских музыкальных инструментах: Дети продолжают знакомиться с музыкальными инструментами. Различные группы инструментов требуют освоения различных по степени трудностей приёмов игры. Обучение игре на инструментах должно протекать в атмосфере особенно большой заинтересованности. Вот почему вначале детей следует познакомить с оркестровым звучанием в исполнении взрослых, затем с характером звучания и выразительными возможностями каждого инструмента. Дети слушают, а затем и сами с удовольствием начинают воспроизводить в доступной им форме различные образы: гром, дождь и т. п. Это одновременно и самое элементарное освоение навыков игры, и знакомство с выразительностью звучания инструментов. С самого начала надо учить детей играть правильно, в первую очередь точно воспроизводить ритм. Коллективные исполнения нужно сочетать с индивидуальными, при этом немаловажную роль играет принцип повторности. В методике обучения игре на инструментах необходимо установить последовательность выполнения различных музыкальных заданий. Выразительное исполнение произведения педагогом, показ приёмов, способов звукоизвлечения – уже проверенные методы, могут пополняться иными. Детям предлагают самостоятельно обследовать инструменты, ставят перед ними несложные творческие задания и побуждают к самообучению в самостоятельных занятиях. Приёмы игры зависят от конструкции каждого инструмента. Прежде всего надо установить правильную исходную позу и расположение инструмента по отношению к ребёнку. Очень важно научить правильным приёмам звукоизвлечения. В характере звучания каждого инструмента можно найти аналогию с явлениями природы – голосами птиц, животных, речью человека. Педагог, например, обращает внимание детей на то, что птички поют высоко, звонко, нежно и это можно изобразить на цитре. Металлофон хорошо передаё т звуки падающих капелек дождя: сначала они падают редко, затем всё чаще, дождь усиливается.
Звук триолы протяжный, как будто кто-то в лесу зовёт. Флейта говорит всем: собирайтесь в поход. Барабан гремит, словно гром. Активизируя внимание детей, можно спросить: на каких инструментах можно исполнить прослушанную пьесу? Дети легче выбирают инструменты, если пьеса достаточно ясна по своему характеру, имеет четкую музыкальную форму, построена на контрастных по характеру частях.
Творческая деятельность:
Есть немало игр, хороводов, инсценировок, которые дают детям возможность самим действовать творчески. Педагог, направляя деятельность детей, применяет творческие задания в постепенном усложнении. Вначале дети импровизируют действия отдельных персонажей (однотипные характерные движения, затем они выполняют роли нескольких персонажей, определяют их характерные черты. С этой целью созданы музыкально-литературные сценарии, песни, пьесы, которые с увлечением исполняются детьми. В танцах также имеют место творческие задания. Начиная с простых импровизаций, различных переплясов, дети могут придумать любое движение, прослушав незнакомую пьесу. Дети получают и коллективные задания: советуются, придумывают композицию танца. Опыт показывает, что для решения этих задач лучше использовать пьесы, написанные в двухчастной форме. Это помогает детям в их творческих начинаниях, они активизируются, проявляют инициативу, самостоятельность. Дети получают следующие задания:
-выразительно передать характерную особенность персонажа, прослушав незнакомое произведение по выбору педагога («Шагающая кукла», «Хитрая лиса»);
- исполнить парный танец красиво, правильно, изящно. Каждая пара детей танцует отдельно, их исполнение оценивает весь коллектив, уточняет педагог;
- придумать (сочинить) пляску, танец по задуманному плану. Дети становятся парами и договариваются о том, что и как будут исполнять;
-импровизировать пляску, используя знакомые элементы народного танца. Педагог вызывает двоих детей, которые, стараясь «переплясать» друг друга, придумывают движения;
-придумать свой вариант импровизации движений при инсценировке незнакомой песни, которую исполняет педагог.
Методические приёмы, помогающие развитию песенного творчества, – это в основном творческие задания, развивающие способность к импровизации. На занятиях в процессе обучения пению детям предлагают задания в определённой последовательности. Сначала они находят вокальные интонации: поют, называя своё имя или различные переклички. Широко используются песни-образцы, включающие усложнение творческих заданий (импровизации звукоподражаний, музыкальных вопросов и ответов, сочинения попевок контрастного характера на заданный текст). Обычно кто-то из детей импровизирует по предложению педагога. Остальные слушают, оценивают, а затем поют.