Марина Баранова
Рабочая программа по здоровьесбережению детей «Здоровые ребята» (средняя группа)
▼ Скачать + Заказать документы
Рабочая программа по здоровьесбережению детей «Здоровые ребята» (2016-2017 учебный год)
Составила: воспитатель Баранова М. В., г. Смоленск
Пояснительная записка.
Индивидуальное здоровье каждого человека и здоровье общества являются единой неразрывной системой. Здоровье общества складывается в конечном результате из здоровья его членов, поэтому сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения должно являться приоритетной задачей государства, органов образования, родителей. 9/10 нашего счастья основано на здоровье. Здоровье можно определить, как способность человека приспосабливаться к окружающей среде и своим возможностям, противостоять внешним и внутренним возмущениям, болезням, повреждениям, сохранить себя, расширить свои возможности, обеспечить свое благополучие и счастье. Достичь их можно в первую очередь постоянным сохранением и укреплением своего здоровья, следуя правилам здорового образа жизни.
Публикация «Рабочая программа по здоровьесбережению детей „Здоровые ребята“ (средняя группа)» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Программы
- Программы образовательные, основные и дополнительные
- Средняя группа
- Темочки
Исследования показали, что на здоровье человека оказывают влияние многие факторы. Так степень влияния наследственности, предрасположенность человека к определенным заболеваниям, составляют 20%, степень влияния окружающей среды 20%, образ жизни 50%, социальные факторы 10%.
Мы видим, что именно образ жизни человека определяет в большей степени его здоровье. Причем, в понятие здоровья включены духовная и физическая составляющие, которые являются неразрывными. Физическое здоровье воздействует на духовную жизнь, а духовный контроль дает необходимую дисциплину для поддержания физического здоровья, которое обеспечивается физической активностью, рациональным питанием, закаливанием организма и его очищением, рациональным сочетанием умственного и физического труда, временем на отдых и умением отдыхать, исключением из употребления алкоголя, табака.
Цель воспитательной работы группы – создание условий для развития высокообразованной, гуманистически направленной личности, ориентированной на творчество и саморазвитие. На фоне психологической напряжённости в стране, на фоне небывалого роста болезней, чтобы быть здоровым, нужно овладеть искусством его сохранения и укрепления.
Этому искусству здоровья и должно уделяться как можно больше внимания в дошкольном возрасте. В этот период у ребёнка закладываются основные навыки по формированию здоровья, это самое благоприятное время длявыработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методам совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам.
Среди множества факторов, оказывающих влияние на рост, развитие и состояние здоровья ребёнка, двигательной активности принадлежит едва ли не основная роль.
От степени развития естественной потребности ребенка в движении во многом зависят развитие двигательных навыков, памяти, восприятия, эмоции, мышления. Поэтому очень важно обогащать двигательный опыт ребёнка.
В связи с этим я считаю, что проблема оздоровления детей не занятие одного дня деятельности и одного человека, а целенаправленная, систематически спланированная работа всего коллектива образовательного учреждения на длительный срок.
Цель программы по ЗОЖ: формирование у дошкольников ценностного отношения
к своему здоровью и здоровому образу жизни.
Принципы создания программы:
1. Доступность:
• учет возрастных особенностей детей;
• адаптированность материала к возрасту.
2. Систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• частое повторение усвоенных норм.
3. Наглядность:
• учет особенностей мышления.
4. Динамичность:
• интеграция программы в разные виды деятельности
5. Дифференциация:
• учет возрастных особенностей;
• создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового
образа жизни каждым ребенком.
Средства реализации:
1. В программу я включила такие разделы как :«Я узнаю себя»,«Я люблю солнце, воздух и воду»,«Школа моего питания»,«Знакомлюсь с азбукой движений». Для возраста детей моей группы в этих разделах определены оптимальные задачи с учетом возрастных возможностей детей. Сформулированы эти задачи от лица и с позиции ребенка.
В нашей группе занятие проводится один раз в неделю в рамках организованной образовательной деятельности, а также - в режимных моментах.
Длительность занятий определяется в в соответствии с возрастом детей и СанПиН.
Темы разделов программы интегрированы в различные режимные моменты:
игру, прогулку, индивидуальную работу, самостоятельную деятельность детей.
2. Организация здоровьесберегающей и развивающей среды способствует
конструированию вариантов здорового образа жизни.
3. Работа с родителями предполагает системное и планомерное
взаимодействие триады родитель – ребенок – педагог для развития культуры здоровья.
Ожидаемые результаты:
1. Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье и
физической культуре позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
2. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ
жизни.
3. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.
Целевой раздел программы.
Основной целью Программы является: Объединить стремление педагогов и родителей к сотрудничеству, направленному на формирование знаний о здоровом образе жизни детей и потребности в здоровом образе жизни.
Задачи:
• создать условия по укреплению здоровья дошкольников;
• формировать у детей представление о здоровье и здоровом образе жизни человека;
• обучение дошкольников необходимым технологиям, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;
• обогащать знания о ЗОЖ через различные виды деятельности;
• реализовать Программу через распространение идей здорового образа жизни и убеждений в деле сохранения собственного здоровья.
Необходимые предпосылки для реализации настоящей программы — организация в ДОУ и семье целенаправленной работы по пропаганде здорового образа жизни среди родителей и формирование его у детей с 4 до 7 лет.
Особое внимание в программе уделяется формированию целостного взгляда проводимой работы по формированию здорового образа жизни, и осуществлять её не только в ДОУ, но и в семье. Созданная система по формированию здорового образа жизни позволяет сформировать функциональную систему - «Здоровье ребенка - фундамент культуры будущего взрослого человека». Это:
• положительное отношение к физическим упражнениям, играм и закаливающим процедурам, к правилам личной гигиены, соблюдению режима дня в семье и ДОУ;
• мотивация к занятиям физическими упражнениями и привлечение родителей и детей к спорту;
• начальные знания о своём организме, правильной осанке, охране зрения, полезности продуктов, профилактике плоскостопия, культуре поведения, самостоятельность;
• просвещение и повышение культуры воспитанников и родителей в вопросах детского здоровья, рост посещаемости и снижение заболеваемости.
Здоровый образ жизни! Так, какой образ жизни можно назвать здоровым? Только такой, который не приносит вреда здоровью, позволяет поддерживать высокий уровень работоспособности, хорошего самочувствия и настроения.
II.
Содержательный раздел.
В каждом направлении работы по данной Программе выделены две части:
1. Обучающий компонент — это первоначальные сведения о здоровом образе жизни.
2. Воспитывающий компонент — понимание значения ведения здорового образа жизни, оценка своей деятельности в этом направлении и бережное отношение к себе и своему здоровью.
Направления работы:
• самопознание;
• я и другие;
• гигиенические правила;
• питание и здоровье;
• основы личной безопасности и профилактика травматизма;
• культуры потребления медицинских услуг.
Программа содержит базовый компонент, который конкретизируется с учётом контингента воспитанников и заинтересованности педагогического состава ДОУ. Она состоит из ряда направлений, каждый из которых включает комплекс тем.
КОМПЛЕКСНО-ЦЕЛЕВАЯ РАБОТА ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ У ДОШКОЛЬНИКОВ
(средний дошкольный возраст)
Сентябрь
Экскурсия на стадион школы.
Беседа «Как мальчик Вася решил закаляться».
Дыхательная гимнастика «Задуй свечу», «Ленивая кошечка».
Гимнастика для глаз «Тренировка», «Мой весёлый, звонкий мяч»
Занятие 1: «Как я устроен». Цель: уточнить знания детьми названий и местоположения разных органов чувств и частей тела у себя.
Занятие 2: «Солнце, воздух и вода – наши лучшие друзья». Цель: формировать положительное отношение к культурно-гигиеническим процедурам.
Беседы отца и мамы:
• чистота тела
• организация сна
• мои чистые игрушки
Октябрь
Беседа «В октябре стол богатый, угощайтесь все ребята».
Самомассаж «Божья коровка».
Дыхательная гимнастика «Озорные щёчки - рот на замочке».
Пальчиковая гимнастика «Капуста», «Грибы».
Занятие 1: «Хозяйка с базара пришла». Цель: обобщить знания детей об овощах и фруктах, пользе, блюдам из них приготовленных.
