Приложение МААМ

Рабочая программа по ФГОС. Часть 4

Анна Маслова
Рабочая программа по ФГОС. Часть 4
▼ Скачать + Заказать документы

Часть IV.

2.2. Часть Программы, формируемая участниками образовательных отношений.

Вариативная часть программы представляет организацию индивидуализированного воспитательно-образовательного процесса по парциальным программам, реализуемым в ДОУ.

1. Дополнительное образование в ДОУ, кружковая работа.

Публикация «Рабочая программа по ФГОС, Часть 4» размещена в разделах

Дополнительное образование в дошкольном учреждении дает возможность выявить и развить творческие способности детей. На занятиях по дополнительному образованию идет углубление, расширение и практическое применение приобретенных знаний в основной образовательной деятельности. Дополнительное образование детей даёт возможность каждому ребенку удовлетворить свои индивидуальные познавательные, эстетические, творческие запросы.

При организации деятельности дополнительного образования детей детский сад учитывает:

— интересы детей и добровольность выбора ими кружка, секций, студий;

— возрастные особенности детей, имеющийся у них опыт участия в такого рода занятиях;

— необходимость решения воспитательных и образовательных задач в единстве с основной программой детского сада;

— понимание игры как ведущего вида деятельности и выстраивание содержания дополнительного образования детей именно на ее основе;

— необходимость создания комфортной обстановки, в которой будет развиваться творческая личность;

— нормы нагрузки на ребенка.

В нашем детском саду на бесплатной основе проводится кружковая работа по изучению детьми правил дорожного движения «Веселый светофор».

Основным целями изучения правил дорожного движения, и поведения на улице являются:

- снижение дорожно-транспортного травматизма среди детей посредством повышения уровня знаний ими правил дорожного движения:

- развитие психофизиологических качеств ребенка;

- формирование культуры общественного поведения в процессе общения с дорогой.

Настоящая программа описывает курс по ознакомлению детей дошкольного возраста с правилами дорожного движения.

В своей работе я использую следующие формы:

Занятия в кружке по ПДД.

Беседы-диалоги.

Целевые прогулки.

Чтение литературы.

Игровые тренинги.

Обучающие игры на интерактивной доске.

Обыгрывание ситуации по безопасности детей на дорогах.

Игровые викторины.

Работа с родителями.

Дидактические игры по ПДД.

Ожидаемые результаты:

Воспитательный:

Формирование культуры поведения в процессе общения с дорогой;

Привитие устойчивых навыков безопасного поведения в любой дорожной ситуации.

Образовательный:

Овладение базовыми правилами поведения на дороге;

Анализ готовности решать дорожно-транспортные ситуации;

Формирование у детей самостоятельности и ответственности в действиях на дороге;

Развитие творческих способностей;

Формирование устойчивых познавательного интереса.

Социальный:

Формирование сознательного отношения к своим и чужим поступкам;

Развитие отрицательного отношения к нарушениям ПДД.

2.2.1. Региональный компонент.

Назначение регионального компонента — защита и развитие системой образования региональных культурных традиций и особенностей; сохранение единого образовательного пространства России; направленность деятельности Ставропольского края; обеспечение прав подрастающего поколения на доступное образование; вооружение дошкольников системой знаний о крае.

Обучение в региональном компоненте строится на основе преемственности поколений, уникальности природной и культурно-исторической среда и региональной системы образования как 1 важнейшего фактора развития территории.

Природное, культурно-историческое, социально-экономическое своеобразие местности предопределяет отбор содержания регионального I компонента образования, усвоение которого позволяет выпускникам ДОУ адаптироваться к условиям жизни в ближайшем социуме, проникнуться любовью к родной земле, воспитать у себя потребность в здоровом образе жизни, рациональном использовании природных богатств, в охране окружающей среды.

Содержание регионального компонента образования призвано способствовать формированию у дошкольников духовно-нравственных ориентаций, развитию их творческого потенциала, толерантности в условиях современного мира.

