Наталья Головина
Рабочая образовательная программа (средняя группа) 7 часть
▼ Скачать + Заказать документы
2.1.4. Образовательная область «Физическое развитие»
Образовательная область «Здоровье»
"Содержание образовательной области „Здоровье" направлено на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья через решение следующих задач:
• сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
• воспитание культурно гигиенических навыков;
• формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей
Темочки:
Продолжать работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.
Осуществлять под руководством медицинских работников комплекс закаливающих процедур с использованием природных факторов (воздух, солнце, вода). Обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии с режимом дня.
Организовывать и проводить различные подвижные игры (зимой — катание на санках, скольжение по ледяным дорожкам, ходьба на лыжах; в теплый период года — катание на велосипеде).
При наличии условий обучать детей плаванию. Ежедневно проводить утреннюю гимнастику продолжительностью 6-8 минут.
Воспитание культурно-гигиенических навыков
Продолжать воспитывать опрятность, привычку следить за своим внешним видом. Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком. Приучать при кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком. Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: пищу брать понемногу, хорошо.
Пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка,салфеткой, полоскать рот после еды.
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни
Продолжать знакомить детей с частями тела и органами чувств человека. Дать представления о функциональном назначении частей тела и органов чувств для жизни и здоровья человека (руки делают много полезных дел; ноги помогают двигаться; рот говорит, ест; зубы жуют; язык помогает жевать, говорить; кожа чувствует; нос дышит, улавливает запахи; уши слышат).
Воспитывать потребность в соблюдении режима питания, употреблении в пищу овощей и фруктов, других полезных продуктов.
Дать представления о необходимых телу человека веществах и витаминах. Расширять представления о важности для здоровья сна, гигиенических процедур, движений, закаливания. Познакомить с понятиями «здоровье» и «болезнь».
Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием (Я чищу зубы - значит, они у меня будут крепкими и здоровыми», «Я промочил ноги на улице, и у меня начался насморк»).
Формировать умение оказывать себе элементарную помощь при ушибах, обращаться за помощью к взрослым при заболевании, травме. Развивать умение заботиться о своем здоровье. Дать представление о составляющих здорового образа жизни; о значении физических упражнений для организма человека. Воспитывать потребность быть здоровым. Продолжать знакомить с физическими упражнениями на укрепление различных органов и систем организма.
Образовательная область «Физическая культура»
«Содержание образовательной области „Физическая культура" "направлена на
достижение целей формирования у детей интереса и ценностного отношения к
занятиям физической культурой, гармоничное физическое развитие через решение
следующих специфических задач:
• развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и
координации);
• накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными
движениями);
• формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и
физическом совершенствовании».
Развитие физических качеств,
накопление и обогащение двигательного опыта Формировать правильную осанку. Закреплять и развивать умение ходить и бегать, согласовывая движения рук и ног. Развивать умение бегать легко, ритмично, энергично отталкиваясь носком.
Приучать к выполнению действий по сигналу. Упражнять в построениях, соблюдении дистанции во время передвижения.
Закреплять умение ползать, пролезать, подлезать, перелезать через предметы. Развивать умение перелезать с одного пролета гимнастической стенки на другой (вправо, влево). Закреплять умение энергично отталкиваться и правильно приземляться в прыжках на двух ногах на месте и с продвижением вперед, ориентироваться в пространстве. В прыжках в длину и высоту с места формировать умение сочетать отталкивание со взмахом рук, при приземлении сохранять равновесие. Формировать умение прыгать через короткую скакалку. Закреплять умение принимать правильное исходное положение при метании, отбивать мяч о землю правой и левой рукой, бросать и ловить его кистями рук (не прижимая к груди). Развивать физические качества: гибкость, ловкость, быстроту, выносливость и др. Продолжать развивать активность детей в играх с мячами, скакалками, обручами и т. д. Закреплять умение кататься на трехколесном велосипеде по прямой, по кругу. Совершенствовать умение ходить на лыжах скользящим шагом, выполнять повороты, подниматься на гору.
Формы работы с детьми по направлению «Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни»
Содержание Совместная деятельность Режимные моменты Самостоятельная деятельность
1. Воспитание КГН:
*умываться, чистить зубы, расчёсывать волосы, полоскать горло и рот, устранять порядок в одежде
*вытираться только своим полотенцем
*навыки гигиены в туалете
*культура разговора в помещении
* элементарные навыки приёма пищи
2. Сохранение и укрепление здоровья
*различать и понимать состояния своё и людей
* одеваться в соответствии с температурным режимом группового помещения
* выполнение простейших закаливающих процедур
3. Формирование начальных представлений о ЗОЖ
* элементарное представление о полезном питании
* различение и называние органов чувств
Обучающие игры по инициативе воспитателя
(сюжетно-дидакические, развлечения
Дидактические игры, чтение художественных произведений, личный пример, помощь взрослого.
Игры сюжетно-отобразительные
Дидактические, подражательные упражнения
Организация двигательного режима в средней группе «Б».
Режимные моменты Время
1. Прием детей, самостоятельная двигательная деятельность Ежедневно
20 — 30 мин
2. Утренняя гимнастика Ежедневно
6-8 мин
3. Физкультурные занятия в зале 2 раза в неделю по 20-25 мин.
4. Физкультурное занятие на прогулке 1 раз в неделю 20-25 мин.
5. Музыкально ритмическая деятельность по музыкальному развитию 2 раза в неделю
5-10 мин.
6. Физкультминутки во время занятий 3-5 мин
7. Игра малой подвижности (или пальчиковая гимнастика) перед образовательной деятельностью Ежедневно 5-10 мин.
8 Двигательная разминка во время перерыва между НОД По мере необходимости
3-5 мин.
9. Музыкальные занятия
2 раза в неделю
10. Самостоятельная двигательная активность Ежедневно, под контролем воспитателя, продолжительность зависит от индивидуальных особенностей
11. Физкультурное развлечение 1раз в месяц 20 мин.
12. Индивидуальная работа по развитию движений Ежедневно во время прогулки
10-12 ин
13. Целевые прогулки за пределы территории детского сада
1 раз в 2 месяца 20-40 мин.
13. Подвижные игры и спортивные игры Ежедневно
20- 25 мин (не менее 2-3 раз в день)
14. Физические упражнения на прогулке (инд. работа по ОВД) 20- 25 мин
Ежедневно
15. Оздоровительная гимнастика после сна 5-6 мин
Ежедневно
16. День здоровья 1 раз в квартал
17. Неделя здоровья 1 раз в год
18. Самостоятельное использование физкультурного и спортивного - игрового оборудования Ежедневно
19. Самостоятельные подвижные игры Ежедневно
Схема закаливания в разные сезоны года
Содержание Время
1. Элементы обширного умывания (лицо, шея, руки, до локтя).
2. Умывание прохладной водой.
3. Полоскание рта кипячёной водой комнатной температуры. Ежедневно: после дневного сна или после утренней гимнастики.
По мере загрязнения, перед едой.
После каждого приёма пищи.
4. Воздушные ванны
5. Дневной сон без маечек. Ежедневно: Во время гимнастики после сна, летом на прогулке.
Тёплое время года
6. Босохождение (стопотерапия).
7. Хождние по «дорожкам здоровья»
Ежедневно: Во время гимнастики после сна.
8. Игровой, точечный массаж, польчиковая, зрительная, гимнастика; дыхательные упражнения Ежедневно: Во время утренней гимнастики, в свободное время.
Система закаливающих мероприятий в Средней группе «Б»
№ п/п Содержание мероприятий Время проведения
1. Воздушно-
температурный режим: от +20 до + 22С
Обеспечивается рациональное сочетание температуры воздуха и одежды детей
• Одностороннее проветривание В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).
Допускается снижение температуры на 1-2 С
• Сквозное проветривание (в отсутствии детей) : В холодное время проводится кратковременно (5-10 мин).
Критерием прекращения проветривания является температура воздуха, сниженная на 2-3 С
Утром перед приходом детей К моменту прихода детей температура воздуха восстанавливается до нормальной.
Перед возвращением детей с дневной прогулки + 21 С
Во время дневного сна, вечерней прогулки В теплое время года проводится в течение всего периода отсутствия детей в помещении.
2. Воздушные ванны
• Утренняя гимнастика ежедневно в группе
• Физкультурные занятия 2 раза в неделю в группе +1 на улице
• Прогулка Одежда и обувь соответствуют метеорологическим условиям. В холодное время года:
до -18 С
• Хождение босиком
Ежедневно. В теплое время года при температуре воздуха от +20 С до + 22 С.
В холодное время года в помещении при соблюдении нормативных температур.
• Дневной сон Обеспечивается состояние теплового комфорта соответствием одежды, температуры
+ 20С
• Гимнастика после дневного сна с элементами дыхательной гимнастики, самомассажа, ходьбы по дорожкам «здоровья» В помещении температура на 1-2 градуса ниже нормы
3. Водные процедуры:
• Гигиенические процедуры Умывание,
мытье рук до локтя водой комнатной температуры
• В летний период - мытье ног.
21.4 Направление «Художественно-эстетическое развитие»
Образовательная область «Художественное творчество»
Содержание образовательной области „Художественное творчество"
направлено на достижение целей формирования интереса к эстетической стороне окружающей действительности, удовлетворение потребности детей в самовыражении через решение следующих задач:
• развитие продуктивной деятельности детей (рисование, лепка, аппликация,
художественный труд);
• развитие детского творчества;
• приобщение к изобразительному искусству.
Развитие продуктивной деятельности
Рисование
Помощь детям в расположении изображений на всем листе в соответствии с содержанием действия и включенными в действие объектами при передаче сюжета. Привлечение внимания детей к передаче соотношения предметов по величине (дерево высокое, куст ниже дерева, цветы ниже куста).
Закрепление и обогащение представлений детей о цветах и оттенках окружающих предметов и объектов природы. Знакомство с основными цветами и оттенками (коричневый, оранжевый, светло-зеленый); формирование представлений о том, как можно получить эти цвета. Развитие умение смешивать краски для получения нужных цветов и оттенков.
Развитие желания использовать в рисовании, аппликации разнообразных цветов. Привлечение внимания на многоцветие окружающего мира.
Закрепление умения правильно держать карандаш, кисть, фломастер, цветной мелок; использовать их при создании изображения.
Формирование умения закрашивать рисунки кистью, карандашом, проводя линии штрихи только в одном направлении (сверху вниз или слева направо); ритмично наносить мазки, штрихи по всей форме, не выходя за пределы контура; проводить широкие линии всей кистью, а узкие линии точки — концом ворса кисти. Закрепление умения чисто промывать кисть перед использованием краски другого цвета. К концу года формирование умения получать светлые и темные оттенки цвета, изменяя нажим на карандаш.
Формирование умения правильно передавать расположение частей сложных предметов (кукла, зайчик и др.) и соотносить их по величине.
Декоративное рисование
Формирование умения создавать декоративные композиции по мотивам дымковских, филимоновских узоров. Использование дымковских и филимоновских изделий для развития эстетического восприятия прекрасного и в качестве образцов для создания узоров в стиле этих росписей (для росписи могут использоваться вылепленные детьми игрушки и силуэты игрушек, вырезанные из бумаги).
Знакомство детей с городецкими изделиями. Развитие умения выделять элементы
городецкой росписи (бутоны, купавки, розаны, листья); видеть называть цвета, используемые в росписи.