Ольга Волкова
Рабочая программа по дополнительному образованию «Литературная гостиная» для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть
▼ Скачать + Заказать документы
2. Содержательный отдел
2.1. Образовательная деятельность.
Учебно-тематический план
1 год обучения
Творческое рассказывание. «Интервью у осеннего леса»
Дидактическая игра «Интервью»
Пересказ художественного произведения. Я. Тайца «По грибы»
Игра «Кузовок»
Чтение художественных произведений. «У природы нет плохой погоды»
Игра «Соберём букет из листьев»
Чтение художественных произведений. «Старый друг лучше новых двух».
Рисование «Моя любимая игрушка»
Творческое рассказывание. «Почемучки»
Публикация «Рабочая программа по дополнительному образованию „Литературная гостиная“ для детей в возрасте 5–7 лет 2 часть» размещена в разделах
- Конкурсы чтецов, литературные гостиные
- Литературные сценарии
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» декабрь 2017
Игра «Почемучки»
Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Пожарные собаки»
Словесная игра «Взрослый – детёныш»
Чтение художественных произведений. «Глупые ссорятся, а умные договариваются»
Обсуждение конфликтных ситуаций.
Рассказывание по серии картинок «День рождения у медвежонка»
Творческое рассказывание «Сочиняем сказку про Деда Мороза»
Выставка рисунков «Волшебный посох Деда Мороза»
Пересказ художественного произведения Н. Калинина «Про снежный колобок»
Чтение художественных произведений. «Любишь кататься, люби и саночки возить»
Совместное объяснение пословицы
Рассказывание об игрушках. «Подарки от Деда Мороза»
Прослушивание истории про Деда Мороза
Рисование «Подарок от Деда Мороза»
Творческое рассказывание. «Как мы на бал собирались»
Игра «Что возьмём с собой на бал»
Пересказ художественного произведения. Л. Толстой «Лев и собачка»
Чтение художественных произведений. «Жадная душа – без дна ушат»
Обсуждение конфликтных ситуаций
Игра «Если бы…»
Творческое рассказывание «Поговорим по телефону»
Беседа о телефоне
Обыгрывание ситуаций
Пересказ художественного произведения. Русская народная сказка «У страха глаза велики».
Пересказ по частям
Чтение художественных произведений. «Доброе слово лечит, а худое калечит».
Игра «Подбери нужные слова»
Творческое рассказывание «Придумывание небылиц»
Рассказ детьми небылиц
Пересказ художественного произведения Е. Пермяка «Для чего руки нужны»
Обсуждение словосочетания «трудовые руки»
Чтение художественных произведений. «Маленькое дело лучше большого безделья»
Рассказы детей о добрых делах
Рассказ по серии картинок-иллюстраций детских книг «Детский книжный магазин»
Рассматривание выставки книг со сказками
Творческое рассказывание. «Сочиняем стихи».
Игра «Подбери рифму»
Пересказ художественного произведения. К. Ушинский «Лекарство»
Словесная игра «Положи своё слово в шкатулочку»
Чтение художественных произведений. «Как аукнется, так и откликнется»
Игра с зеркалом.
Чтение художественных произведений. «Не жалей минутки для любимой шутки»
Рисование весёлого старичка из стихотворения Д. Хармса
Творческое рассказывание. «Весёлые загадки
Загадывание загадок
Изготовление книжки-самоделки с придуманными загадками
Пересказ художественного произведения Е. Чарушина «Воробей»
Загадывание загадок о воробье
Пересказ рассказа по частям
2 год обучения
«Сказка о рыбаке и рыбке». А. С. Пушкин
Чтение понравившихся отрывков, их драматизация.