Дошкольный возраст - важнейший период становления личности, в течение которого формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе, культуре.

Среди направлений Программы (коррекционно-образовательная деятельность, физическое, познавательно-речевое, социально-личностное, художественно-эстетическое развитие) важное место занимает региональный компонент.

В дошкольном учреждении образовательный процесс по данному направлению реализуется на основе программ; «Программа воспитания и обучения в детском саду» (М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой)

Р. М. Литвиновой «Региональная культура: художники, писатели, композиторы»».

Основные функции дошкольного образовательного учреждения по реализации регионального компонента:

-обеспечение развития личности в контексте современной детской субкультуры, достижение ребенком уровня психофизического и социального развития для успешного познания окружающего мира через игровую деятельность, включение в систематическую учебную деятельность в школе.

Для реализации этих задач МДОУ, которое посещают дети с нарушениями речи, ставит такие цели:

- обеспечить эмоциональное благополучие каждого ребенка, сохранить и укрепить его психофизическое здоровье, способствовать становлению образа «я» на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

- воспитывать нравственные, трудовые, эстетические качества, которые обеспечивают успешное развитие и саморазвитие ребенка в семье, дошкольном учреждении, социуме на примере национальных традиций и обычаев;

- развивать индивидуальность ребенка через освоение общественных норм и правил поведения, доступных для данного возраста, дайной местности;

- формировать интерес к культурному наследию;

- повышать заинтересованность всех участников образовательного процесса в расширении знаний по краеведению;

- готовить детей к обучению в школе.

Основные направления деятельности ДОУ:

• формирование нравственных идеалов на основе отечественных духовных и культурно-исторических ценностей;

• формирование гражданской позиции, основанной на уважении прав и свобод человека и гражданина, закрепленных в Конституции РФ;

• изучение национальных традиций и обычаев;

• воспитание любви к природе родного края и его обитателям, уважения к прошлому своего народа, любви к родному слову;

• обогащение и развитие речевой культуры посредством изучения истории русского языка;

• изучение истории Ставропольского края во взаимосвязи с культурой и историей России;

• раскрытие духовных ценностей отечественной литературы и искусства, ознакомление с произведениями музыки, литературы, живописи, архитектуры через творчество ставропольских поэтов, композиторов, писателей и художников;

коррекция речи: звукопроизносительной стороны, лексико-грамматического строя, просодических элементов, связной речи;

• подготовка к обучению грамоте;

• формирование и развитие познавательной деятельности в соответствии с программой обучения и воспитания детей дошкольного возраста;

• развитие общей и мелкой моторики, координации речи с движениями;

• преодоление социальной незрелости, формирование толерантного отношения к окружающим;

• коррекция нарушений межличностного общения, преодоления эмоциональной незрелости.

Любой край, область, даже небольшая деревня неповторимы в своей природе, людях, их труде и замечательном народном творчестве. Очень важно привить детям чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, поселка, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм.

Включение родителей в совместный образовательный процесс позволяет значительно повысить его эффективность. В ДОУ используются как традиционные формы работы с родителями, так и нетрадиционные. Последние подразделяются на информационно-аналитическую, познавательную, досуговую, наглядно-информационную (информационно-ознакомительную и информационно-просветительскую деятельность).

Совместная деятельность создает условия для двигательной активности ребенка, его эмоционального, интеллектуального, социально-нравственного здоровья; дает выход на творчески-продуктивную деятельность в результате полученных впечатлений. Родители знакомятся с методикой работы по формированию лексико-грамматического строя речи детей, развитию связной речи, подготовке к обучению грамоте, с упражнениями и играми, направленными на совершенствование мелкой и общей моторики соответственно возрасту детей; учатся лепить, наклеивать, перевоплощаться, творить вместе с детьми, любить родной край.

