татьяна чекмезова
Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО
▼ Скачать + Заказать документы
1 слайд
Тема: «Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников».
2 слайд
Проблема
Всем известно, что дошкольный возраст – фундамент общего развития ребенка, стартовый период всех высоких человеческих начал. Дошкольники очень эмоциональны. Это эмоционально-образное восприятие окружающего мира может стать основой формирования патриотизма. Невозможно переоценить роль музыки в нравственно-патриотическом воспитании дошкольников. В «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой есть раздел «Нравственное воспитание, в котором ставится задача: «…Воспитывать желание познавать культуру своего народа (через сказки, пословицы, поговорки, произведения народного …творчества, формировать бережное отношение к ней». Мудрость и простота, органично сочетающиеся в фольклоре, помогают донести до маленького человека высокие нравственные идеалы. Воспитание трудолюбия, милосердия, честности, уважение к старшим, забота о младших – заповеди в народной педагогике, которые служат своеобразным ориентиром, духовным компасом.
Публикация «Роль музыки в системе нравственно-патриотического воспитания детей в ДОО» размещена в разделах
- Воспитание детей. Материалы для педагогов
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Работа музыкального руководителя
- Темочки
3 слайд
Цель: Воспитание гражданина и патриота своей страны, формирование нравственных ценностей. Создание в детском учреждении предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
4 слайд
Задачи:
1. Формировать духовно-нравственное отношение и чувства сопричастности к родному краю, дому, семье, детскому саду.
2. Развивать познавательные, художественные и творческие способности детей через ознакомление с музыкальными произведениями.
3. Воспитывать потребность в познавательной активности через восприятие произведений искусства.
4. Воспитывать нравственно-патриотические качества : гуманизм, гордость, желание сохранить и приумножить богатство своего родного края и страны.
5 слайд
Этапы
1. Народная музыка
2. Образ Родины
3. Малая Родина
4. Защитники Отечества
5. Праздники с мамой
6 слайд
Народная музыка
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма. С музыкальным фольклором дети нашего дошкольного учреждения знакомятся на музыкальных занятиях, в повседневной жизни, на досугах и при участии в народных праздник
7 ,8,9,10 слайды
Эх масленица погулена
Очень важно привить детям чувство любви и уважения к культурным ценностям, и традициям русского народа.
Приобщаем детей и к культуре своего народа (русские народные праздники, поскольку обращение к отеческому наследию воспитывает уважение, гордость за землю, на которой живешь. С младенчества ребенок слышит родную речь. Даем детям понять, что у каждого народа свои сказки, и все они передают от поколения к поколению основные нравственные ценности : добро, дружбу, взаимопомощь, трудолюбие.
Особое значение для воспитания детей имеют фольклорные произведения: пословицы, поговорки, частушки, русские народные песни, заклички, попевки. Одним из таких праздников является Масленица.
Большие потенциальные возможности нравственно – патриотического воздействия заключаются в народной музыке. Все народные песни, а также народные мелодии, используются в слушании и ритмической деятельности ребят. По средствам народной музыки дети знакомятся с жизнью и бытом русского народа, с образцами народного музыкального творчества. Старшим дошкольникам называю имена выдающихся русских композиторов: М. И Глинка, П. И. Чайковский, Н. А. Римский – Корсаков, говорю, что эти композиторы использовали народные мелодии в своём творчестве. Таким образом, приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувства патриотизма.
11 слайд
Образ Родины
Следующим этапом работы в этом направлении явилось использование музыки при ознакомлении детей с образом Родины. Для ребёнка - дошкольника Родина – это мама, его близкие родные люди, окружающие его. Нравственное воспитание дошкольника – это, прежде всего воспитание любви и уважения к матери. На музыкальных занятиях разучиваются песни маме, которые устойчиво вошли в детский репертуар. На музыкальных занятиях разучиваются песни маме, которые устойчиво вошли в детский репертуар.
12,13,14 слайд
Песни и праздники с участием мам устойчиво вошли в календарь праздников и в детский репертуар
15 слайд
Малая Родина
Дети любят узнавать о том месте, где они родились и живут в настоящее время. Родной город Лиски. И в этом случае на музыкальных занятиях, а также в выступлениях на мероприятиях, посвящённых дню города, как в детском саду, так и на площадках города, широко используются песни о родных Лисках, которые дети с удовольствием исполняют.