Выставка детских рисунков по сказке
Заучивание стихотворения А. С. Пушкина «Уж небо осенью дышало»
Упражнение «Скажи по - другому»
Рисование осеннего пейзажа
Знакомство с новым жанром – басней. Чтение басни И. А. Крылова «Стрекоза и муравей»
Знакомство с творчеством баснописца Крылова
Разыгрывание басни по ролям
Рисунки детей по содержанию басни
Чтение басни Л. Толстого «Собака и её тень»
Объяснение значения пословицы «За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь»
Рисование рисунков к басне
Чтение В. Гаршина «Лягушка-путешественница»
Изготовление книжки-самоделки и иллюстраций к ней
Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Гадкий утёнок»
Выставка сказок Г. Андерсена
Рисование рисунков по сказке
Чтение сказки Ш. Перро «Мальчик –с – пальчик»
Викторина по сказкам Ш. Перро
Чтение В. Катаева «Цветик-семицветик»
Рисование волшебного цветка
Чтение рассказа В. Драгунского «Тайное становится явным»
Разбор смысла пословиц «Тайное становится явным», «Шило в мешке не утаишь»
Рассказывание русской народной сказки «Царевна-лягушка»
Лепка «Лягушка»
Рассказывание русской народной сказки «Сивка-бурка»
Выставка книжек-сказок, в которых героям помогали разные животные
Рассказывание русской народной сказки «Хаврошечка»
Деление сказки на 3 части
Рисование рисунка к каждой части сказки на листе (лист разделён на 3 части)
Ознакомление с малыми фольклорными формами: загадки, скороговорки, пословицы Анализ загадок
Пояснение пословиц
Упражнения на произношение скороговорок
Ознакомление с малыми фольклорными формами: потешки и песенки
Анализ образных выражений
Разыгрывание песенок «Как на тоненький ледок», «Про зайчишку»
Содержание изучаемого курса
Чтобы речь детей была достаточно правильная, я уделяю большое внимание развитию речи дошкольников в процессе ознакомления с книгой. В своей работе главным образом я использую сказки, стихи, рассказы, басни.
Для обучения заучиванию стихотворений, использую опорные схемы-рисунки. Это очень увлекает детей, превращает занятие в игру. Зрительный образ, сохранившийся у ребенка после прослушивания, сопровождающегося просмотром схем - рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст. Сначала выразительно читаю стихотворение, затем сообщаю, что это стихотворение дети будут учить наизусть. Затем еще раз читаю стихотворение с опорой на мнемотаблицу, задаю вопросы по содержанию стихотворения, помогая детям уяснить основную мысль, выясняю, какие слова непонятны детям, объясняю их значение в доступной для детей форме, потом читаю отдельно каждую строчку стихотворения, дети повторяет ее с опорой на мнемотаблицу.
При работе над формированием связной речи я использую наглядное моделирование. Например при пересказе текстов использую картинно-графический план. Так, например, при пересказе сказки «Хаврошечка» подвожу детей к пониманию, что сказку можно записать схемой, а в этой схеме использовать знаки символы. Имея перед собой наглядную модель, дети рассказывают сказку. Внимание дошкольников акцентируется на наглядные опоры, это помогает детям не «потерять» основную последовательность событий сказки и пересказывать близко к тексту.
В работе с детьми часто использую пальчиковые игры, которые способствуют не только формированию речи, но и развитие мелкой моторики.
Достижение художественно-речевых навыков при чтении и драматизации планирую с детьми через следование принципам: системности, доступности, интеграции. На подготовительном этапе в группе была создана база для работы: уголок книги, отвечающий требованиям программы, приобретены и изготовлены тематические папки, портреты писателей, разные виды театров.
Формы работы с детьми носят характер новизны, индивидуального подхода. Каждая тема преподносится в интересной и увлекательной форме, что способствует более прочному усвоению знаний.
Для закрепления пройденного материала детям предлагается самим оформление и изготовление книжек-малышек.
Ещё одна инновационная форма работы с детьми - это литературные гостиные. Под большим впечатлением дети остались от творчества любимых сказочников – Ш. Перро, Г. Х. Андерсона. На занятиях по их творчеству ребята увидели портреты великих сказочников, познакомились с их биографией, которая была преподнесена детям в доступной форме, вспомнили знакомые сказки и услышали новые: "Мальчик с пальчик", «Синяя борода», «Золушка».
