Ольга Анатольевна Салтанова
Конспект совместной образовательной деятельности «Путешествие Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности для детей подготовительной группы на тему: «Путешествие Капельки»
Интеграция образовательных областей : "Познавательное развитие", "Социально-коммуникативное", "Художественно-эстетическое"
Цель: Развитие познавательной активности ребёнка в процессе экспериментирования с водой.
Задачи:
1. Образовательные
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности „Путешествие Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Круговорот воды в природе. Путешествие капельки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2015
-закрепить знания о круговороте воды в природе;
-познакомить со свойствами воды через опытно – экспериментальную деятельность;
-расширять словарный запас.
2. Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к воде как природному ресурсу;
3. Развивающие:
- учить анализировать, делать умозаключения;
- развивать логическое мышления;
- стимулировать познавательную активность детей;
- побуждать отражать в рисунке свои впечатления.
Материалы и оборудование:
Ноутбук, проектор, термос с горячей водой, термос со льдом
На каждого ребё нка: пластиковые стаканчики, одноразовые тарелки, увеличительные стекла, фломастеры, листы бумаги.
Ход:
Воспитатель: Ребята! Сегодня я приглашаю вас отправиться в интересное путешествие. А кто пригласил нас в это путешествие, подскажет загадка.
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу! (Вода)
Воспитатель: Правильно, сегодня мы будем говорить о воде. Как вы думаете, кому нужна вода?
- Зачем она нужна?
- Да, вода нужна всем живым существам на планете – животным, птицам, рыбам, растениям. Мы, люди тоже не можем обойтись без воды. Поэтому мы должны относиться к ней бережно: не бросать мусор в водоемы, экономно использовать воду, не выливать ее зря.
Вода – настоящая волшебница. Она может быть жидкой, твердой, паром (газообразной). И я приглашаю вас совершить путешествие в сказку, чтобы узнать об этих чудесных превращениях.
Cлайды 1, 2, 3, 4, 5: В густом лесу бил из-под земли родничок. Вода в нем была чистая и прохладная. В этом родничке жила со своими сестрами Капелька воды. Посмотрите на картинку и посчитайте, сколько всего капелек сестер жили в роднике? (10) Капелька была очень любознательной. Ей ужасно хотелось мир посмотреть и отправилась она путешествовать. Вместе с ручейком, который вытекал из родника, поплыла она по лесу навстречу приключениям. По дороге они встретились с другими ручейками и стали широкой рекой. Целый день плыла Капелька, подхваченная быстрым течением реки. Вокруг нее резвились маленькие рыбки, приглашая поиграть с ними. Капелька даже зажмурилась от удовольствия. Сколько рыбок хотели подружиться с Капелькой? (7).Наступил вечер, течение стало медленнее и река влилась в большое озеро. В этом озере решила Капелька остановиться на ночь.
Воспитатель: Пока Капелька отдыхает, предлагаю вам поиграть. Становитесь в круг.
На лужайке поутру Дети идут по кругу
Мы затеяли игру
Я - подснежник, ты – вьюнок.
Становитесь в наш венок.
Раз, два, три, четыре, Расходятся
Раздвигайте круг пошире. Бегают
А теперь мы ручейки,
Побежим вперегонки.
Прямо к озеру спешим,
Станет озеро большим.
Становитесь в круг опять, Становятся в круг
Будем в солнышко играть.
Мы веселые лучи,
Мы резвы и горячи.
Слайд 6, 7, 8:
Воспитатель: Пока мы играли, с нашей Капелькой-путешественницей стали происходить чудеса! Она вдруг почувствовала себя очень легкой, воздушной, медленно поднялась над водой и полетела!
- Как вы думаете, чем стала Капелька?
Дети: Туманом.
Воспитатель: Правильно. Сначала Капелька испугалась. Но потом решила, что путешествовать по воздуху еще приятнее, чем плыть. Первые лучи солнца согрели ее и она поднялась высоко в небо. А теперь чем она стала?
Дети: Облаком.
Воспитатель: Ребята, как вы думаете. Такие превращения с каплей воды возможны только в сказке?
Дети рассуждают.
Воспитатель: Чтобы убедиться правильно мы думаем или нет, предлагаю стать учеными и провести научный эксперемент. Присаживайтесь к столу и внимательно выслушайте меня. Мы будем использовать горячую воду, поэтому аккуратно берите чашки с водой, чтобы не облиться.
Эксперемент 1:Перед каждым ребенком стоит стакан с холодной водой и чашка с горячей. Воспитатель предлагает детям визуальным путем определить, где какая вода. (над горячей есть пар). Далее педагог предлагает подержать над стаканом с холодной водой стеклянную лупу. Дети убеждаются, что капли пара не появились на стекле. Тоже проделывают с чашкой горячей воды – капли пара появились на стекле. Вывод: Жидкая вода может стать легким паром и подняться вверх. При остывании капли снова падают вниз.
Эксперемент 2: Воспитатель у себя на столе наливает в широкую чашку горячую воду и герметично закрывает ее полиэтиленовым пакетом. Дети наблюдают образование капель воды на пакете. Вывод: Жидкая вода может стать легким паром и подняться вверх. При остывании капли снова падают вниз.
Воспитатель: Мы с вами убедились, что наша Капелька вернется обратно дождем. А что же с ней произойдет зимой?
Дети: Замерзнет, станет снегом или льдом.
Воспитатель: Да, вода может стать твердой, если ее заморозить. Но от тепла снова растает.
Эксперемент 3: Детям предлагается подержать в ладони кусочек льда. Вывод:
Лед тает. Становиться водой.
Воспитатель: Ваши ладошки замерзли. Давайте их согреем.
(пальчиковая гимнастика)
Лодочка
Две ладошки прижму,
И по морю поплыву.
(Прижать друг к другу обе ладошки, при этом не соединяя большие пальцы)
Две ладошки, друзья, -
Это лодочка моя.
(Делать волнообразные движения руками – "лодочка плывёт")
Паруса подниму,
(У соединенных вместе рук в форме "лодочки" поднять вверх большие пальцы)
Синим морем поплыву.
(Продолжить волнообразные движения)
Воспитатель: Ребята, подумайте, как может вернуться домой Капелька?
Дети: дождем и снегом.
Воспитатель: они могут быть разными. Перечислите, какие бывают дожди и снегопады.
Дети: Ливень, изморось, дождь, град, метель, вьюга, пурга.
Воспитатель: Правильно. Теперь предлагаю вам поиграть в игру «Когда это бывает».
Ход игры: воспитатель читает стихотворение, а дети показывают картинку с изображением того сезона, о котором говорится в стихотворении.
Весна.
На полянке, у тропинки пробиваются травинки.
С бугорка ручей бежит, а под елкой снег лежит.
Лето.
И светла, и широка
Наша тихая река.
Побежим купаться, с рыбками плескаться…
Осень.
Вянет и желтеет, травка на лугах,
Только зеленеет озимь на полях.
Туча небо кроет, солнце не блестит,
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Зима.
Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Слайды 12, 13, 14, 15, 16.
Воспитатель: Теперь давайте досмотрим нашу сказку до конца. Поднявшись на небо, Капелька поселилась в большой синей туче. Туча проплывала над полями и лесами, и маленькой Капельке очень нравилось наблюдать сверху за миром. Может она видела и нас с вами. День шел за днем, и Капелька росла и тяжелела. Однажды она не удержалась в туче и полетела вниз. Но ей было не страшно. Внизу ее ждал знакомый лесной ручеек и сестры-капельки.
Слайд 17.
Воспитатель: Вот такое путешествие совершила наша отважная Капелька. Называется оно – круговорот воды в природе. Как вы думаете, почему?
Дети: высказывают свое мнение.
Воспитатель: Теперь я хочу предложить вам нарисовать путешествие Капельки, т. е. круговорот воды.
Дети рисуют и обсуждают свои работы