Приложение МААМ

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»

Татьяна Куйбарь
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»
▼ Скачать + Заказать документы

Паспорт проекта

Наименование

проекта «Путешествие к истокам или русские забавы»

Основные разработчики Куйбарь Татьяна Петровна– воспитатель МБДОУ

Сидорчук Екатерина Петровна - воспитатель МБДОУ

МБДОУ детский сад № 60 города Белово

Цели и задачи Цель: создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

Задачи:

1. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Путешествие к истокам, или Русские забавы“» размещена в разделах

2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т. д.

4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.

Сроки и этапы реализации

проекта 1. Подготовительный: август-сентябрь 2015 года

Создание условий, рекомендаций, составление плана работы.

2. Практический: сентябрь 2015 – апрель 2016 года

Работа по плану проекта с детьми, родителями, педагогами. Оформление фотовыставки.

3. Заключительный: май 2016 года

Выполнение домашнего задания совместно с родителями; театрализованные представления с элементами русской народной обрядности; праздничные мероприятия, приуроченные как к народному («Осенины», «Масленица», «Веснянки», «Иван Купала», Святки и др., так и церковному календарю (День Святого Николая, Рождество, Пасха, Троица и др.)

Перечень

основных

мероприятий Составление плана работы по реализации проекта.

Показ открытого занятия по теме проекта.

Театрализованные представления с элементами русской народной обрядности.

Мастер-классы по игровым жанрам народного фольклора.

Праздничные мероприятия, приуроченные как к народному,

так и церковному календарю.

Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатели, воспитанники, родители.

Ожидаемые

результаты 1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие воспитанников в русских народных праздниках (знание названия праздника, исполнение песен, частушек, чтение стихов) .

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Целевая группа Воспитатели:Куйбарь Т. П., Сидорчук Е. П., воспитанники средней группы, родители (законные представители).

Актуальность проекта

Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».

Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции.

Праздники играли важную роль в жизни русского народа, прежде всего, они способствовали консолидации жителей одного села, деревни. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина, психологическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.

Тематика и содержание народных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим календарем, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связанный с определенным моментом в кругообороте года.

Неразрывная связь человека с природой выражается в ожидании праздника как духовного события, является составной частью годового ритма и образов движения в будущее.

Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и другие.

Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовки к

6

празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков.

Масленица, Ярмарка, Пасха, Троица, Жаворонки (Сороки, Колядки, Посиделки, Свадьба на Руси – все эти праздники проходят ярко и весело, с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.

Связь поколение и передача семейного опыта осуществляется в таких праздниках, как Пасха и Ярмарка. К Пасхе люди готовятся задолго, ей предшествует Великий Пост, во время которого запрещалось всякое веселье, озорство. При подготовки к празднику дети расписывали яйца и проводили яичные бои («Чье яйцо прокатится дальше?», «Попади по яйцу» и др) .

Актуальность проекта обусловлена необходимостью не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры России. Таким образом, мы считаем, что проект «Путешествие к истокам или Русские забавы» является актуальным, т. к. он поможет добиться желания и стремления сохранить народную культуру, а так же уважения и почитания обычаев и традиций своего народа.

Новизна проекта

Новизна заключается в определении роли видов и жанров народной художественной культуры в приобщении детей и их родителей к традиционным праздникам и обрядам.

Цели и задачи проекта

Цель проекта : создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.

7

Задачи:

1. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.

3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т. д.

4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.

Краткое описание проекта

1. Подготовительный -

август – сентябрь

2015 года

Изучение методической литературы;

Создание условий для реализации проекта;

Составление перспективного планы работы проекта;

Подготовка художественной литературы для детей по теме проекта

2. Практический –

Октябрь 2015 –

Апрель 2016 года

Совместная деятельность детей и взрослых по плану;

Праздничные мероприятия, приуроченные как к народному так и церковному календарю

Театрализованные представления с элементами русской народной обрядности

Выполнение домашних заданий по теме проекта;

3. Заключительный –

Май 2016 года

Обработка результатов проекта;

Обобщение опыта работы.

Праздник – ярмарка «Путешествие к истокам или русские забавы».

Ожидаемые результаты

1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.

2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.

3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

4. Осмысленное и активное участие воспитанников в русских народных праздниках (знание названия праздника, исполнение песен, частушек, чтение стихов) .

5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.

6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.

7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.

Аудитория проекта

Проект адресован воспитанникам группы № 09 «Смешарики» МБДОУ № 60 города Белово, воспитателям, родителям детей. Проект направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры. Родители воспитанников, через участие в проекте, получают возможность общения с детьми на равных, участвуют в совместной деятельности, что сближает детей и родителей духовно.

9

Объем и содержание работ

Направление

деятельности

Содержание деятельности Сроки реализации Исполнители

1. Подготовительный этап – август – сентябрь 2015

Воспитатели:

Куйбарь Т. П.

Сидорчук Е. П

Работа с детьми Подбор и изучение методической литературы август

Составление тематического плана август

Составление перспективного плана август

Разработка конспектов занятий сентябрь

сентябрь

Подбор художественной литературы август

Работа с

родителями Проведение родительского собрания: знакомство с проектом; проведение консультаций; поручения и разъяснения по выполнению домашних заданий. октябрь Воспитатели:

Куйбарь Т. П.

Сидорчук Е. П

2. Практический этап – октябрь 2015 – апрель 2016

Работа

с детьми Реализация опытов и экспериментов ежемесячно Воспитатели:

Куйбарь Т. П.

Сидорчук Е. П

Проведение дидактических игр 1 раз в месяц

Проведение русских народных игр, праздников.

1 раз в неделю

Беседы, заучивание, чтение художественной литературы, народного фольклора.

1 раз в неделю

Знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.

ежемесячно

Театрализованные представления с элементами русской народной обрядности.

В течение реализации проекта

Проведение открытого занятия по теме ноябрь

Работа

с

родителями Экскурсия на выставки, церковь. В течение реализации проекта Воспитатели :

Куйбарь Т. П.

Сидорчук Е. П

Выполнение домашних заданий

Подготовка к празднику – ярмарке «Путешествие к истокам или русские забавы».

апрель

Заключительный этап – апрель – май 2016 года

Работа с

детьми Беседа, рассматривание фотографий по теме проекта, чаепитие. май Воспитатели:

Куйбарь Т. П.

Сидорчук Е. П

Работа с

родителями Проведение «круглого стола» - обсуждение итогов проекта май

11

Формы представления результатов

1. Оформление проекта : «Путешествие к истокам или русские забавы».

2. Сборник факультативных интегрированных занятий.

3. Сборник потешек, считалок, загадок, закличек.

4. Сборник русских народных подвижных игр.

5. Сборник консультаций для родителей.

Публикации по теме:

Проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»Проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы» Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю». Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительное путешествие хлебной корочки» Проект позновательно – исследовательский «Удивительное путешествие хлебной корочки» Актуальность: Хлеб всегда на Руси пользовался почетом.

Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк»Познавательно-исследовательский проект «Мотылёк» Форма проекта: групповая Форма работы с детьми: наблюдение и решение проблемных задач. Методические приемы: наблюдения, проблемно – поисковый,.

Познавательно-исследовательский проект «Перелетные птицы» Вид проекта: среднесрочный познавательно- исследовательский проект Сроки реализации проекта: 2 месяца, октябрь-ноябрь Участники: дети.

Познавательно-исследовательский проект «Посуда» с детьми 4–5 лет Проект разработан с детьми 4-5 лет на тему: «Посуда».Цель проекта: Расширять знания о посуде. Задачи: • Познакомить детей с историей появления,.

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в Мир математики» для детей старшего дошкольного возраста Название: «Путешествие в мир математики». Номинация: дошкольный возраст. Пояснительная записка. Актуальность. Один из основных принципов.

Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в страну йогурта» Путешествие в страну йогурта Актуальность проекта: Молочная пища полезна для здоровья детей, поэтому молоко и молочные продукты должны занимать.

Познавательно-исследовательский проект «Удивительные насекомые» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 Муниципального образования Каневской район Проект по теме:.

Познавательно-исследовательский проект «Луковка» Вид проекта: познавательно – исследовательский Проблема: что дети должны знать о зеленом витамине. Материал: земля, вода, лук, контейнеры.

Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас» Проект «Насекомые вокруг нас» Вид проекта: познавательно - исследовательский Продолжительность: краткосрочный Участники проекта: дети.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»
Опубликовано: 2 января 2016 в 13:57
+19Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Познавательно-исследовательский проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Куйбарь (УИ 403693) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД