Наталья Головина
Рабочая образовательная программа средней группы (4 часть)
▼ Скачать + Заказать документы
Направление: Ребёнок в семье и сообществе.
Задачи:
Формирование образа Я : элементарные представления о себе, об изменении позиции человека с возрастом (дошкольник, школьник, взрослый работает, пожилой передаёт опыт другим поколениям) Я- мальчик, я- девочка, формирование гендерных представлений. Семья: Формирование представлений о своей семье, её истории.
Публикация «Рабочая образовательная программа средней группы (4 часть)» размещена в разделах
Семья: Формирование представлений о своей семье, её истории. Детский сад: Формирование уважительного отношения к сообществу детей и взрослых в организации, представлений о себе как активном члене коллектива, приобщать к мероприятиям, проводимым в детском саду.
Образ Я Разгляди себя в зеркале
Что между нами общего
Что ты любишь (любимая еде, игрушка, животное)
Я был маленьким
Я расту, я буду взрослым.
Мальчики и девочки, какие они?
Развивать представление о своём внешнем облике
Продолжать знакомить с отличительными особенностями других детей
Продолжать определять вместе вкусы и предпочтения детей, сравнивать со вкусами и предпочтениями других людей
Формировать представления детей о росте и развитии ребёнка
Формировать гендерные представления
Семья Мои родные
Я сын (дочь)
Как я помогаю дома
Моя мама
Наши бабушки и дедушки
Мой брат (сестра) Дать первоначальные представления о родственных отношениях в семье (сын, дочь, мама и т. д.)
Интересоваться какие обязанности есть у ребёнка в семье
Воспитывать доброжелательное отношение к членам семьи
Детский сад Целевая прогулка на кухню детского сада
Знакомство с работой прачки
Экскурсия по детскому саду и её территории
Наша группа
Готовимся к празднику Продолжать знакомить с детским садом и его сотрудниками. Совершенствовать умение ориентироваться в помещениях детского сада. Знакомить с традициями детского сада, привлекать к оформлению группы.
Формы образовательной деятельности
Раздел
Возраст Режимные моменты Совместная деятельность
с педагогом Самостоятельная деятельность детей Совместная деятельность с семьей
Ребёнок в семье и сообществе
3-4 лет Прогулка.
Самостоятельная деятельность.
Тематические досуги.
Труд (в природе, дежурство). Игровые упражнения,
познавательные беседы, дидактические игры, праздники, музыкальные досуги, развлечения, чтение.
Экскурсии Сюжетно-ролевая игра, дидактическая игра, настольно-печатные игры. Праздники, викторины, конкурсы.
Семейные проекты
консультации
Направление: Самообслуживание, самостоятельность, трудовое воспитание
Задачи:
Культурно-гигиенические навыки. Продолжать воспитывать у детей
опрятность, привычку следить за своим внешним видом.
Воспитывать привычку самостоятельно умываться, мыть руки с мылом
перед едой, по мере загрязнения, после пользования туалетом.
Закреплять умение пользоваться расческой, носовым платком; при
кашле и чихании отворачиваться, прикрывать рот и нос носовым платком.
Совершенствовать навыки аккуратного приема пищи: умение брать
пищу понемногу, хорошо пережевывать, есть бесшумно, правильно пользоваться столовыми приборами (ложка, вилка, салфеткой, полоскать рот после еды.
Самообслуживание. Совершенствовать умение самостоятельно одеваться, раздеваться. Приучать, аккуратно складывать и вешать одежду,
с помощью взрослого приводить ее в порядок (чистить, просушивать).
Воспитывать стремление быть аккуратным, опрятным.
Приучать, самостоятельно готовить свое рабочее место и убирать его
после окончания занятий рисованием, лепкой, аппликацией (мыть баночки, кисти, протирать стол и т. д.)
Общественно-полезный труд. Воспитывать, у детей положительное
отношение к труду, желание трудиться. Формировать ответственное
отношение к порученному заданию, (умение и желание доводить дело до конца, стремление сделать его хорошо).
Воспитывать умение выполнять, индивидуальные, и коллективные
поручения, понимать значение результатов своего труда для других; формировать
умение договариваться с помощью воспитателя о распределении, коллективной
работы, заботиться о своевременном завершении совместного задания. Поощрять инициативу в оказании помощи товарищам, взрослым.
Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок в групповой
комнате и на участке детского сада : убирать на место, строительный
материал, игрушки; помогать воспитателю, подклеивать книги, коробки.
Учить детей самостоятельно выполнять обязанности дежурных по
столовой: аккуратно расставлять хлебницы, чашки с блюдцами, глубокие
тарелки, ставить салфетницы, раскладывать столовые приборы (ложки,
вилки, ножи).
Труд в природе. Поощрять желание детей ухаживать за растениями
и животными; поливать растения, кормить рыб, мыть поилки, наливать
в них воду, класть корм в кормушки (при участии воспитателя).
В весенний, летний и осенний периоды привлекать детей к посильной
работе на огороде и в цветнике (посев семян, полив, сбор урожая);
в зимний период — к расчистке снега.
Приобщать детей к работе по выращиванию зелени для корма птицам
в зимнее время; к подкормке зимующих птиц.
Формировать, стремление, помогать воспитателю приводить в порядок
используемое в трудовой деятельности оборудование (очищать, просушивать, относить в отведенное место).
Уважение к труду взрослых. Знакомить детей с профессиями близких
людей, подчеркивая значимость их труда. Формировать интерес к профессиям родителей.
Формы образовательной деятельности
Режимные моменты Совместная деятельность с педагогом. Совместная деятельность детей Совместная деятельность с семьёй.
Самообслуживание
Первая половина дня
Совершенствовать умение самостоятельного одевания и раздевания в определенной последовательности. Приучать, самостоятельно готовить и убирать рабочее место и убирать его после окончания занятий продуктивными видами деятельности. Воспитывать бережное отношение к вещам. Формирование основ опрятности.
Показ, объяснение, обучение, напоминание. Упражнение, беседа, объяснение, поручение. Рассказ, потешки, напоминание. Личный пример.
Вторая половина дня
Создание ситуаций побуждающих детей к оказанию помощи сверстнику и взрослому.
Напоминание. Чтение и рассматривание книг познавательного характера о труде взрослых, досуг. Просмотр видеофильмов, диафильмов.
Дидактические игры.
Беседа, личный пример.
Хозяйственно - бытовой труд
Первая половина дня
Побуждать детей к самостоятельному выполнению элементарных поручений. Приучать детей самостоятельно поддерживать порядок и чистоту в помещениях и на участке. Формировать у детей умения самостоятельно выполнять обязанности дежурных по столовой.
Обучение, показ, объяснение. Обучение, совместный труд, поручения, дидактические игры, продуктивная деятельность.
Творческие задания, дежурство, задания, поручения. Личный пример, беседа, совместный труд детей и взрослых.
Вторая половина дня
Дидактические и развивающие игры. Создание ситуаций, побуждающих детей к закреплению желания бережного отношения к своему труду и труду других людей.
Напоминание. Чтение художественной литературы, просмотр видеофильмов. Совместный труд детей. Беседа, личный пример, совместный труд.
Труд в природе
Первая половина дня
Продолжать воспитывать заботливое отношение к растениям, животным, птицам, рыбам и учить ухаживать за ними. Приобщать к работе по выращиванию зелени для корма птиц в зимнее время. Привлекать детей к подкормке зимующих птиц. Приучать к работе на огороде и цветнике. Формирование стремления помогать, воспитателю приводить в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование.
Показ, объяснение, обучение. Обучение, совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра. Продуктивная деятельность ведение календаря природы, тематические досуги Личный пример, напоминание, объяснение
Вторая половина дня
Дидактические и развивающие игры. Трудовые поручения, участие в совместной работе с взрослым в уходе за растениями и животными, уголка природы.
Показ, объяснение, напоминания Просмотр видеофильмов, диафильмов совместный труд детей и взрослых, беседы, чтение художественной литературы, дидактическая игра. Продуктивная деятельность игра. Личный пример, напоминание, объяснение
2.1.2. Образовательная область «Познавательное развитие» Направление: «Формирований элементарных математических представлений»
Средняя группа
(от 4 до 5 лет)
Количество и счет. Дать детям представление о том, что множество
(«много») может состоять из разных по качеству элементов: предметов разного цвета, размера, формы; учить сравнивать части множества, определяя их равенство или неравенство, на основе составления пар предметов (не прибегая к счёту). Вводить в речь детей выражения: «Здесь много кружков, один-красного цвета
а другие — синего; красных кружков больше, чем синих, а синих меньше, чем красных» или «красных и синих кружков поровну».
Учить считать до 5 (на основе наглядности, пользуясь правильными
приемами счета: называть числительные по порядку; соотносить каждое
числительное только с одним предметом пересчитываемой группы; относить
последнее числительное ко всем пересчитанным предметам, например: «Один,
два, три — всего три кружка». Сравнивать две группы предметов, именуемые
числами 1–2, 2–2, 2–3, 3–3, 3–4, 4–4, 4–5, 5–5.
Формировать представления о порядковом счете, учить правильно
пользоваться количественными и порядковыми числительными, отвечать
на вопросы «Сколько?», «Который по счету?», «На котором месте?».
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе
счета: «Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три елочки. Елочек
больше, чем зайчиков; 3 больше, чем 2, а 2 меньше, чем 3».
Учить уравнивать неравные группы двумя способами, добавляя
к меньшей группе один (недостающий) предмет или убирая из большей
группы один (лишний) предмет («К 2 зайчикам, добавили 1 зайчика, стало 3 зайчика и елочек тоже 3. Елочек и зайчиков поровну — 3 и 3» или:
«Елочек больше (3, а зайчиков меньше (2). Убрали 1 елочку, их стало
тоже 2. Елочек и зайчиков стало поровну: 2 и 2»).
Отсчитывать предметы из большего количества; выкладывать, приносить определенное количество предметов в соответствии с образцом или
заданным числом в пределах 5 (отсчитай 4 петушка, принеси 3 зайчика).
На основе счета устанавливать равенство (неравенство) групп предметов в ситуациях, когда предметы в группах расположены на разном
расстоянии друг от друга, когда они отличаются по размерам, по форме
расположения в пространстве.
Величина. Совершенствовать умение сравнивать два предмета по ве-
личине (длине, ширине, высоте, а также учить сравнивать два предмета
по толщине путем непосредственного наложения или приложения их друг
к другу; отражать результаты сравнения в речи, используя прилагательные
(длиннее - короче, шире - уже, выше - ниже, толще - тоньше или равные -
одинаковые) по длине, ширине, высоте, толщине).
Учить, сравнивать предметы по двум признакам величины - (красная
лента длиннее и шире зеленой, желтый шарфик короче и уже синего).
Устанавливать размерные отношения между 3–5 предметами разной
длины (ширины, высоты, толщины, располагать их в определенной последователь- ности - в порядке убывания или нарастания величины. Вводить
в активную речь детей понятия, обозначающие размерные отношения предметов
(эта (красная) башенка - самая высокая, эта (оранжевая) — пониже,
это (розовая) - еще ниже, а эта (желтая) - самая низкая» и т. д.).
Форма. Развивать представление детей о геометрических фигурах:
круге, квадрате, треугольнике, а также шаре, кубе. Учить выделять
особые признаки фигур с помощью зрительного и осязательно-двигательного анализаторов - (наличие или отсутствие углов, устойчивость, подвижность и др.)
Познакомить детей с прямоугольником, сравнивая его с кругом, квадратом, треугольником. Учить различать и называть прямоугольник, его элементы:
углы и стороны.
Формировать представление о том, что фигуры могут быть разных
размеров: большой - маленький куб, (шар, круг, квадрат, треугольник, прямоу-
гольник).
Учить соотносить форму предметов с известными геометрическими
фигурами: тарелка - круг, платок- квадрат, мяч - шар, окно, дверь- прямо-
угольник и др.
Ориентировка в пространстве. Развивать умения определять про-
странственные направления от себя, двигаться в заданном направлении
(вперед- назад, направо - налево, вверх - вниз); обозначать словами
положение предметов по отношению к себе, (передо мной стол, справа от
меня дверь, слева- окно, сзади на полках- игрушки).
Познакомить с пространственными отношениями: далеко — близко
(дом стоит близко, а березка растет далеко).
Ориентировка во времени. Расширять представления детей о частях
суток, их характерных особенностях, последовательности, (утро- день; вечер- ночь).
Объяснить значение слов: «вчера», «сегодня», «завтра».
Направление:
Познавательно-исследовательская деятельность. Продолжать знакомить детей с обобщенными способами исследования разных объектов с помощью специально разработанных систем сенсорных эталонов,
помогать осваивать перцептивные действия. Формировать умение получать
сведения о новом объекте в процессе его практического исследования.
Формировать умение выполнять ряд последовательных действий
в соответствии с задачей и предлагаемым алгоритмом деятельности. Учить
понимать и использовать в познавательно-исследовательской деятельности
модели, предложенные взрослым.
Сенсорное развитие. Продолжать работу по сенсорному развитию в разных
видах деятельности. Обогащать сенсорный опыт, знакомя детей с широким
кругом предметов и объектов, с новыми способами их обследования.
Закреплять полученные ранее навыки обследования предметов и объектов.
Совершенствовать восприятие детей путем активного использования
всех органов чувств (осязание, зрение, слух, вкус, обоняние).
Обогащать чувственный опыт и умение фиксировать полученные впечатления в речи.
Продолжать знакомить с геометрическими фигурами (круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, овал, с цветами (красный, синий, зеленый,
желтый, оранжевый, фиолетовый, белый, серый).
Развивать осязание. Знакомить с различными материалами на ощупь,
путем прикосновения, поглаживания ( характеризуя ощущения: гладкое,
холодное, пушистое, жесткое, колючее и др.).
Формировать образные представления на основе развития образного
восприятия в процессе различных видов деятельности.
Развивать умение использовать эталоны как общепринятые свойства
и качества предметов (цвет, форма, размер, вес и т. п.); подбирать предметы
по 1–2 качествам (цвет, размер, материал и т. п.).
Проектная деятельность. Развивать первичные навыки в проектно-
исследовательской деятельности, оказывать помощь в оформлении ее
результатов и создании условий для их презентации сверстникам. Привлекать родителей к участию в исследовательской деятельности детей.
Дидактические игры. Учить детей играм, направленным на закрепление представлений о свойствах предметов, совершенствуя умение сравнивать предметы по внешним признакам, группировать; составлять целое из
частей (кубики, мозаика, пазлы).
Совершенствовать тактильные, слуховые, вкусовые ощущения детей
(«Определи на ощупь (по вкусу, по звучанию)»). Развивать наблюдатель-
ность и внимание («Что изменилось?», «У кого колечко?»).
Помогать, детям осваивать правила простейших настольно-печатных
игр («Домино», «Лото»).