Для реализации регионального компонента в ДОУ (старшая и подготовительная к школе группа) особенно привлекательна тема «Мой родной поселок». Такая тема требует длительной, кропотливой предварительной работы : беседы, экскурсии по поселку, посещение школьного музея, выставок, творческие встречи с известными людьми родного поселка.

Именно в МДОУ педагог имеет возможность раскрыть детям дух родной культуры через знакомство с историей, народными традициями, старинными обычаями Северного Кавказа и свершениями знаменитых соотечественников, возродить традиции семейного воспитания.

Региональный компонент в рабочей программе не выделяется в отдельную часть, а реализуется в интеграции в организованной образовательной деятельности по всем направлениям развития и в свободной деятельности.

Региональный компонент проходит через такие виды организованной деятельности, музыка, чтение художественной литературы, социализация, познание (формирование целостной картины мира, но не реже одного раза в месяц по каждому виду деятельности. Национально-региональный компонент может реализовываться как полное занятие (формирование целостной культуры мира) или как часть непосредственно организованной деятельности, а также в совместной деятельности взрослого и ребенка, и самостоятельной деятельности детей. Образовательная область «Чтение художественной литературы» реализуется в ходе режимных моментов: перед дневным сном и во вторую половину дня.

Формы организации регионального компонента:

- основная форма работы - совместная деятельность с детьми;

- индивидуальные и групповые беседы;

-дидактические, подвижные, сюжетно-ролевые игры;

-интегрированная деятельность;

- экскурсии, видеоэкскурсии;

- творческие встречи;

- посещение выставок.

Интеграция

Коммуникативно-личностное развитие.

Учить детей решать спорные вопросы и улаживать конфликты с помощью речи: убеждать, доказывать, объяснять. Учить строить высказывания. Продолжать развивать речь как средство общения, познавательно-речевое развитие

Поощрять попытки делиться с педагогом и другими детьми разнообразными впечатлениями, уточнять источник полученной информации (телепередача, рассказ взрослого, посещение выставки, детского спектакля и т. д.).

Художественно-эстетическое развитие.

Знакомить с репродукцией картины ставропольского художника II. М. Гречишкина «Ставропольский лес». Продолжать знакомить детей с архитектурой родного края. Закреплять знания о том, что существуют различные гю назначению здания: жилые дома, магазины, театры, кинотеатры и др.

Познакомить детей с жанрами изобразительного и музыкального искусства. Учить выделять и использовать в своей изобразительной, музыкальной, театрализованной деятельности средства выразительности разных видов искусства, знать и называть материалы для разных видов художественной деятельности.

Физическое развитие.

Приучать детей самостоятельно организовывать подвижные спортивные игры, выполнять спортивные упражнения на прогулке, используя имеющееся физкультурное оборудование.

Расширять представления о месте человека в природе, о том, как нужно жить, чтобы не вредить себе и окружающей среде. Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни. Прививать интерес к физической культуре и спорту и желание заниматься.

Основные направления работы.

Моя семья:

- моя семья, какой я её вижу?

- Как я интересуюсь жизныо своих родственников?

- Знаю ли я своих родственников?

- Рассматривание фотографий - внешнее сходство и различия между братьями и сёстрами;

- Профессия моих родителей;

- Выходной день в нашей семье;

Мой посёлок.

- название отдельных улиц - отражение истории посёлка;

- исторические памятники;

- национальности, населяющие посёлок;

- рассматривание разных по назначению зданий;

- места отдыха, экология посёлка;

- виды транспорта в посёлке;

Люблю тебя, мой край родной:

- географическое расположение, его природные ресурсы;

- климатические условия, определяющие экономическое развитие края.

- Города края (Ставрополь, КМВ, их достопримечательности.

- Происхождение казаков. История, быт, культура казачества.

- Казачий фольклор. Детские казачьи игры.

Литературное и художественное наследие края:

- знакомство с писателями и композиторами и их творчеством

- знакомство с художниками

Методическое обеспечение.

