Мария Алейник
Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в волшебный мир сказки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого интегрированного занятия в подготовительной к школе группе
«Путешествие в волшебный мир сказок».
Учитель – логопед: Алейник М. М.
Тема: «Путешествие в волшебную страну сказок»
Режим проведения: логопедический пункт
Речевой статус детей: ФФНР
Количество детей: 6
Продолжительность занятия : 30 мин.
Публикация «Конспект открытого интегрированного занятия с детьми подготовительной к школе группы „Путешествие в волшебный мир сказки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Задачи:
Коррекционно - образовательные:
Активизировать речевую деятельность детей. Совершенствовать произносительную сторону речи. Учить детей самостоятельно размышлять, делать умозаключения на основе суждений. Расширять словарный запас существительных и качественных прилагательных, обозначающих личностные характеристики сказочных героев.
Коррекционно – развивающие:
Развивать фонематические обобщения в процессе упражнений по звуковому анализу и синтезу слов, совершенствовать умение различать на слух звонкие и глухие, твёрдые и мягкие согласные, развивать слуховую память и слуховое восприятие. Развивать общую и мелкую моторику. Развивать мыслительные операции.
Коррекционно – воспитательные:
Воспитывать мотивационную готовность детей к познавательной деятельности. Воспитывать культуру речевого общения, умение регулировать взаимоотношения со сверстниками и взрослыми согласно установленным в группе правилам.
Воспитывать интерес к творчеству К. И. Чуковского.
Предварительная работа:
Беседы с детьми о творчестве писателя К. И. Чуковского;
Беседы по содержанию сказок, анализ поступков сказочных героев
Анализ художественной ценности произведений писателя.
Речевые игры; лексические упражнения на материале художественных произведений писателя.
Разучивание стихотворных текстов по мотивам сказок К. И. Чуковского,
составление загадок.
Ход занятия:
Логопед: Ребята, сегодня у нас будет необычное занятие. Я предлагаю Вам поиграть в путешествие. Согласны?
Предполагаемые ответы детей: Да.
Логопед: А вот куда мы отправимся, Вы узнаете, если правильно выложите и прочитаете слово из этих букв. Возьмите каждый по одной букве, посмотрите её номер на обратной стороне и выложите слово на магнитной доске, выкладывая свою букву согласно её порядковому номеру.
Дети выкладывают слово «Сказки».
Логопед: Молодцы! Вы были внимательны, поэтому правильно выполнили задание.
И так, мы отправляемся с Вами в путешествие в волшебный мир сказок. Но я хочу Вам напомнить, что сказочные герои часто попадают в сложные ситуации и им может понадобиться наша помощь. Как Вы думаете, мы справимся?
Предполагаемые ответы детей: Да
Логопед: И всё – таки было бы хорошо, если бы здесь очутился Умейка. Он всё знает, всё умеет. С ним мы бы обязательно справились с любыми трудностями.
Появляется Умейка.
Умейка: Кто меня звал? Я всегда прихожу на помощь к тем, кто хочет чему - то научиться.
Вы собрались в путешествие в волшебный мир сказок? Я знаю, что надо делать! (делает вид, что закатывает рукава). Эти упражнения обладают волшебной силой. Они помогут Вам лучше видеть, слышать, думать и рассуждать.
- Сожмите мизинец правой руки большим и указательным пальцами и помассируйте среднюю часть мизинца, слегка надавливая на него.
- Соедините ладони вместе и потрите их друг о друга.
- Тёплыми разогретыми руками быстро потрите щёки.
- Кончиками пальцев часто, словно по барабану, постучите по макушке.
- Сожмите руки в кулак и энергично, быстро поглаживайте внешнюю и внутреннюю сторону предплечья.
- А ещё Вы должны знать, что успех любого путешествия зависит от Вашего настроения. Волшебная страна сказок не любит хмурых и сердитых людей. Улыбнитесь и подарите друг другу хорошее настроение с помощью жестов, мимики или прикосновений.
Логопед: Умейка, а можно я подарю тебе немножечко хорошего настроения?
(От груди тянет сложенные руки вперёд, раскрывает ладошки, как бы передаёт тепло своей души).
Дети по - своему дарят друг другу хорошее настроение.
Логопед: Ну, что, ребята, мы вооружились хорошим настроением, знаниями и можем, наконец, отправляться в наше путешествие. Давайте позовём сказку!
Проводится пальчиковая игра «Здравствуй сказка!» (В. Берестов).
Солнце, дождик, приходите, (Сделать приглашающий жест сначала одной
рукой, затем другой.)
Детям сказку приводите! (Похлопать в ладоши.)
А из тучи гром, гром (Хлопать в ладошки над головой.)
Загоняет в дом, в дом. (Соединить руки над головой – «крыша».)
Покажись из тучи, солнце, (Поднять руки вверх, запястья соединить,
(сжимать и разжимать пальчики каждой руки
(попеременно.)
