Вера Шилкова
Конспект занятия «Путешествие в волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Форма проведения. Непрерывная образовательная деятельность.
Образовательные области: познавательное развитие; социально- коммуникативное.
Цель: поддержка познавательно-творческой инициативы детей, создание условий для художественно-эстетического развития детей посредством ознакомления с театром, как видом искусства.
Задачи:
• Познакомить детей с понятием «театр»;
Публикация «Конспект занятия „Путешествие в волшебный мир театра“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
• Приобщить детей к театральной культуре, познакомить их с устройством театра, театральными жанрами;
• Закрепить знания детей с разновидностями театров (драматический, кукольный, теневой, оперы и балета);
• продолжать знакомить с профессиями людей, которые работают в театре;
• вызвать интерес к театрализованной деятельности;
• продолжать развивать речь и пополнять словарный запас по теме театр;
• проявлять инициативу, воображение, фантазию;
• воспитывать эстетический вкус и чувство прекрасного.
Материал: презентация; аудиозапись «театральный звонок», «Кубик эмоций», волшебная палочка, билеты (детские и взрослые, касса, маски (грустная и веселая, картинки с разными выражениями эмоций.
Словарная работа: режиссер, гример, актер, художник-декоратор, кукловод, пачки, пуанты.
Ход занятия.
Дети все вместе говорят:
А мы бросаем скуке вызов
Потому что, потому.
Жить на свете без сюрпризов
Невозможно никому.
В. - Ребята! Я предлагаю вам совершить путешествие в удивительную, необычную страну, полную тайн и волшебства. В страну, которой нет ни на одной карте мира. А что это за страна, вы узнаете, отгадав загадку.
Там есть сцена и кулисы,
И актеры, и актрисы.
Есть афиша и антракт
Декорации, аншлаг.
И, конечно же, премьера!
Догадались, вы наверно, что это?
В. - К волшебному путешествию готовы?
Д. - Да!
В. - Оказаться в волшебном мире театра нам поможет игра «Замок»
Слушайте меня внимательно и повторяйте движения.
Игра «Замок» Начинаем колдовать, двери в сказку открывать,
Хоть замочек очень крепкий, металлический и цепкий,
Мы его слегка покрутим, а потом три раза дунем.
Посчитаем раз, два, три! Двери в сказку отвори!
В. - Что-то, ребята, не открывается?
Что же делать?
(Звучит музыка, вбегает Буратино)
Б. - Деревянного мальчишку
Шалуна и хвастунишку,
Знают все без исключений
Он любитель приключений.
- Здравствуйте ребята, здравствуйте гости!
- По дороге к вам, я, нашел чудесный ключик
- Ключик к дверце подошел! Открываю! И, пойдем!
В. - Постой же Буратино, а как, мы пойдем без билетов?
Б. - Даю билетик театральный
Цена индивидуальная
Кто профессии театра знает,
Тот билетик получает.
(Звенит первый театральный звонок.) (Дети называют профессию и получают билет, проходят через дверь и занимают свои места.)
В. - Ну, вот, мы с вами оказались в волшебном мире театра. А кто слышал необычный звук? Кто самый внимательный? В каких случаях он звенит?
Д. - Это театральный звонок. Перед началом спектакля подают три звонка. Вот и первый звонок пригласил нас в зрительный зал.
(Шумотека «Шум моря») Слайд 1
В. - Ребята, вы слышите шум моря? Где это мы с вами оказались?
Д. - На море.
В. - Так, так, куда это нас с вами забросило? Мы очутились на берегу Средиземного моря, в Древней Греции. И это не случайно. Это страна, где люди очень любили искусство, в том числе и театральное. Слово «театр» пришло к нам из греческого языка. В переводе оно означает «смотрю», «вижу», «зрелище или место для зрелища». Греческий театр строился под открытым небом. Зрители располагались на скамейках по склону холма, а актеры выступали на «дне», на круглой сцене. На представление собирался весь город.
Слайд 2.
В. - Одной из особенностей греческого театра было то, что актерами были мужчины. Они исполняли и женские и мужские роли одновременно. Используя при этом множество масок.
Слайд 3.
В. - Ребята, а вы, как думаете, что же является символом театра?
Д. - Театральные маски.
Слайд 4.
В. - Театральные маски появились из Древней Греции. Одна маска грустная, другая веселая. Они означают, что актер может быть добрым и веселым, и грустным, то, что в его сердце живут много персонажей.
Когда играли грустную пьесу-надевали хмурые маски, а когда веселую-улыбающиеся маски. (показываю маски.)
Со временем театры изменились, на улицах городов появились балаганы-это бродячие артисты. Актеры выступали прямо на улице. И каждый прохожий мог подойти и посмотреть представление.
Слайд 5.
Гимнастика для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно. Медленно считая до пяти.