«Региональная культура» P.M.Литвинова

«Региональная культура как средство патриотического воспитания»

Р. М. Литвинова

«Ставрополье наш дом» Н. П. Шелухина

«Ставропольские писатели детям» С. Н. Гончарова

«Знакомство дошкольников с произведениямит декоративного искусства» А. М. Тишина

«Музыка народов Северного Кавказа» Н. В. Чибисова

«Знакомим дошкольников с произведениями художников Ставрополья» С. С. Стукалова.

2.2.2. Сложившиеся традиции организации или группы.

Подрастая, ребенок приходит в детский сад и его поведение становится более осознанным. Попадая в новую среду, ребенок узнает новые модели поведения, осваивает новые для него формы человеческих отношений. У ребенка начинают формироваться нравственные качества, стремления, идеалы. И этому формированию немало способствуют те, порой уникальные традиции, которые существуют не только в детском саду, а конкретно в каждой группе детского сада. Каждая такая традиция направлена, прежде всего на сплочение коллектива. И если воспитатели в группе придерживаются гуманного подхода к детям, где каждый ребенок – личность, а все вместе – дружный коллектив, то именно традиции помогают ребенку освоить ценности коллектива, способствуют чувству сопричастности сообществу людей, учат прогнозировать развитие событий и выбирать способы действия. Поэтому создание групповых традиций в детском саду и их передача следующему поколению воспитанников – необходимая и нужная работа. Традиции играют большую роль в укреплении дружеских отношений, оказывают большую помощь в воспитании детей. Традиции, в которых дети принимают непосредственное участие все вместе и с воспитателем, прочно откладываются в детской памяти и уже неразрывно связаны с детством, с воспоминанием о детском садике, как о родном общем доме, где каждый ребенок любим и уважаем. В нашей группе есть уже прочно сложившиеся традиции, которые нашли отклик в сердцах не одного поколения воспитанников. Эти традиции с большим удовольствием принимаются детьми и родителями, совершенствуются и приумножаются. Каждая традиция направлена на достижение определенной воспитательной цели. Каждая традиция проверена временем.

Итак, представляем вашему вниманию традиции нашей группы:

1. «Утро радостных встреч».

Цель: Обеспечить постепенное вхождение ребенка в ритм жизни группы, создать хорошее настроение, настроить на доброжелательное общение со сверстниками.

2. «Календарь настроения».

Цель: Наблюдение воспитателем за эмоциональным состоянием каждого ребенка с целью оказания своевременной коррекции и поддержки развития личности ребенка.

3. «Отмечаем день рождения».

Цель: Развивать способность к сопереживанию радостных событий, вызвать положительные эмоции, подчеркнуть значимость каждого ребенка в группе.

4. «Неделя экскурсий».

Цель: Знакомить детей с профессиями детского сада, воспитывать уважение к людям различных профессий, которые работаю в детском саду. Способствовать расширению контактов со взрослыми людьми.

5. «Спортивный праздник».

Цель: Расширять знания детей. Совершенствовать выполнения детьми элементов игры. Развивать способность концентрировать внимание, ловкость, координацию движений. Развивать скоростные качества, быстроту реакции, формировать умения действовать в команде.

6. «Семейная мастерская».

Цель: Приобщение детей и родителей к совместному творчеству, с целью установления доброжелательной атмосферы в семье и расширения знаний детей о своих близких людях.

7. «Книжкин день рождения».

Цель: Прививать детям культуру чтения книг, расширять кругозор, воспитывать любовь и бережное отношение к книгам.

8. «Уход за комнатными растениями».

Цель: Вызвать у детей желание помогать взрослым, привлекать к посильному труду, воспитывать любовь к природе.

9. «Мы всегда вместе».

Цель: Формирование между детьми доброжелательных и дружеских отношений.

10. «Знакомство с правилами пожарной безопасности».

Цель: продолжить знакомство с правилами пожарной безопасности в быту

Задачи:

• отрабатывать правильность действий при возникновении пожара;

• довести до сознания детей невозможность легкомысленного обращения с огнём;

• воспитывать бережное отношение к своему здоровью, уважение к труду пожарных.

