Миронова Марина Михайловна
Конспект открытого занятия по грамоте и повторение звука и буквы «Х» в подготовительной группе «Путешествие с Хомой»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Закрепить у воспитанников представление о звуках [Х] и [Х`], познакомить с буквой «Х».
Задачи:
Образовательные.
• Закреплять умение воспитанников давать сравнительную характеристику звуков X, Хь.
Развивающие:
• Закреплять умение детей дифференцировать звуки X, Хь в словах и предложениях;
• Развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику;
• Развивать мыслительную деятельность;
• Развивать фонематического слуха;
Публикация «Конспект открытого занятия по грамоте и повторение звука и буквы „Х“ в подготовительной группе „Путешествие с Хомой“» размещена в разделах
- Буква Х и звук [Х], [Х’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Открытые занятия. Конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
• Развивать умения выполнять фонетический анализу двухсложных слов (на примере слов со звуками [Х] и [Х`]).
Воспитательные
• Воспитывать у детей позитивного отношения к занятиям;
• Воспитывать у детей культуру поведения на фронтальных занятиях.
Оборудование: компьютер, проектор, цветные квадраты на каждого ребенка (зеленый, синий, красный, сигнальные кружки для обозначения звука, картинки со слогами, презентация
План занятия
1. Организационный момент
- Ребята, каждое утро, заходя в группу, вы здороваетесь с присутствующими в ней детьми и взрослыми. Сегодня у нас гости, давайте поздороваемся с ними и начнем занятие. А также, поздороваемся со своим телом.
Проведение коммуникативной игры «Здравствуйте»
Здравствуйте, ладошки! (Вытягивают руки, поворачивают ладонями вверх-вниз.)
Хлоп-хлоп-хлоп! (3 хлопка в ладоши.)
Здравствуйте, ножки! («Пружинка».)
Топ-топ-топ! (Топают ногами.)
Здравствуйте, щечки! (Гладят ладонями щеки.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка похлопывают по щекам.)
Пухленькие щечки! (Круговые движения кулачками по щекам.)
Плюх-плюх-плюх! (3 раза слегка ударяют кулачками по щекам.)
Здравствуйте, губки! (Качают головой вправо-влево.)
Чмок-чмок-чмок! (3 раза чмокают губами.)
Здравствуйте, зубки! (Качают головой вправо-влево.)
Щелк-щелк-щелк! (3 раза щелкают зубами.)
Здравствуй, здравствуй, язычок! (3 раза наклоняют голову вперед.)
Чок-чок-чок! (3 раза щелкают языком.)
Распевка
Давайте встанем и немного распоемся. Я буду поднимать руку, когда рука внизу - поем тихо, рука поднимается вверх - поем громче. А вы контролируете свое дыхание.
АААААаааааааа
ооооооОООООО
уууууУУУУУууууу
ИИИИИиииииИИИИ
Игра со слогами
У вас есть гласные звуки, у меня согласные. Я «бросаю» вам согласный звук, а вы его «ловите» и говорите, что получилось в итоге.
М А Ш Е
П О К Я
Т У Л Ю
2. Сообщение темы.
– К нам в гости сегодня пришёл хитрый хомяк Хома. Если вы назовёте с каких звуков начинается слово «хомяк», то узнаете какой звук предлагает вам вспомнить наш гость.
– Правильно! Молодцы! Сегодня мы будем вспоминать звуки [Х] и [Х`].
3. Акустико-артикуляционный образ звуков
- Какой звук слышится X или Хь, когда мы смеё мся: Ха-ха-ха? (X.) Хи-хи-хи? (Хь.).
Воспитанники хором и индивидуально проговаривают звуки и дают их характеристику.
Звук Х — согласный, твёрдый (обозначаем фишкой синего цвета.
Звук Хь — согласный, мягкий (обозначаем фишкой зелёного цвета)
– Оба этих звука обозначаются одной буквой. Посмотрите, как она выглядит и скажите на что это буква похожа?
– Хома предлагает вам прочитать слоги со звуком Х. (Чтение слогов.)
4. Игровое упражнение «Разложи картинки».
(Развитие фонематического слуха.)- Хома посещает лесную школу, где ему приходится выполнять много заданий.
С некоторыми из них он никак не может справиться. Хома просит вас ему помочь. Ну что, поможем? Хома принёс с собой картинки и просит разложить их по корзинкам. В синюю корзинку нужно положить картинки, в названиях которых есть твёрдый согласный Х, а в зелёную корзинку нужно положить картинки, в названиях которых есть мягкий звук Хь. (Картинки – хижина, орехи, хорёк, петухи, муха.)
– Молодцы, помогли Хоме справиться с заданием.
5. Физкультминутка «Коза»
– У нашего хомячка есть лучший друг- коза. И коза предлагает вам немного с ней поиграть
Идет коза по лесу, по лесу, по лесу.
(дети делают рога из пальчиков, и идут друг за другом)
Нашла себе принцессу, принцессу, принцессу.
(руки «юбочкой» и приседают)
Давай, коза, попрыгаем, попрыгаем, попрыгаем.
(прыжки, руки на поясе)
И ножками подрыгаем, подрыгаем, подрыгаем.
(выброс ног вперед)
И ручками похлопаем, похлопаем, похлопаем.
(хлопки руками)
И ножками потопаем, потопаем, потопаем.
(топаем ногами)
Давай, с тобой покружимся, покружимся, покружимся.
(руки на поясе, кружимся вокруг себя)
И навсегда подружимся, подружимся, подружимся
(играем в «Ладошки» с соседом)
Головкой покачаем
(наклоны головы)
И дальше продолжаем
(Наклон вперед)
6. Словесная игра «Найди лишнее слово».
– Хома хочет проверить, как слышат ваши ушки и предлагает сыграть в игру 4й лишний.
(4 слова воспроизводятся педагогом, а дети определяют лишнее.)
Хижина, ходить, молоко, художник;
Хитрый, хек, хвост, шашки;
Ласточка, хлопушка, стихи, кухня
– Молодцы! Ваши ушки всё слышат просто отлично!
7. Звуковой анализ слов хек, Хома, холодно. орехи
– Отгадайте загадку.
Без воздуха живёт,
Холодная, как лёд,
Не хочет пить, а пьёт.
Бронёй блестит, но не звенит
И всё молчит, молчит.
- Правильно, это рыба. Наш друг Хома дружит с рыбкой по имени Хек. Он просит помочь ему показать звуковую схему имени его друга. Поможем?
- Молодцы, ребята, вы помогли нашему гостю. Но почему же он загрустил? Он наверно хочет написать своё имя, а у него не получается. Поможем Хомке?
- Посмотрите, какое время года на улице? Зима. Верно. Значит на улице как? Холодно. Давайте выложим звуковую схему слова «холодно»
-Наш Хомка любит орехи. Давайте выложим звуковую схему слова «орехи»
8. Работа со звуковыми фишками
Ребята, давайте немного поиграем. Сейчас я буду говорить слова и слоги, а вы поднимаете фишку нужного цвета. Если слышится звук Х, то фишка-синего цвета, если звук Х’ – фишка зеленого цвета.
-художник -холод
-хома -халат
-орехи -охота
-хек -хижина
9. Работа со слогами
-Ребята. У меня есть две коробочки. Надо взять будет слово, посчитать сколько слогов в слове. И поднять нужную карточку с нужной цифрой.
10. Итог занятия.
- Скажите, какие звуки мы с вами сегодня вспоминали? (Повторение характеристик звуков). Вспомните слова со звуками Х и Хь, прозвучавших на занятии.