По тому же принципу проходят занятия, которые знакомят детей с творчеством советских писателей. Например, голос детского писателя Чуковского дети смогли прослушать во флэш-записи.
Анализом мероприятий по речевому развитию детей через ознакомление с художественной литературой, служат рисунки и поделки детей по прочитанным произведениям.
Чтобы вызвать у детей интерес к художественным произведениям и эмоционально настроить их, я использую в своей работе аудио и видеозаписи, иллюстрации.
2.2. Вариативные формы, способы, методы и средства реализации программы.
Методы и приёмы обучения.
Словесные:
беседы;
рассказ;
чтение художественной литературы;
использование игровых ситуаций;
игры — беседы с персонажами сказок;
прослушивание аудиозаписей;
упражнения подражательно — исполнительского и творческого характера;
моделирование и анализ заданных ситуаций;
сочинение историй.
Наглядные:
групповые выставки;
видеопрезентации;
рассматривание иллюстраций.
Игровые:
игры – драматизации;
игры – инсценировки;
игры – забавы;
подвижные игры;
пальчиковые игры;
Практические:
организация продуктивной деятельности детей;
оформление книжного уголка;
театрализовано-музыкальные развлечения.
Условия реализации программы:
• Систематическое проведение занятий в групповой форме.
• Обеспечение индивидуального и дифференцированного подхода.
• Создание условий для самостоятельной деятельности детей.
• Сотрудничество педагога с семьей.
Формы реализации программы
Реализация программы предполагает осуществление специально организованных занятий, в процессе которых дети получают знания, умения, навыки по изучаемым темам.
Форма занятий
Тематическая совместная деятельность.
Взаимодействие с родителями (законными представителями) воспитанников
Ведущая цель — создание необходимых условий для формирования ответственных взаимоотношений с семьями воспитанников и развития компетентности родителей, обеспечение права родителей на уважение и понимание, на участие в жизни детского сада.
Основные задачи взаимодействия с семьей:
- изучение отношения педагогов и родителей (законных представителей) к различным вопросам воспитания, обучения, развития детей, условий организации разнообразной деятельности в детском саду и семье;
- знакомство педагогов и родителей (законных представителей) с лучшим опытом воспитания в детском саду и семье, а также с трудностями, возникающими в семейном и общественном воспитании дошкольников;
- информирование друг друга об актуальных задачах воспитания и обучения детей и о возможностях детского сада и семьи в решении данных задач;
- создание в детском саду условий для разнообразного по содержанию и формам сотрудничества, способствующего развитию конструктивного взаимодействия педагогов и родителей с детьми;
- поощрение родителей (законных представителей) за внимательное отношение к разнообразным стремлениям и потребностям ребенка, создание необходимых условий для их удовлетворения в семье.
Формы информационного взаимодействия с родителями (законными представителями) по основным линиям развития ребенка.
1. Использование стендов, стеллажей для демонстрации работ по рисованию и лепке с последующим индивидуальным комментированием результатов детской деятельности.
2. Демонстрация фотоматериалов с изображением результатов участия детей в запланированных мероприятиях.
3. Организация выставок детских работ по изученным произведениям.
3. Организационный раздел.
3.1. Описание материально-технического обеспечения программы, обеспеченности методическими материалами и средствами обеспечения и воспитания.
Материально-техническое обеспечение:
- магнитная доска, магниты
- мебель (столы, стулья)
- демонстрационный экран (интерактивная доска);
- мультимедийный проектор;
- раздаточный материал: бумага, карандаши, акварельные краски, гуашь;
- демонстрационный материал: иллюстрации и картинки (по всем темам программы, портреты авторов произведений.
1 часть
http://www.maam.ru/detskijsad/51884/editpost721142.html