11. «Масленица».

Цель: Знакомство с историей и культурой своей страны, с народными обрядами и обычаями.

12. Праздники, которые по традиции мы отмечаем в группе.

«День знаний» (1 сентября)

«Осенины»

«День воспитателя» (27 сентября)

«Подари радость детям» (20 ноября)

«День матери» (27 ноября)

«Новый год»

«День защитника Отечества» (23 февраля)

«Масленица»

«Международный женский день 8Марта»

«День смеха» (1 апреля)

«День космонавтики» (12 апреля)

«Международный день земли» (22 апреля)

«Пасха»

«День труда» (1 мая)

«День Победы» (9 мая)

«Международный день защиты детей»

III. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

3.1. Организация режима пребывания детей в ДОУ

Цикличность процессов жизнедеятельности обуславливают необходимость выполнение режима, представляющего собой рациональный порядок дня, оптимальное взаимодействие и определённую последовательность периодов подъёма и снижения активности, бодрствования и сна. Режим дня в детском саду организуется с учётом физической и умственной работоспособности, а также эмоциональной реактивности в первой и во второй половине дня.

Режим дня соответствует возрастным особенностям детей старшей группы и способствует их гармоничному развитию.

Максимальная продолжительность непрерывного бодрствования детей 5-6 лет составляет 5,5 - 6 часов или в соответствии с медицинскими рекомендациями. Продолжительность занятий соответствует санитарно - эпидемиологическим требованиям.

Особенности организации режимных моментов

При осуществлении режимных моментов необходимо учитывать индивидуальные особенности детей (длительность сна, вкусовые предпочтения, темп деятельности и т. д.). Чем ближе к индивидуальным особенностям ребенка режим детского сада, тем комфортнее он себя чувствует, тем лучше его настроение и выше активность.

Прием пищи. Если позволяют условия, то следует давать детям

право выбора хотя бы из двух блюд. В этом случае они едят более

охотно.

Важно помнить, что дети едят с разной скоростью, поэтому надо дать

им возможность принимать пищу в своем темпе.

Недопустимо, чтобы дети сидели за столом в ожидании еды или после

ее приема — это способствует утомлению.

Прогулка. Прогулка является надежным средством укрепления

здоровья детей и профилактики утомления. На прогулке они могут

удовлетворить свою потребность в двигательной активности (в самостоятельных и организованных подвижных, спортивных играх и упражнениях).

Недопустимо сокращать время прогулок; воспитатель должен обеспечить достаточное пребывание детей на свежем воздухе в соответствии

с режимом дня.

Продолжительность прогулки во многом зависит от ее организации.

Процесс одевания и раздевания нередко затягивается, особенно в холодное время года. Правильно сформированные навыки самообслуживания,

умение аккуратно складывать одежду в определенном порядке, ожидание

интересной прогулки — все это помогает детям собираться быстрее и позволяет дольше находиться на свежем воздухе.

Ежедневное чтение. В режиме дня, целесообразно выделить

постоянное время ежедневного чтения детям. Читать следует не только

художественную литературу, но и познавательные книги, детские иллюстрированные энциклопедии, рассказы для детей по истории и культуре

родной страны и зарубежных стран. Чтение книг и обсуждение прочитанного, помогает на примере литературных героев воспитывать в детях

социально-нравственные качества, избегая нудных и бесполезных поучений и нотаций. При этом нельзя превращать чтение в занятие — у ребенка всегда должен быть выбор: слушать или заниматься своими делами.

Задача педагога — сделать процесс чтения увлекательным и интересным

для всех детей.

Дневной сон. Правильное чередование сна и бодрствования способствует нормальной психической деятельности, особенно в дошкольном возрасте. Быстрому засыпанию и глубокому сну способствуют разнообразная активная деятельность детей во время бодрствования; спокойные

занятия, снимающие перевозбуждение, перед отходом ко сну. В помещении, где спят дети, следует создать спокойную, тихую обстановку. Постоянный приток свежего воздуха в спальное помещение также способствует

спокойному и глубокому сну.