Занятие 2: «Витаминная аптека». Цель: познакомить детей с некоторыми видами лекарственных растений сибирского региона.
Беседы отца и мамы:
• витамины в компоте
• ромашка от семи болезней
Заготовить листья смородины и малины.
Ноябрь
Беседа «О расческе», «О носовом платке».
Дидактическая игра «Валеология. Кожа».
Самомассаж «Мытьё головы».
Пальчиковая игра «Обезьянки расчёсываются».
Занятие 1: «Личная гигиена». Цель: воспитывать устойчивые культурно – гигиенические навыки.
Занятие 2: «Доктор Чистюлькин». Цель: рассказать детям о функции кожи, микробах, взаимодействии человека с микробами.
Заседание клуба «Уроки нескучного здоровья»: семинар – практикум совместно с детьми «Самомассаж».
Декабрь
Экскурсия в зимний парк.
Беседа «Как мы дышим».
Дыхательная гимнастика «Лимон», «Любопытная Варвара».
Самомассаж «Расслабься – напрягись», «Тёплые ручки».
Занятие 1: «Прогулка это интересно». Цель: формировать значение прогулки на состояние организма человека.
Занятие 2: «Одевайся потеплей – выходи играть скорей». Цель: профилактика обморожений в зимнее время года.
Стенгазета «Зимние виды спорта».
Катание на лыжах.
Январь
Беседа о лекарственных растениях.
Самомассаж «Добываем огонь», «Стряпаем».
Этюды на расслабление.
Гимнастика для глаз «Цветик – семицветик»
Занятие 1: «Не званный гость – грипп и простуда». Цель: профилактика инфекционных заболеваний.
Занятие 2: «Бабушка Федора и герань». Цель: формировать устойчивые представления у детей о пользе лекарственных растений.
Альбом «Лекарственные растения» (рисуем совместно с детьми).
Посещение городского катка.
Февраль
Беседа «Зимние виды спорта».
Гимнастика для глаз «Снежинка».
Пальчиковая гимнастика «Новые кроссовки», «Пирог».
Игровой массаж «Мячик – маляр».
Занятие1 «Чтобы сильным, смелым быть, чтобы Родине служить» (развлечение). Цель: воспитывать дух патриотизма, совершенствовать физические умения и навыки.
Занятие 2: «Зимушка – зима, спортивная пора». Цель: уточнить знания детей о зимних видах спорта, воспитывать любовь к спорту.
Заседание клуба «Уроки нескучного здоровья»: круглый стол – «Цветотерапия. Жизнь в цвете».
Март
Беседа «Части тела человека».
Подвижная игра «Вейся венок», «Карусель».
Артикуляционная гимнастика «Паровозик», «Расчёска».
Двигательные этюды «Капитан», «Добрый мальчик».
Занятие 1: «Как движутся части тела человека». Цель: познакомить детей с двигательной функцией частей тела человека.
Занятие 2: «Витамины на окне» (с элементами практических действий). Цель: воспитывать положительное отношение к трудовой деятельности.
Оздоровительные игры в семье:
• на правильную осанку
• на предупреждение плоскостопия
Апрель
Экскурсия в медицинский кабинет.
Дидактическая игра «Первая помощь».
Коррегирующая гимнастика «Надуй шар, сдуй шар».
Самомассаж «Пальчики».
Занятие 1: «Для чего нужны прививки» (с приглашением медицинской сестры). Цель: дать детям первоначальные знания о необходимой профилактике заболеваний – прививке.
Занятие 2: «Зубы». Цель: формирование устойчивых знаний и умений по уходу за зубами.
Изготовление агитационных листовок совместно с детьми «Здоровый человек».
Посещение городских мероприятий: футбол.
Май
Беседа «Тонкий лёд».
Дидактические игры по правилам безопасного поведения.
Музыкально – спортивный праздник с родителями «Весну встречаем – здоровьем тело наполняем».
Занятие 1: «Правила поведения на воде». Цель: формировать у детей сознательное отношение к безопасности жизнедеятельности.
Занятие 2: «Солнце наш друг, солнце наш враг». Цель: научить детей следить за своим состоянием при длительном нахождении под солнцем.
Праздник выходного дня «Поход в лес».
Изготовление плакатов о безопасности жизнедеятельности.