16 17 слайд
Районный конкурс «Дин Дон»
Один из таких конкурсов, проводимых администрацией города является районный детский музыкальный конкурс «Дин Дон».
Каждый год наши ребята выступают в разных номинациях и получают благодарственные письма, а так же имеют победы.
18 слайд
О нашем городе
Лиски – частица Родины.
Воспитываем у детей любовь к своему городу, подводим к пониманию, что наш город Лиски – частица Родины.
Ребята нашего детского сада совершили путешествие по родным местам нашего города. Словно машина времени перенесла дошколят в прошлое и позволила увидеть, какими были улицы и здания Лисок много лет назад, а также познакомиться с женским народным костюмом Воронежской губернии. А как звонко и дружно ребятня кричала «Ура!», угадывая Российскую символику среди других - чужеземных.
19 слайд
Путешествие по родному краю
Большую роль в формировании патриотических чувств у детей дошкольного возраста играет воспитание любви к своему городу, ведь чувства привязанности к родной семье, родному детскому саду, родной улице, начинается с формирования того фундамента, на котором будет вырастать более сложное образование – чувство любви к своему Отечеству.
20 слайд
Защитники Отечества
Каждый временной цикл (осенний, зимний, весенний) мы стараемся закончить тематическим праздникам или развлечением. Особое значение в рамках нравственно – патриотического воспитания имеет тема «Защитников Отечества». Дети с удовольствием разучивают песни этой тематики. Большое внимание уделяется теме Великой Победе. В этой теме совместно с воспитателями раскрываем детям величие подвига советского солдата, знакомя их с песнями тех лет.
21 слайд
Солдат молоденький
Лискинский краеведческий музей встречал гостей. Состоялась презентация ежегодного краеведческого альманаха «Петровская слобода». Ребята подготовительной группы "Дружба" исполнили танцевальную композицию "Солдат молоденький ", солист - Егор Грачёв.
22, 23 слайд
Пап поздравляем, вместе весело играем!
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют взрослые и дети. В феврале проходят спортивные состязания посвященные Дню защитника Отечества. Интересно и увлекательно проходят эти мероприятия.
Дети с задором исполняют песни, а яркие танцевальные выступления вспоминаются еще не раз.
У каждого такого праздника своя изюминка, каждый неповторим.
24 слайд
Поздравим ветеранов
В нравственно-патриотическом воспитании огромное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных фактах из жизни старших членов семьи: дедушек, бабушек, участников Великой Отечественной войны, их фронтовых и трудовых подвигах, мы прививаем детям такие важные понятия, как: долг перед Родиной, любовь к Отечеству, ненависть к врагу, трудовой подвиг. Подводим ребенка к пониманию, что мы победили потому, что любим свою Отчизну.
25 ,26 слайд
День Победы
Родина чтит своих героев, отдавших жизнь за счастье людей. Их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники.
9 Мая один из главных праздников нашей страны. Песни победы звучат отовсюду. И наши воспитанники тоже поют песни военных лет и исполняют танцы на военную тематику.
27 слайд
Мы за мир
«Никто не забыт, ничто не забыто».
28 слайд
Практический выход темы
1. Повышение качества работы (для разработки сценариев, докладов, выступлений, буклетов, презентаций разработка дидактического материала, наглядности, проведение мастер-классов)
2. обобщение опыта по исследуемой теме (презентация опыта работы)
3. разработка методических рекомендаций (памятка для педагогов)
29 слайд
Вывод
Приобщая детей к музыкальному наследию своего народа, мы воспитываем в них чувство патриотизма, а оно неотделимо от воспитания чувства национальной гордости.
30 слайд
Используемая литература
1. Журналы: «Музыкальный руководитель»,
2. Комиссарова Л. Н., Костина Э. П. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников. – М. Просвещение. 1986г. – 141с.
3. Зацепина, М. Б. Культура досуга в семье [Электронный ресурс] – Режим доступа:https://sdo-journal.ru
4. Е. Г Боронина Программа «Оберег»
5. Хазова М. В. «Горенка»
6. Интернет ресурсы