Татьяна Галиуллина
Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 6)
▼ Скачать + Заказать документы
2.2 Перечень основных форм образовательной деятельности.
Формы, способы, методы и средства физического развития
Методы физического развития:
Наглядный Словесный Практический
-наглядно-зрительные приемы (показ физических упражнений, использование наглядных пособий, имитация, зрительные ориентиры);
- наглядно-слуховые приемы (музыка, песни);
-тактильно-мышечные приемы (непосредственная помощь воспитателя); -объяснения, пояснения, указания;
-подача команд, распоряжений, сигналов;
- вопросы к детям;
-образный сюжетный рассказ, беседа;
Публикация «Рабочая программа воспитателя средней группы (часть 6)» размещена в разделах
- словесная инструкция; - повторение упражнений без изменения и с изменениями;
- проведение упражнений в игровой форме;
- проведение упражнений в соревновательной форме
Средства физического развития: Формы физического развития:
- двигательная активность, занятия физкультурой;
-эколого-природные факторы
(солнце, воздух, вода);
-психогигиенические факторы (гигиена сна, питания, занятий). - физкультурная непосредственно образовательная деятельность;
- закаливающие процедуры;
- утренняя гимнастика;
- подвижные игры; - корригирующая гимнастика;
- физкультминутки;
- гимнастика пробуждения;
- физкультурные упражнения на прогулке;
- спортивные игры, развлечения, праздники и соревнования;
- ритмика; - кружки, секции;
-музыкальная непосредственно образовательная деятельность;
- самостоятельная двигательно-игровая деятельность детей.
Способы физического развития:
Здоровьесберегающие технологии - это технологии, направленные на сохранение здоровья и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников. Здоровьесберегающие технологии представлены медико-профилактическими, физкультурно-оздоровительными технологиями, психологической безопасностью и оздоровительной направленностью воспитательно-образовательного процесса.
Виды здоровьесберегающих технологий
1. Технологии сохранения и стимулирования здоровья (ритмопластика, динамические паузы, подвижные и спортивные игры, релаксация, различные гимнастики).
2. Технологии обучения здоровому образу жизни (физкультурная непосредственно образовательная деятельность, проблемно-игровая непосредственно образовательная деятельность, коммуникативные игры, самомассаж.)
3. Коррекционные технологии (арттерапия, технологии музыкального воздействия, сказкотерапия, цветотерапия, психогимнастика, фонетическая ритмика).
Формы, способы, методы и средства социально-коммуникативного развития
Метод руководства сюжетно-ролевой игрой
1. Для того чтобы дети овладели игровыми умениями, воспитатель должен играть вместе с ними.
2. На каждом возрастном этапе игра развертывается особым образом, так, чтобы детьми «открывался» и усваивался новый, более сложный способ построения игры. 3. На каждом возрастном этапе при формировании игровых умений необходимо ориентировать детей, как на осуществление игрового действия, так и на пояснение его смысла партнерам.
Комплексный метод руководства игрой
1. Обогащение детей знаниями и опытом деятельности.
2. Передача игровой культуры ребенку (обучающие игры, досуговые игры, народные игры).
3. Развивающая предметно-игровая среда.
4. Активизация проблемного общения взрослого с детьми.
Классификация игр детей дошкольного возраста
Игры, возникающие по инициативе детей Игры, возникающие по инициативе взрослого Народные игры
Игры-экспериментирования (игры с природными объектами, игры с игрушками, игры с животными) Обучающие игры (сюжетно- дидактические, подвижные, музыкально-дидактические, учебные) Обрядовые игры (семейные, сезонные, культовые)
Сюжетные самодеятельные игры (сюжетно– отобразительные, сюжетно- ролевые, режиссерские, театрализованные) Досуговые игры (интеллектуальные, игры-забавы, развлечения, театрализованные, празднично-карнавальные, компьютерные Тренинговые игры (интеллектуальные, сенсомоторные, адаптивные) Досуговые игры (игрища, тихие игры, игры-забавы)
Средства игровой деятельности:
- средства, специально созданные (или заведенные, например, декоративные домашние животные, для игры, возможно, самим играющим и используемые строго по назначению;
- средства в виде подручных игровых предметов — игровое замещение предметов в воображении играющего (играющих);
- материальные предметы, созданные для иных целей и используемые в качестве средств игры.
Способы игровой деятельности:
- игровые действия разной степени сложности и обобщенности;
- эмоционально-выразительные средства;
- речевые высказывания.
Формы организации трудовой деятельности Методы и способы трудового воспитания детей Средства трудового воспитания
-поручения (простые и сложные, эпизодические и длительные, коллективные и индивидуальные);
- дежурство (не более 20 минут);
- коллективный труд 1 группа методов : формирование нравственных представлений, суждений, оценок. - решение маленьких логических задач, загадок;
-приучение к размышлению, эвристические беседы;
- беседы на этические темы;
- чтение художественной литературы;
-рассматривание иллюстраций;
-рассказывание и обсуждение картин, иллюстраций;
- просмотр телепередач, диафильмов, видеофильмов;
- задачи на решение коммуникативных ситуаций;
- придумывание сказок.
2 группа методов : создание у детей практического опыта трудовой деятельности.
-приучение к положительным формам общественного поведения;
- показ действий;
- пример взрослого и детей;
-целенаправленное наблюдение; -организация интересной деятельности (общественно
-полезный характер);
-разыгрывание коммуникативных ситуаций;
- создание контрольных педагогических ситуаций ознакомление с трудом взрослых;
-собственная трудовая деятельность;
- художественная литература;
- музыка;
-изобразительное искусство.
Формы, способы, методы и средства познавательного развития
Формы организации образовательной деятельности по ознакомлению дошкольников с социальным миром:
- познавательные эвристические беседы;
- чтение художественной литературы;
- изобразительная и конструктивная деятельность;
- экспериментирование и опыты;
- музыка;
- игры (сюжетно-ролевые, драматизации, подвижные);
- наблюдения;
- трудовая деятельность;
- праздники и развлечения;
- индивидуальные беседы
Методы, позволяющие педагогу наиболее эффективно проводить работу по ознакомлению детей с социальным миром:
- методы, повышающие познавательную активность (элементарный анализ, сравнение по контрасту и подобию, сходству, группировка и классификация, моделирование и конструирование, ответы на вопросы детей, приучение к самостоятельному поиску ответов на вопросы);
- методы, вызывающие эмоциональную активность (воображаемые ситуации, придумывание сказок, игры-драматизации, сюрпризные моменты и элементы новизны, юмор и шутка, сочетание разнообразных средств на одном занятии);
- методы, способствующие взаимосвязи различных видов деятельности (прием предложения и обучения способу связи разных видов деятельности, перспективное планирование, перспектива, направленная на последующую деятельность, беседа); - методы коррекции и уточнения детских представлений (повторение, наблюдение, экспериментирование, создание проблемных ситуаций, беседа).
Методы ознакомления дошкольников с природой
Наглядные Практические Словесные
- наблюдения (кратковременные, длительные, определение состояния предмета по отдельным признакам, восстановление картины целого по отдельным признакам);
- рассматривание картин, демонстрация фильмов - игра (дидактические игры (предметные, настольно-печатные, словесные, игровые упражнения и игры-занятия) подвижные игры, творческие игры);
- труд в природе (индивидуальные поручения, коллективный труд);
- элементарные опыты - рассказ;
- беседа;
- чтение
Формы работы по развитию элементарных математических представлений
- театрализация с математическим содержанием – на этапе объяснения или повторения и закрепления (старшая группы);
- коллективная непосредственно образовательная деятельность при условии свободы участия в нем (старшая группы);
- непосредственно образовательная деятельность с четкими правилами, обязательное для всех, фиксированной продолжительности ;
- свободные беседы гуманитарной направленности по истории математики, о прикладных аспектах математики;
- самостоятельная деятельность в развивающей среде (все возрастные группы).
Способы познавательного развития Средства познавательного развития:
- проекты;
- загадки;
- коллекционирование;
- проблемные ситуации. - прогулка;
- развивающая предметно-пространственная среда;
-непосредственно-образовательная деятельность;
- эксперимент;
- наглядное моделирование
Формы, способы, методы и средства речевого развития
Методы развития речи
Наглядные Практические Словесные
-непосредственное наблюдение и его разновидности (наблюдение в природе, экскурсии);
-опосредованное наблюдение ( изобразительная наглядность: рассматривание игрушек и картин, рассказывание по игрушкам и картинам) - чтение и рассказывание художественных произведений;
- заучивание наизусть;
- пересказ;
- обобщающая беседа;
- рассказывание без опоры на наглядный материал (дидактические игры, игры-драматизации, инсценировки, дидактические упражнения, пластические этюды, хороводные игры).
Средства развития речи : Формы речевого развития: Способы речевого развития:
-общение взрослых и детей;
-художественная литература;
- культурная языковая среда;
- изобразительное искусство, музыка, театр; - обучение родной речи на занятиях;
- занятия по другим разделам программы - диалог;
-монолог - речевое сопровождение действий;
- договаривание;
-комментирование действий;
-звуковое обозначение действий.
Формы, способы, методы и средства художественно-эстетического развития Формы организации обучения конструированию:
- конструирование по модели;
- конструирование по образцу;
- конструирование по условиям;
- конструирование по теме;
- конструирование по образцу;
- каркасное конструирование;
- конструирование по чертежам и схемам.
2.3. Специфика условий осуществления образовательного процесса с учетом регионального компонента.
Организация образовательной среды осуществляется с учетом реализации принципа регионализма и культуросообразности, предполагающих сочетание общечеловеческих и реальных этнокультурных ценностей в организации жизнедеятельности детей, становление различных сфер самосознания ребенка на основе культуры своего народа, ближайшего социального окружения.
Национально – культурные особенности организации образовательного процесса в ДОУ
В дошкольном возрасте формируются предпосылки гражданских качеств, представления о человеке, обществе культуре. Очень важно привить в этом возрасте чувство любви и привязанности к природным и культурным ценностям родного края, так как именно на этой основе воспитывается патриотизм. Знакомство детей с родным краем, формирует у них такие черты характера, которые помогут им стать патриотом и гражданином своей Родины. Ведь, яркие впечатления о родной природе, об истории родного края, полученные в детстве, нередко остаются в памяти человека на всю жизнь.
Любовь к Родине начинается с чувства любви к своему селу.
Наш Детский сад находится в Хабаровском районе Хабаровского края. На территории района проживают коренные малочисленные народности Севера, Их национальный состав: эвенки, чукчи, нанайцы, негидальцы, нивхи, ульчи и т. д.
История села – это живая история, она отражается и в биографии семьи и в судьбе старшего поколения.
Мы живем в селе со своей историей. И наша задача – с самых ранних лет заложить в детях не только интерес к истории села, но и воспитать чувство уважения к нему, гордость за героические поступки старшего поколения, а так же за настоящее и будущее нового поколения.
В непосредственно-образовательной деятельности, режимных моментах педагоги дают детям краеведческие сведения о родном селе Некрасовка, об истории его возникновения, о его достопримечательностях. Они воспитывают гордость за свою малую Родину, желание сделать ее лучше. В работе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др.
Поликультурное воспитание дошкольников строится на основе изучения национальных традиций семей воспитанников ДОУ. Дошкольники знакомятся с самобытностью и уникальностью русской и других национальных культур, представителями которых являются участники образовательного процесса.
На этапе дошкольного детства очень важно, чтобы в процессе образования ребенка были задействованы все компоненты – чтобы ребенок знал и понимал чужую культуру; умел взаимодействовать с представителями других национальностей; ценил многообразие мира.
Поэтому, в детском саду в образовательном процессе используются разнообразные методы и формы организации детской деятельности: народные подвижные игры и забавы, дидактические игры, слушание музыки, наблюдения в природе, чтение детской литературы, знакомство с народно-прикладным искусством и др. Приобщению к национальной культуре способствует и ежегодная организация таких русских народных праздников, как Колядки, Масленица, Пасха.
Основной задачей коллектива с учетом данных особенностей является организация деятельности по формированию бережного отношения к природе, знакомства с особенностями природы родного края (животным и растительным миром, полезными ископаемыми, природоохранными заповедными местами, учет данных особенностей при организации воспитательно-образовательного процесса.
В нашей группе имеются :
Альбомы: “Наша семья”, “Улицы города Хабаровска, с. Некрасовка”, “Мое село”, “Моя Россия”
Художественная литература: стихи о родном крае, потешки, скороговорки, рассказы, загадки, потешки народов, рассказы и стихотворения о крае, о России в целом.
Папки – передвижки с иллюстрациями: “Природа родного края”, “Растительный и животный мир Хабаровского края”, “Хабаровск во все времена года”.
Книжки-раскраски: “Моя улица”, “Мой дом”, “Мой детский сад”.
Картинки – иллюстрации: “Труд взрослых”, “Дети, живущие в других городах”. Рисунки детей и взрослых о себе, городе, окружающей природе.
Атрибуты музыкально-театральной деятельности: тексты песен, прибауток, музыкальные инструменты (ложки, трещетки и т. д.).
Аудио- и видеокассеты о природе родного края. Куклы в русских костюмах. Поделки из бросового и природного материала, сделанные руками детей и взрослых
Для развития детей в группе создан центр нравственно-патриотического воспитания «Наш дом - Россия». В этом центре помещена государственная символика родного края и России. Размещены пособия, дидактические игры, энциклопедии и книги, отражающие многонациональность нашей Родины, создан уголок природы, в котором дети отмечают время года, суток, характерные признаки времени года в нашем городе, наблюдают за погодными условиями, птицами в разное время года.
Учет особенностей климата Дальнего Востока
ДОУ расположено в зоне умеренно-континентального климата с умеренным теплым летом и холодной зимой. Зима длится долгих 5 месяцев, самый суровый из которых – январь. Для Дальневосточной зимы характерны обильные снегопады. Но метели и стужи не продолжительны. Весна, чаще холодная и длится не больше полутора месяцев. Осень в Хабаровском районе обычно теплая и солнечная. Продолжительность прогулки детей в зимнее время устанавливается в соответствии с климатическими условиями Хабаровского края. При температуре воздуха ниже -15 град. С и скорости ветра более 7 м/с продолжительность прогулки сокращается.