Загляни скорей в оконце, (Сложить ладошки перед лицом, затем раскрыть
(их и приставить к щекам - «глядим в окошко».)
Освети нашу светлицу, (Поднять руки вверх и развести в стороны,
(описывая дугу.)
Расскажи нам небылицу. (Левую руку выставить перед собой
(горизонтально, правую – вертикально,
(указательный палец правой руки приложить к
(правой щеке, покачать головой вправо и влево.)
Логопед: Ребята, а сейчас зажмурьте глаза сильно – сильно, откройте и поморгайте глазками. Смотрите, мы очутились в волшебной стране сказок.
(На проекторе слайды с изображение героев сказок К. И. Чуковского.)
Логопед: Давайте мы вспомним названия этих сказок и назовём их автора.
(Дети называют сказки и их автора.)
- Ребята, но сказок так много! В какую же сказку нам отправиться?
А давайте понарошку пойдём по сказочной дорожке, по тропинке все пойдём, может быть подсказку там найдём?
(Дети идут по шнуру приставным шагом и в конце находят «загадочный цветок». На лепестках цветка написаны загадки о сказках К. И. Чуковского)
Логопед: Ребята, смотрите, какой загадочный цветок. Наверное, это и есть нам подсказка. Здесь на каждом лепестке загадка, а ещё надпись: «Как отгадку назовёте, сразу в сказку попадёте». Давайте оторвём один лепесток и прочитаем загадку. (Читает загадку.)
Загадка: В этой сказке именины.
Много было там гостей
И на этих именинах
Появился вдруг злодей…
Предполагаемые ответы детей: Муха – Цокотуха.
Логопед: Правильно! Вот мы и очутились с Вами в сказке. Маленький, но отважный комарик освободил Муху-Цокотуху и сегодня она празднует свой день рождения.
Предлагаю Вам приобрести на «Аукционе слов» для Мухи – Цокотухи продукты: варенье, торт и лимон. Для этого вам нужно назвать продукт, который изображён на картинке, и подобрать к нему как можно больше слов – признаков. Начинаем наш аукцион! Что это? (педагог показывает картинку, на которой изображён торт.) Дети отвечают.
- Какой он?
Предполагаемые ответы детей: Сладкий, вкусный, красивый, свежий, праздничный…
Логопед: Праздничный – раз. Праздничный – два…
Дети: Вафельный.
Логопед: Вафельный – раз, вафельный – два, вафельный – три! Продано!
(Аналогично детям предлагается приобрести варенье и лимон.)
-Теперь надо продукты разложить по коробкам. Я приготовила три подарочных коробки. На каждой из них – цифра. Она соответствует количеству частей в названии продукта, который надо положить в коробку. Сколько частей (слогов) в слове «торт»? (Одна.) В какую коробку мы положим торт? (Дети раскладывают «продукты», соотнося количество частей в слове с цифрой, написанной на коробке.).
Логопед: Ребята, Муха Цокотуха благодарит за подарки и приглашает нас на чаепитие. Возьмите чашки. Будем пить чай. Только чай горячий, давайте его остудим.
(Проводится упражнение на выработку плавной, воздушной струи.)
Логопед: А теперь глубоко вдохните аромат чая и произнесите на одном выдохе: «Ах, какой вкусный, душистый чай»
(Проводится упражнение на развитие речевого дыхания.)
Логопед: Ну, что, ребята, наше путешествие продолжается, и пришла пора отправляться в другую сказку. Кто хочет поблагодарить Муху – Цокотуху и выразить ей свои пожелания. Вы помните, что надо сказать? Сначала говорим слова – обращения, потом - слова благодарности, затем слова – поздравления и, наконец, слова – пожелания.
(Дети благодарят Муху – Цокотуху за гостеприимство и поздравляют с днём рождения.)
Логопед: А теперь давайте оторвё м второй лепесток у нашего загадочного цветка и прочитаем вторую загадку:
- В этой сказке небылице
Стали чудеса твориться.
Стали звери в ней шалить,
По-другому говорить…
- Ребята, в какую же сказку мы попали?
Предполагаемые ответы детей: Сказка «Путаница».
Логопед: Ребята, героям этой сказки нужна наша помощь. У них перепутались все звуки и они стали говорить на непонятном им языке. Но прежде, чем им помочь, давайте вспомним, чем буква отличается от звука.
Предполагаемые ответы детей: Буквы мы видим и пишем, а звуки слышим и произносим.
Логопед: А сейчас мы проведём интеллектуальную разминку и вспомним, какие звуки речи мы знаем. На карточке одна буква (а мы знаем, что буква – это графическое изображение звука) выделена другим цветом. Пожалуйста, внимательно посмотрите на буквы и скажите, чем выделенная буква отличается от остальных.
(Проводится игра «Угадай, почему эта буква лишняя» на дифференциацию гласных и согласных звуков, твёрдых и мягких, звонких и глухих.)
Логопед: А теперь мы приступаем к самому ответственному заданию. Я буду читать стихи, а Вы должны внимательно послушать и исправить ошибку.
(Двустишия можно взять не все – на выбор).
1. Прячутся листочки в бочках.
Огурцы мы солим в почках
2. Мама учит Машу – точку:
«Здесь поставить надо дочку»
3. Залетела в сад к нам Зойка,
Но её вспугнула сойка.
4. Это мой пушистый год
И ему сегодня кот
5. В комнате стоит сова,
А в лесу живёт софа.
6. Мы в салат порежем люк.
Перепрыгнем через лук
7. Испугался брат мой Ёшка,
Закричал: «Тут бабка Лёшка.»
8. Наш Павлушка ещё мял,
Он не ел булку, а мал.
9. Мы малышку нашу Люльку
Спать положим в эту юльку
10. Как нарядна наша юбка,
На ней новенькая Любка.
11. Петя кашу ел из мишки,
Спят в берлоге сладко миски.
12. Не узнал я сестру Маску-
На лицо надела машку.
13. Надоели Ваши шалости,
Нет к людям у Вас жалости.
14. Мойдодыру мальчик мыл
Он лицо и шею мил
- Молодцы! Вы прекрасно справились с заданием, потому что знаете, что каждый звук в слове имеет своё место.
Наше путешествие продолжается, и в какую сказку мы попадём на этот раз - нам подскажет наш «загадочный» цветок:
Этот сказочный герой
Очень дружит с чистотой.
Если лень Вам умываться,
Он сумеет постараться:
Смоет грязь он с Вас до дыр.
Знаменитый.
Дети: Мойдодыр.
Логопед: Ребята, в этой сказке у Мойдодыра потерялись его помощники: мыло, мочалка, полотенце и щётка. Чтобы помочь этому сказочному герою, Вам надо соединить звуковую модель слова – названия картинки с самой картинкой. Справитесь?
Дети: Да.
Логопед: Тогда приступайте к выполнению задания.
(Дети выполняют задание на развитие звукослогового анализа и синтеза.)
Логопед: Молодцы, ребята. Я горжусь Вами. Вы отлично справились с таким сложным заданием.
- Но наше путешествие по сказкам продолжается, и сейчас мы узнаем, в какую новую сказку попадём. (Читает загадку.)
- В этой сказке, вот так чудо!
Скачет по полям посуда.
По лугам и по дорожке
Скачут блюдца, чашки, ложки.
Угадайте без подсказки,
Как название этой сказки?
Дети: «Федорино горе».
Появляется Федора, причитывает:
Федора: Ах, вы бедные сиротки мои.
Утюги и сковородки мои.
Вы вернитесь-ка, немытые, домой.
Я помою вас водою ключевой…
Логопед: Ребята, смотрите, это же сама Федора. Что случилось с тобой, Федора?
Федора: Ох, горе у меня, ребята. Другие герои сказок прогнали меня из сказочной страны, и теперь я не знаю, куда мне идти, что делать.
Логопед: И что, тебе никак нельзя помочь?
Федора: Можно! Если найдутся ребята умные и добрые, которые пожалеют меня и смогут собрать слова-названия посуды из частей. Тогда посуда, которую я нечаянно разбила, вернётся ко мне целая и невредимая, а я смогу вернуться в свою сказку. Но где я найду таких ребят? Мне так стыдно, что я была неряшливая, неаккуратная. Дети меня, наверное, не за что не простят.
Логопед: Ребята, Вы согласны простить Федору и помочь ей вернуться в сказку?
Дети: Да.
Логопед: Федора, наши дети добрые и умные. Они тебе обязательно помогут.
- Ребята, чтобы выполнить задание и помочь Федоре, вам надо разделиться на две команды. Возьмите каждый по одной геометрической фигуре. У кого круги, те выкладывают слова из частей на магнитной доске, которая слева от нас; а те, у кого квадраты – на доске справа.
( Дети составляют слова-названия посуды из частей: блюд – це, чай – ник, ста – кан, чаш – ка, суп-ни-ца, та-рел-ка.)
После выполнения задания Федора благодарит детей и дарит им подарок.
Федора: Спасибо Вам, ребята, Вы помогли мне вернуться в мою сказку. Теперь я всегда буду аккуратной, и посуду свою буду содержать в чистоте. На прощание я хочу подарить Вам эту книгу. Читайте её и учитесь мудрости, потому что книга - Ваш лучший друг.
Логопед: Вот и закончилось, ребята, наше путешествие. Вы сделали столько добрых дел, что я просто не могу не гордиться Вами. И, конечно, Вы заслуживаете награды. Поэтому, в качестве приза, я вручаю Вам шоколадные медали.