Нарисуем солнышко на счет 1-5 и в обратную сторону.
Закрыть глаза, сильно напрягая глазные мышцы 1-4.
Раскрыть глаза и посмотреть вдаль 1-5.
Посмотрите вверх-вниз, влево-вправо на счет 1-4. Наши глазки отдохнули.
Прошли годы, в каждом городе появились большие красивые здания-театры. В них выступают актеры, которые показывают спектакли для нас, для зрителей.
Слайд 6.
В. -Мы живем в городе Ставрополе, как вы думаете, а в нашем городе есть театры?
Д. -Да.
Слайд 7.
(Отрывок из драматического театра)
В. -Ребята, а куда это мы с вами попали? Что это за люди, что здесь происходит?
Д. -Это драматический театр, здесь люди, которые играют роли и исполняют какие-либо действия.
Слайд 8.
(Отрывок из кукольного театра)
В. -А сейчас в каком мы театре?
Д. -В кукольном.
В. -Правильно! Здесь живут куклы. Актеры управляют куклами и озвучивают их своими голосами.
-А как называют людей, которые управляют куклами?
Д. -Кукловодами.
Слайд 9.
(Звучит отрывок из оперы.)
В. -Скажите откуда музыка?
Д. -Мы попали в театр оперы.
В. -Что делают актеры?
Д. -Они поют.
Слайд 10.
(На экране появляется балерина)
В. -А сейчас, куда мы с вами попали?
Д. -Мы попали в театр балета.
В. -У танцоров и балерин специальные костюмы. Юбки называются балетными пачками, а обувь-пуанты. В театре балета танцоры и балерины, под музыку рассказывают истории, при помощи красивых движений, т. е. языком танца.
В. -Ребята, у меня в руках волшебная палочка. Вы, сейчас, как актеры, превращаетесь в разных героев. Актер должен хорошо уметь владеть мимикой лица. (выражением лица)
Итак. Приготовились! Вправо, влево повернись и в актера превратись!
Игра-упражнение. «Отгадай настроение.»
В. -У меня в руках «Кубик эмоций.» Каждая сторона показывает свое настроение. Давайте при помощи выражения нашего лица (мимики) изобразим эмоциональное состояние. Я бросаю кубик, а вы показываете свое настроение.
(Звенит второй звонок.) Аудиозапись.
В. -Вы слышали? Прозвучал второй звонок. Он приглашает актеров на сцену. А когда прозвучит третий звонок-это будет означать, что спектакль начинается. Заходить в зрительный зал после третьего звонка не прилично. Пока не подали третий звонок, давайте рассмотрим зрительный зал. Это самое большое помещение театра.
Слайд 9.
В. -Что делает зрительный зал красивым?
Д. -Ответы детей.
В. -Посмотрите, в центре потолка огромная люстра светит. Эта большая люстра, под стать огромному залу. Когда начнется спектакль, эта люстра постепенно гаснет, в зале наступит темнота, а сцену будут освещать специальные прожекторы.
Слайд 10.
В. -Самое главное место в зрительном зале-это сцена. Саму сцену пока не видно. Она еще закрыта занавесом. Спектакль начнется, как только занавес поднимется или раздвинется.
Слайд 11.
В. -Прежде, чем спектакль смогут увидеть зрители, его долго готовят люди разных профессий.
Ребята, а вы знаете, люди каких профессий работают (служат) в театре?
Д. -Да!
В. -Сейчас мы проверим, поиграем с вами в игру «Угадайка»
Слайды к ответам.
В. -Он спектаклем заправляет,
Назубок все сцены знает.
Учит он, как роль играть
Как его друзья, назвать? (Режиссер)
Если хочешь стать другим,-
Позови на помощь (грим)
Я помогаю быстрей превратиться
В злодея, в красавицу, в синюю птицу,
Клиент любой-актер
Я классный (Гример)
То царем, а то шутом,
Нищим или королем.
Стать поможет, например,
Театральный (Костюмер)
Забудет если роль актер,
Слова подскажет нам (Суфлер)
Вдохновения заложник,
У мольберта наш (Художник)
Под оркестр поет наш хор,
Впереди нас-(Дирижер)
Сон и отдых позабыт,
Пишет песню (Композитор)
Пел с душою, молодец!
Будешь знатный ты-(Певец)
Пачку, пуанты надела Марина
На сцену вспорхнула, она (Балерина)
По сцене ходит, скачет
То веселится он, то плачет!
Хоть кого изобразит
Мастерством всех поразит.
И сложился с давних пор
Вид профессии (Актер)
В. -Молодцы, ребята! Справились с заданием. Много еще людей разных профессий служат в театре. Но самая главная профессия в театре-это актер.
-А вы, ребята, хотите стать актерами?
Д. -Да!
В. -А что должен уметь актер?
Д. -Четко говорить, правильно дышать, красиво двигаться.
В. -Хорошим актером стать нелегко. Для этого надо много работать над собой и не бояться трудностей.
-А вы знаете, что профессия актера начинается с дыхания?
-Без него невозможно красиво говорить и правильно говорить со сцены.
-Давайте с вами сделаем дыхательную гимнастику, как это делают настоящие актеры.
(Дыхательная гимнастика)
Носиком дышу свободно (вдохнули носом, выдыхаем
через рот)
Без дыханья жизни нет (вдохнули и выдыхаем со звуком
С-с-с-с-с)
(вдохнули и выдыхаем со
звуком ш-ш-ш-ш-ш)
Без дыханья меркнет свет.
Дышат птицы и цветы
Дышим он и я, и ты!
В. -А сейчас произносим волшебные слова.
Кто хочет разговаривать
Тот должен выговаривать
Все правильно и внятно,
Чтоб всем было понятно.
В. -Молодцы ребята! Актеру нужна не только хорошая речь, но и умения точно передавать характер персонажей при помощи движений и эмоций.
-А какие эмоции вы знаете?
Д. -Страх, радость, удивление, грусть, спокойствие.
Слайд
В. -А сейчас, давайте отдохнем и проведем театральную разминку.
(Дети повторяют движения за воспитателем)
Я пришел в театр с утра.
Закружилась голова.
Здесь актеры-там и тут
Все меня к себе зовут.
Тут актер мне шлет привет
Встретил тут же режиссера,
Костюмера и гримера.
Свысока они глядят.
Дать автограф все хотят.
В. -Молодцы!
-27 марта отмечается Всемирный День Театра. Это не просто праздник всех работников театра, это и праздник всех зрителей.
А теперь сюрприз, ребята!
В сказку приглашаю вас!
В. -А какая сказка-спектакль будет, вы знаете?
Д. -Да.
В. -А как вы угадали?
Д. -По афише.
В. -Правильно. Прочитав ее, мы узнаем, что за спектакль состоится в
театре. Посмотрите, какая она красочная. О чем рассказывает афиша?
1. Название спектакля.
2. Кто исполняет роли. Артисты…
3. Кто режиссер.
В. -Уважаемые гости,
Театр открывается!
Спектакль начинается!
«Стрекоза и Муравей»
(по мотивам басни И. А. Крылова «Стрекоза и Муравей»)
На авансцену парами выбегают сказочные герои – Жуки и Божьи коровки, исполняют танцевальную увертюру: взмахи двумя руками вправо – влево с легким приседанием и одиночное кружение, приставной шаг навстречу друг другу и назад с последующей сменой мест, кружение парами, затем все встают в полукруг.
Букашки: (по очереди)
Дорогие друзья!
Вот и начинается сказка долгожданная!
Про плясунью Стрекозу, лето все пропевшую,
А запасы на зиму сделать не успевшую.
И про то, как Муравей средь зарослей лесных
Старается, работает без всяких выходных.
В сказке может все случиться. –
Что же ждет нас впереди?
Вот она уже стучится!
Кузнечик 3 раза ударяет в треугольник.
Скажем сказке:
Приходи!
Букашки убегают.
Из муравейника с полотенцем на шее выходит Муравей, выполняет несколько гимнастических упражнений, растирается полотенцем.
Муравей: Домик мой стоит под елкой –
В нем живет моя семья,
Приношу туда иголки,
Прутики и листья я,
Я в работе поминутно,
От зари и до зари,
А найти меня не трудно –
Лишь под ноги посмотри.
Звучит музыка. Муравей на сцене собирает листья, прутики, уходит в муравейник.
Из – за кустов на авансцене, потягиваясь, появляется Стрекоза, хлопает глазами; расправив юбку, садится на бугорок из травы, берет с пенька зеркальце, осматривает свое лицо: повороты головы вправо – влево, вверх – вниз, плеч; «красит губы», «мажет кремом щеки», легко похлопывает по ним; поворачиваясь, оглядывает себя, кладет зеркальце, кружится.
Стрекоза: Люблю я тишь лесную,
Лечу, закрыв глаза,
Танцую беззаботно,
Я – Стреко – Стрекоза!
Как прекрасно! Лето! Лето!
Жарким солнцем все согрето!
И под каждым здесь листком
Мне готов и стол и дом!
Стрекоза танцует в ритме вальса: поочередно выставляет носочки, кружится; выполняет приставкой шаг вправо – влево и кружение. К ней присоединяются Букашки. Исполняется переходная полька. Из муравейника с ведерками выходит Муравей, переодетый в брюки, жилет, рубаху с засученными рукавами, идет к ручью, набирает воды, возвращается в муравейник. После танца Божьи коровки садятся на траву, Жуки их обмахивают листочками.
На авансцену выбегают Ежики с корзиной яблок.
Ежик: Как хорошо мне летом!
Земля теплом согрета!
И солнце жарким светом
Ей помогает в этом.
Свети мне, солнышко, свети,
Не уходи за тучки -
На ярком солнце у ежа
Быстрей растут колючки.
Ежик собирает грибы.
Стрекоза: Эй, ежик! Да хватит тебе трудиться!
Давай лучше веселиться!
Ежик: Как наполню норку на зиму добром,
Вот тогда охотно спляшем и споем.
Ведь промчится лето, облетят цветы -
Помним мы об этом. Не мешай мне ты.
Звучит музыка. Ежик убегает. Стрекоза пожимает плечами.
Справа с тележкой и пилой проходит Муравей.
Букашки играют в игру «Волна», располагаясь боком к зрителям.
Звучит фонограмма дождя.
Жуки раскрывают зонтики, вместе с Божьими коровками прячутся под них.
На авансцену с жужжанием прилетают Пчелки, кружатся над цветами.
Дождь перестает идти.
Пчелки: Ни бросим работу, ни в дождь,и ни в зной!
Нельзя без запасов остаться зимой!
Вылетает Стрекоза.
Стрекоза: Вы заняты делами, когда в лесу – краса!
Пчелки: Зима не за горами, запомни, Стрекоза!
Звучит музыка.
Букашки свободно, увлеченно танцуют, самостоятельно подбирая движения под музыку (импровизируя) – обходят друг друга, меняются партнерами.
С дровами появляется Муравей. Букашки, танцуя, мешают ему пройти к муравейнику, затем, смеясь, убегают.
Стрекоза: О! Муравей! Да брось ты заботы свои
Со мною плясать выходи. (Кружиться)
Все нынче – тишь, прохлада -
Зовут пуститься в пляс.
Муравей: А мне готовить надо продукты про запас.
Вечер: полусвет. Муравей уходит в муравейник. Стрекоза собирает ягоды, потягиваясь, уходит за куст. Звучит музыка.
На авансцене – танец Снежинок. Заканчивая танец, они переворачивают куст и муравейник снежной стороной, укрывают своими шарфами (снегом) кусты и траву на авансцене. Зажигается свет, все остальное включается.
Зимнее утро. На авансцене, дрожа от холода, обхватив себя руками, появляется Стрекоза, кутается в плащ, сшитый в форме листка с дерева.
Стрекоза: Все прошло: с зимой холодной
Нужда, голод настает;
И никто уж не поет:
Да кому же в ум пойдет
На желудок петь голодный!
Стрекоза печально бредет к Муравью. Из муравейника одетый в рубаху, зимнюю безрукавку, шарф, шапку с лопатой и рукавицами выходит Муравей. Он надевает рукавицы, похлопывает, согревая руки, берется за лопату, видит Стрекозу.
Стрекоза: Доброе утро.
Муравей кивает головой в ответ.
Муравей: Доброе утро.
Стрекоза: Не оставь меня, кум милой!
Дай ты мне собраться с силой
И до вешних только дней
Покорми и обогрей!
Муравей: Кумушка, мне странно это:
Да работала ль ты в лето?
Стрекоза: До того ль, голубчик, было?
В мягких муравах у нас
Песни, резвость всякий час,
Даже голову вскружило.
Муравей: А, как ты…
Стрекоза: Я без души
Лето целое все пела.
Муравей: Ты все пела? – Это дело!
Так поди же попляши!
Звучит музыка.
Муравей протягивает Стрекозе лопату. Она берет, разглядывает, словно видит впервые, недоуменно пожимает плечами.
Звучит музыка увертюры, на авансцену выходят все герои,
Букашки: Попрыгунья Стрекоза
Лето красное пропела;
Оглянуться не успела,
Как зима катит в глаза.
Готовиться надо к морозам!
И помнить плясунья должна,
Что плохо бывает стрекозам,
Беспечным таким, как она!
Прощаться нам время приспело
И мы говорим от души:
Сначала, конечно же, дело! –
А после гуляй и пляши!
Поклон.
По окончании сказки:
Воспитатель: Сегодня мы еще раз окунулись в прекрасный мир театра.
Уважаемые гости! Оцените работу артистов жестом, мимикой и движением.
Воспитатель: Ребята, сегодня в спектакле Вы замечательно справились со своими ролями, Вам понравилось?
Ответы детей.
В- А Театральную клятву произнести готовы?
Дети: - Клянусь отныне и вовеки театром свято дорожить,
Быть честным, добрым человеком и зрителем достойным быть!
В. - Как много нового и интересного мы узнали о театре сегодня. - Что вам запомнилось больше всего?
- Какие эмоции вы запомнили?
- Сегодня вы все постарались на славу,
Сказать исполнителям хочется «Браво»!
Дальнейших успехов вам всем пожелать,
И так же всегда хорошо выступать.