Физкультурно-оздоровительная работа

В дошкольной организации необходимо проводить постоянную работу по укреплению здоровья детей, закаливанию организма и совершенствованию его функций.

Под руководством медицинского персонала следует осуществлять

комплекс закаливающих процедур с использованием природных факто-

ров: воздуха, солнца, воды, с учетом состояния здоровья детей и местных

условий. При проведении закаливающих мероприятий нужно осуществлять дифференцированный подход к детям, учитывая их индивидуальные возможности.

По решению администрации, медицинского персонала дошкольного

учреждения и родителей необходимо проводить специальные закаливающие процедуры (например, контрастное обливание ног и прочее).

Важно обращать внимание на выработку у детей правильной осанки.

В помещении следует обеспечивать оптимальный температурный режим, регулярное проветривание; приучать детей находиться в помещении

в облегченной одежде.

Необходимо обеспечивать пребывание детей на воздухе в соответствии

с режимом дня.

Важно обеспечивать оптимальный двигательный режим — рациональное сочетание различных видов занятий и форм двигательной активности, в котором общая продолжительность двигательной активности составляет не менее 60% от всего времени бодрствования.

Следует поощрять участие детей в совместных подвижных играх и физических упражнениях на прогулке. Развивать инициативу детей в

организации самостоятельных подвижных и спортивных игр и упражнений, поощрять самостоятельное использование детьми, имеющегося

физкультурного и спортивно-игрового оборудования. Воспитывать интерес к физическим упражнениям, учить пользоваться физкультурным

оборудованием вне занятий (в свободное время).

Ежедневно следует проводить с желающими детьми утреннюю гимнастику.

В процессе образовательной деятельности, требующей высокой умственной нагрузки, и в середине времени, отведенного на непрерывную

образовательную деятельность, рекомендуется проводить физкультминутку длительностью 1–3 минуты.

Публикации по теме:

Рабочая программа по конструированию. 2 часть II.Содержательный раздел 2.1 Способы поддержки детской инициативы Педагоги ДОУ в работе с детским коллективом применяют наиболее эффективные.

Рабочая программа по конструированию. 3 часть 3.3 Мониторинг Диагностика уровня развития конструктивной деятельности детей II младшей группы Воспитатель: Дата: № Фамилия, имя ребёнка.

Рабочая программа педагогов ДОУ. Часть 1 УТВЕРЖДЕНО приказом заведующего муниципального бюджетного дошкольного образовательного учреждения детский сад № 1 муниципального образования.

Рабочая программа педагогов ДОУ. Часть 2 .

Рабочая программа педагогов ДОУ. Часть 3 Четвертый год жизни. Задачи образовательной деятельности • Развивать умение использовать дружелюбный, спокойный тон, речевые формы вежливого.

Рабочая программа средней группы (часть 2) Ребенок к пяти годам Может применять усвоенные знания и способы деятельности для решения несложных задач, поставленных взрослым.

Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 3) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ Речевое развитие включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного.

Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 6) 2.2 Перечень основных форм образовательной деятельности. Формы, способы, методы и средства физического развития Методы физического развития:.

Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 5) ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЛАСТЬ СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОЕ РАЗВИТИЕ Социально-коммуникативное развитие направлено на усвоение норм и ценностей,.

Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 9) Образовательная деятельность в ходе режимных моментов Утренняя гимнастика ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно ежедневно Комплексы закаливающих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рабочая программа по ФГОС. Часть 4
Опубликовано: 15 декабря 2018 в 18:21
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рабочая программа по ФГОС. Часть 4» (включая файлы) размещена пользователем Анна Маслова (УИ 204585) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс
22 декабря 2024 воскресенье
Благодарим тех, кто подарил нам жизнь.
Поздравляем энергетиков с профессиональным праздником!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД