Приложение МААМ

Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей

миляуша хисамова
Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
▼ Скачать + Заказать документы

1. Роль рисования в системе художественного воспитания дошкольников.

1.1. Понятие рисования и его роль в развитии дошкольников.

Изобразительная деятельность – это специфическое образное познание действительности. И как всякая познавательная деятельность она имеет большое значение для умственного воспитания детей. Овладение умением изображать невозможно без развития целенаправленного зрительного восприятия – наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вылепить какой – либо предмет, предварительно надо хорошо с ним познакомиться, запомнить его форму, величину, конструкцию, цвет, расположение частей.

Публикация «Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей» размещена в разделах

Рисование – вид изобразительной деятельности, основное назначение которого – образное отражение действительности. Рисование – одно из самых интересных для детей дошкольного возраста: оно глубоко волнует ребёнка, вызывает положительные эмоции. Очень рано ребёнок начинает также стремиться самым разнообразным образом выразить полученные им впечатления. Надо всячески поощрять детское творчество, в какой бы форме оно не выразилось. Рисование как вид изодеятельности имеет большое значение для всестороннего воспитания детей дошкольного возраста. Дети воспроизводят в рисунке то, что восприняли ранее, с чем они уже знакомы. Большей частью дети создают рисунки по представлению или по памяти.

На наш взгляд, рисование является едва ли не самым интересным видом деятельности дошкольников. Оно позволяет ребёнку выразить в своих рисунках своё впечатление об окружающем его мире. Вместе с тем, рисование имеет неоценимое значение для всестороннего развития детей, раскрытия и обогащения его творческих способностей. Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но важно для общего образования и воспитания.

Во время обучения детей рисованию происходит знакомство их с произведениями, написанными великими мастерами.

На занятиях по изобразительной деятельности развивается речь детей : усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами.

Изобразительная деятельность тесно связана с сенсорным воспитанием. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

В процессе изобразительной деятельности сочетается умственная и физическая активность. Для создания рисунка необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определёнными умениями. Изобразительная деятельность дошкольников учит их преодолевать трудности, проявлять трудовые усилия, овладевать трудовыми навыками. Сначала у детей возникает интерес к движению карандаша или кисти, к следам, оставляемыми ими на бумаге; постепенно появляются новые мотивы творчества – желание получить результат. Создать определённые изображения.

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата.

Для эстетического воспитания детей и для развития их изобразительных способностей большое значение имеет знакомство с произведениями изобразительного искусства. Яркость, выразительность образов в картинках, скульптуре, архитектуре вызывают эстетические переживания, помогают глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунке, лепке, аппликации. Постепенно у детей развивается художественный вкус.

Занимаясь рисованием, дети узнают разные материалы (бумага, краски, мелки и др., знакомятся с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы с ними. В процессе анализа работ в конце занятия дети рассказывают о своих рисунках, высказывают суждения о работах других детей. Привлечение образных сравнений, стихотворных текстов для эстетической характеристики предметов способствует развитию у детей образной, выразительной речи. При проведении занятий создаются благоприятные условия для формирования таких качеств, как пытливость, инициативность, умственная активность и самостоятельность.

1.2. Классификация приёмов и методов обучения.

Успех воспитания и обучения во многом зависит от того, какие методы и приёмы использует педагог, чтобы донести до детей определённое содержание, сформировать у них знания, умения, навыки, а также развить способности в той или иной области деятельности.

Под методами обучения изобразительной деятельности и конструированию понимают систему действий педагога, организующего практическую и познавательную деятельность детей, определённого «Программой воспитания и обучения в детском саду»

Приемами обучения называют отдельные детали, составные части метода.

Традиционно методы обучения классифицируются по тому источнику, из которого дети получают знания, навыки и умения, по тем средствам, с помощью которых эти знания, умения и навыки преподносятся.

1. наглядные;

2. словесные;

3. практические.

Это традиционная классификация. В последнее время разработана новая классификация методов. Авторами новой классификации являются: Лернер И. Я., Скаткин М. Н. Она включает следующие методы обучения:

1. информативно – рецептивный;

2. репродуктивный;

3. исследовательский;

4. эвристический;

5. метод проблемного изложения материала.

В информационно – рецептивный метод включаются следующие приё мы:

1. рассматривание;

2. наблюдение;

3. экскурсия;

4. образец воспитателя;

5. показ воспитателя.

Словесный метод включает в себя:

1. беседу;

2. рассказ. Искусствоведческий рассказ;

3. использование образцов педагога;

4. художественное слово.

Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Он включает в себя:

1. приём повтора;

2. работа на черновиках;

3. выполнение формообразующих движений рукой.

Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком – либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребёнку выполнить часть работы самостоятельно.

Исследовательский метод направлен на развитие у детей не только самостоятельности, но и фантазии и творчества. Педагог предлагает самостоятельно выполнить всю работу.

Метод проблемного изложения по мнению дидактов не может быть использован в обучении дошкольников и младших школьников : он применим только для старших школьников.

Так в рисовании основной прием для первой младшей группы – показ, как следует пользоваться карандашами и красками. Наиболее эффективный приём – пассивные движения, когда ребёнок действуют не самостоятельно, а с помощью.

Также эффективен приём обследования предмета движением руки по контуру и показ этого движения в воздухе. Прямой показ способа изображения применяется только в том случае, если данная форма встречается впервые.

Наряду с вышеизложенными приёмами педагог на уроках рисования может использовать следующие методы:

1. Эмоциональный настрой – этот метод предполагает использование на занятиях музыкальных произведений. Необходимо помнить, что музыкальные образы и музыкальный язык должны соответствовать возрасту детей. На занятиях музыка настраивает детей на единый лад.

2. Художественное слово – сколько точек соприкосновения можно найти между словами и изобразительным искусством! Они дополняют друг друга, активизируя художественное восприятие образа. Особенно дети эмоционально откликаются на красоту поэтических строк, они помогают осмыслить дошкольникам свои чувства, прежде чем взять карандаши, кисть и краски.

3. Педагогическая драматургия – на занятиях дети часто путешествуют. Путешествия могут быть реальными, сказочными или воображаемыми. Для младших дошкольников это путешествие в Страну Рисования.

Для старших дошкольников используется метод творческой визуализации. Дети удобно располагаются на ковре, расслабляются, закрывают глаза, слушают звуки леса, речки, шум моря. Спокойный тёплый голос преподавателя помогает представить картину природы, которую потом дети воплотят в своих рисунках.

4. Пластика – дошкольники обладают естественной грацией и свободой тела. Иногда кажется, что все свои мысли и переживания они проявляют через движение. Изначально почти всю информацию об окружающем ребёнок получает через телесные ощущения, поэтому на разных участках тела имеются зоны, «запоминающие» положительные и отрицательные отпечатки его общения с миром. И очень важно при развитии ребёнка постараться избежать психологических зажимов в теле, образующихся в результате негативных переживаний. Именно поэтому в изобразительной деятельности активно используются движение, танец.

5. Театральная деятельность – элементы театра органично входят в занятия изо деятельностью, способствуют развитию чувств у детей. Здесь нет заученных ролей, позиций, жестов – всё основано на эмоциональном опыте детей, на воплощении их переживаний.

6. Игра. Одним из важнейших методов развития внутреннего мира ребёнка является игра. В. А. Сухомлинский писал : «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Игра – это важнейший метод развития воображения и познавательных способностей детей. В игре легко направлять внимание ребёнка на самые важные ориентиры – нравственные, эстетические.

1.3. Использование нетрадиционных техник рисования.

Сегодня есть выбор вариантов художественного дошкольного образования и определяется он наличием вариативных, дополнительных, альтернативных, авторских программно-методических материалов. Доступность использования нетрадиционных техник определяется возрастными особенностями дошкольников. Так, например, начинать работу в этом направлении следует с таких техник, как рисование пальчиками, ладошкой, обрывание бумаги и т. п., но в старшем до-школьном возрасте эти же техники дополнят художественный образ, создаваемый с помощью более сложных, кляксографии, монотипии и т. п.

1. Тычок жёсткой полусухой кистью. Возраст любой. Средства выразительности: фактурность окраски, цвет.

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь кисть и ударяет ею по бумаге, держа вертикально, При работе кисть в воду не опускается. Таким образом заполняется весь лист, контур или шаблон. Получается имитация фактурности пушистой или колючей поверхности.

2. Рисование пальчиками. Возраст от двух лет. Средства выразительности: пятно, точка, короткая линия, цвет.

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь пальчик и наносит точки, пятнышки на бумагу. На каждый пальчик набирается краска разного цвета. После работы пальчики вытираются салфеткой, затем гуашь легко смывается.

3. Рисование ладошкой. Возраст от двух лет. Средства выразительности: пятно, цвет, фантастический силуэт.

Способ получения изображения : ребёнок опускает в гуашь ладошку (всю кисть) или окрашивает её с помощью кисточки (с пяти лет) и делает отпечаток на бумаге. Оттиск пробкой. Возраст от трёх лет. Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Способ получения изображения : ребёнок прижимает пробку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу.

4. Оттиск печатками из картофеля. Возраст от трёх лет.

Способ получения изображения : ребёнок прижимает печатку к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу. Для получения другого цвета меняются и мисочка и печатка.

5. Оттиска поролоном. Возраст от четырёх лет.

Способ получения изображения : ребёнок прижимает поролон к штемпельной подушке краской и наносит оттиск на бумагу. Для изменения цвета берутся другие мисочка и поролон.

6. Оттиск мятой бумагой. Возраст от четырёх лет.

Способ получения изображения : ребёнок прижимает мятую бумагу к штемпельной подушке красой и наносит оттиск на бумагу. Чтобы получить дру-гой цвет, меняется и блюдце и смятая бумага.

7. Восковые мелки плюс акварель. Возраст от четырёх лет.

Способ получения изображения : ребенок рисует восковыми мелками на белой бумаге. Затем закрашивает лист с акварелью в один или несколько цветов. Рисунок мелками остается не закрашенным.

8. Свеча плюс акварель. Возраст от четырех лет.

Способ получения изображения : ребенок рисует свечой на бумаге. Затем закрашивает лист акварелью в один или несколько цветов. Рисунок остается белым.

9. Печать по трафарету. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : ребенок прижимает печатку или поролоновый тампон к штемпельной подушке с краской и наносит оттиск на бумагу с помощью трафарета. Чтобы изменить цвет, берутся другие тампоны и трафарет.

10. Монотипия предметная. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : ребенок складывает лист бумаги вдвое на одной его половине рисует половину изображаемого предмета. После рисования каждой части предмета, пока не высохла краска, лист снова складывается пополам для получения отпечатка. Затем изображение можно украсить, также складывая лист после рисования нескольких украшений.

11. .Кляксография обычная. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает гуашь пластиковой ложкой и выливают на бумагу. В результате получаются пятна в произвольном порядке. Затем лист накрывается другим листом и прижимается. Далее верхний лист снимается, изображение рассматривается : определяется, на что оно похоже. Недостающие детали дорисовываются.

12. Кляксография с трубочкой. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : ребёнок зачерпывает пластиковой ложкой краску и выливает её на лист, делая небольшое пятно (капельку).Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы её конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

13. Кляксография с ниточкой. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : ребёнок опускает нитку в краску, затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один её конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовывается.

14. Набрызг. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : ребёнок набирает краску на кисть и ударяет кистью о картон, который держит над бумагой. Краска разбрызгивается на бумагу.

15. Отпечатки листьев. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : ребёнок покрывает листок дерева красками разных цветов, затем прикладывают его к бумаге, окрашенной стороной для получения отпечатка. Каждый раз берётся новый листок.

16. Монотопия пейзажная. Возраст от шести лет.

Способ получения изображения : ребёнок складывает лист пополам. На одной половине листа рисуется пейзаж, на другой получается его отражение в озере, реке. Пейзаж выполняется быстро, чтобы краски не успели высохнуть. Половина листа, предназначенная для отпечатка, протирается влажной губкой. Исходный рисунок, после того, как с него сделан оттиск, оживляется красками, чтобы он сильнее отличался от отпечатка.

17. Рисование штрихом. Возраст от пяти лет.

Способ получения изображения : с помощью штриха можно рассказать о характере предмета, о свойствах материала, передать не только легкость, мяг-кость, плавность, но и тяжесть, мрачность, агрессивность и, самое главное, раскрыть образ героя. Рисование штрихом очень хорошо подготавливает руку к письму

2. Педагогический опыт.

Вопрос о развитии творческих способностей детей в рисовании волновал меня с тех пор, как я начала заниматься изобразительной деятельностью с детьми. деятельностью с детьми. Нов течение довольно долгого времени мне не удавалось добиться от детей того, что я считала главным,- искренних, «своих» рисунков. Я чувствовала, что необходима какая – то другая система изо деятельностью. Как развивать художественные способности детей и увидеть в каракулях и цветных пятнах момент рождения таланта? Как добиться того, чтобы каждый ребёнок (пусть один – в меньшей степени, а другой – в большей) стал творцом?

Работая с детьми средней, старшей и подготовительной к школе групп по типовой программе, я заметила: конечный результат состоял в приобретении дошкольника-ми знаний, умений и навыков рисования. Они овладевали навыками работы с разными инструментами, различными изобразительными материалами, осваивали разные приёмы и способы рисования. Но на этом положительном фоне ярко проступало главное – в работах детей не было творческого подхода.. В поисках новых методов и технологий я стала изучать парциальные программы, прошедшие экспертизу федерального уровня и рекомендованные Министром образования РФ. Это, в частности, следующие программы:

Программа эстетического воспитания детей «Красота. Радость. Творчество». (Т. С. Комарова, А. В. Антонова, М. Б. Зацепина). В названии программы заключена её направленность. Познавая красоту окружающего мира, произведений искусства, ребёнок испытывает положительные эмоции, на основе которых и возникают более глубокие чувства: радость, восхищение, восторг.

Программа «Росинка» (Л. В. Куцакова, С. И. Мерзлякова) . Задачи программы: воспитания эстетического восприятия; приобщение к миру искусства; развитие детского творчества в изобразительной, музыкальной и театрализованной деятельности, формирование ярких положительных эмоций у детей в процессе их творческого взаимодействия и художественно – деятельного общения с взрослыми. Одно из основных целей – помочь в поиске пути к доброму, духовному.

Программа «Детский сад – школа» (Н. А. Малышева). Основная цель – преемственность школьников. Формирование психических процессов, связанных с обучением, развитием художественно – творческих способностей и положительно – эмоционального восприятия окружающего мира, навыков и умений происходит в процессе ознакомления детей с народными традициями.

Программа «Гармонизация развития» (Д. И. Воробьёва). Программой предусмотрена работа по двум взаимосвязанным направлениям: накопление социального опыта познания и реализация этого опыта в самостоятельной творческой деятельности.

Программа «Синтез искусств в эстетическом воспитании». (О. А. Куревина) – знакомство с жанровым многообразием искусства.

Программа «Родничок» (Н. А. Варки, Р. Р. Калинина). Основная цель – раскрытие физического, интеллектуального, творческого и нравственного потенциала дошкольников через организацию театрально – творческой и эстетической деятельности как средства интеграции индивидуального опыта и навыков, полученных детьми в разных видах деятельности.

Программа «С кисточкой и музыкой в ладошке» (Н. Э. Басина, О. А. Суслова). В центре внимания авторов – проблемы психологии восприятия искусства и детского творчества.

Программа «Природа и художник» (Т. А. Копцева). Программа нацелена на формирование целостных представлений о природе как живом организме и художественной культуре, как части культуры духовной.

. Педагог каждого дошкольного учреждения вправе самостоятельно решать, что ему наиболее подходит. Это зависит от индивидуальных особенностей и дошкольников, и педагогов. Важно, чтобы сам педагог осознал, чем и как он хочет заниматься с детьми, ведь используя в работе отдельные парциальные программы.

Считая главным поиск новых подходов к развитию творческих способностей детей в разных видах деятельности, в том числе в изобразительной, я решила начать работать по программе «Природа и художник».

Содержательная основа программы «Природа и художник» экологична по своей сути.

«Экос» - в переводе с греческого означает «Дом, жилище, место пребывания». Современное понимание идеи сохранения нашего жилища, проблема взаимодейст-вия человека и природы Д. С. Лихачё в выразил следующим образом: «Человек живёт в определённой окружающей среде, загрязнение делает его больным, угрожает его жизни, грозит гибелью человечеству.

Целительная сила природы хорошо известна… но экологию нельзя ограничить только задачами сохранения природной биологической среды. Экология природы, экология культуры – это грани одной проблемы – сохранение в человеке человечности, это основная смысловая установка программы «Природа и художник».

Программа «Природа и художник» решает следующие задачи:

1. Передача и накопление опыта эстетического отношения к миру, формирова-ние экологической культуры ребёнка, воспитание духовно богатой личности.

2. Передача и преумножение опыта творческой деятельности, формирование «культуры творческой личности».

3. Обучение способам деятельности, формирование умений и навыков детей в изобразительных, декоративных и конструктивных видах творчества, обучение «языку изобразительного искусства».

4. Сообщение с учётом возрастных особенностей детей в области изобразитель-ного искусства, приобщение к мировой художественной культуре.

Для занятий актуальными являются все четыре вида задач. Однако приобретённую роль в системе художественно – творческого развития личности имеет первая – передача и накопление опыта эстетического отношения к миру.

Осуществляя эту задачу, мы развиваем и формируем в детях следующее:

- умение одухотворять, очеловечивать, «живую» и «неживую природу»;

- способность идентифицировать себя с предметами и явлениями природы, с дру-гим человеком или героем художественного произведения;

- готовность прочувствовать «боль» и «радость» живых существ, сопереживать им, выражать своё неравнодушное отношение к редким и находящимся под угрозой исчезновения видам растений и животных.

Работая по этой программе, создала все условия для того. Чтобы расширять горизонты познания детей – от близкого к далёкому, от простого к сложному, от частного к общему, от «родного порога в мир общечеловеческих ценностей».

Во время занятий также использую свои авторские работы педагога с особым настроением, что помогает воспринимать образ наставника. Используя авторские работы, я не руководствуюсь принципом «делай, как я», а поступательно формирую в сознании детей представления о многогранности средств выражения.

Дошкольник – активный и неуёмный «Почемучка», ему всё хочется знать, всё потрогать и, если можно, «попробовать на зуб». Эти экспериментаторские особенности стараюсь использовать в работе. Кому – то младенческие поочеркушки могут показаться ничего не стоящей пачкотнёй, но внимательный человек сможет «прочитать» в них много интересного о самом ребёнке. С годами у меня собрался фонд детских рисунков, которые я также использую в качестве зрительного ряда на занятиях.

Для того чтобы заинтересовать детей, я оформила красочно ИЗО уголок, где есть «полочки красоты» (поделки, выполненные детьми самостоятельно или совместно с воспитателем или родителями). В ИЗО уголке есть постоянно действующая выставка детских работ (они оформлены в рамки – «как у настоящих художников»). Есть уголок творчества: репродукции картин, портреты художников, книги об искусстве.

В уголке ИЗО инструменты и материалы находятся в доступном для детей месте, в достаточном количестве и в рабочем состоянии, это: карандаши, краски, мелки.

Чтобы дети не боялись испачкаться, ввела рабочую одежду (обыкновенная футболка большего размера, эти футболки дети самостоятельно одевают и снимают после работы. Надевая футболку, ребё нок будто командует сам себе: «Я готов к работе, я буду рисовать, я хочу рисовать».

Программа «Природа и художник» предусматривает занятие на открытом воздухе, когда любование природой связывается в сознании детей с пройденным на занятиях. Впечатления, полученные во время прогулки, непосредственно отражаются в детском творчестве. После наблюдений в рисунках детей появились : «Весёлые барашки», «Задумчивое небо», «Белая берёза под моим окном» и т. д.

Гуляя с детьми на улице, собираем коллекцию природных материалов.

Проводить наблюдения можно и в живом уголке. В результате появились работы «Цветок – огонёк», «Семейство черепашек», «Сказочная птица» и др. Также совершаем походы в парк, посетили краеведческий музей, детскую художественную выставку, побывали в детской художественной школе. От полученных впечатлений получились рисунки: «Осенний лес», «Птичье семейство», «Семья деревьев», «Наше село» и т. д.

Результатом моей работы с детьми является участие в районных конкурсах детских рисунков, где дети занимали призовые места и были награждены Почётными грамотами.

Публикации по теме:

Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО 1 слайд Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников». 2 слайд Проблема Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего.

«Снег идет». Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) в первой младшей группе«Снег идет». Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) в первой младшей группе «Снег идет».Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) в первой младшей группе. Мотивация:Снегопад за окном. Задачи:.

Дополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности (раздел «декоративное рисование») для детей 6–7 летДополнительная образовательная программа по изобразительной деятельности (раздел «декоративное рисование») для детей 6–7 лет Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №139» Принято на педагогическом совете Утверждена: Протокол.

Формирование двигательных навыков у дошкольников-необходимое звено в общей системе воспитания детей в ДОУ Воспитание, обучение и развитие ребенка определяются условиями его жизни в детском саду. Главными формами организации этой жизни в детском.

Гендерный подход в системе воспитания детей старшего дошкольного возраста .

Конспект НОД по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста «Веселая карусель» (рисование) Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшего дошкольного возраста. Тема:«Веселая карусель» Цель:закрепление представлений.

Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) в подготовительной группе компенсирующей направленностиКонспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) в подготовительной группе компенсирующей направленности Конспект НОД по изобразительной деятельности (рисование) в подготовительной группе компенсирующей направленности Тема: «Животные Донского.

Конспект занятия по изобразительной деятельности для детей старшей группы на тему «Золотая хохлома» Конспект занятия по изобразительной детельности для детей старшей группы на тему " Золотая хохлома" Группа №6 «Теремок» старшая (возраст.

Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Рисование «Моя любимая игрушка» Конспект занятия по изобразительной деятельности в подготовительной группе. Тема: «Моя любимая игрушка». Цель: 1. Выявить уровень развития.

План-конспект занятия по изобразительной деятельности. Рисование «Путешествие в зимний лес» Возраст: средняя группа Цель: • Познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования; • Познакомить детей использовать в работе картофельные.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей
Опубликовано: 17 марта 2016 в 12:24
+35Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Рисование как вид изобразительной деятельности в системе художественного воспитания детей» (включая файлы) размещена пользователем миляуша хисамова (УИ 532408) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 26.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД