Татьяна Куйбарь
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование
проекта «Путешествие к истокам или русские забавы»
Основные разработчики Куйбарь Татьяна Петровна– воспитатель МБДОУ
Сидорчук Екатерина Петровна - воспитатель МБДОУ
МБДОУ детский сад № 60 города Белово
Цели и задачи Цель: создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Задачи:
1. Привлечь родителей в воспитательно - образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Путешествие к истокам, или Русские забавы“» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» январь 2016
2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.
Сроки и этапы реализации
проекта 1. Подготовительный: август-сентябрь 2015 года
Создание условий, рекомендаций, составление плана работы.
2. Практический: сентябрь 2015 – апрель 2016 года
Работа по плану проекта с детьми, родителями, педагогами. Оформление фотовыставки.
3. Заключительный: май 2016 года
Выполнение домашнего задания совместно с родителями; театрализованные представления с элементами русской народной обрядности; праздничные мероприятия, приуроченные как к народному («Осенины», «Масленица», «Веснянки», «Иван Купала», Святки и др., так и церковному календарю (День Святого Николая, Рождество, Пасха, Троица и др.)
Перечень
основных
мероприятий Составление плана работы по реализации проекта.
Показ открытого занятия по теме проекта.
Театрализованные представления с элементами русской народной обрядности.
Мастер-классы по игровым жанрам народного фольклора.
Праздничные мероприятия, приуроченные как к народному,
так и церковному календарю.
Исполнители проекта и основных мероприятий Воспитатели, воспитанники, родители.
Ожидаемые
результаты 1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие воспитанников в русских народных праздниках (знание названия праздника, исполнение песен, частушек, чтение стихов) .
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Целевая группа Воспитатели:Куйбарь Т. П., Сидорчук Е. П., воспитанники средней группы, родители (законные представители).
Актуальность проекта
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».
Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции.
Праздники играли важную роль в жизни русского народа, прежде всего, они способствовали консолидации жителей одного села, деревни. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина, психологическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.
Тематика и содержание народных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим календарем, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связанный с определенным моментом в кругообороте года.
Неразрывная связь человека с природой выражается в ожидании праздника как духовного события, является составной частью годового ритма и образов движения в будущее.
Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и другие.
Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовки к
6
празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков.
Масленица, Ярмарка, Пасха, Троица, Жаворонки (Сороки, Колядки, Посиделки, Свадьба на Руси – все эти праздники проходят ярко и весело, с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.
Связь поколение и передача семейного опыта осуществляется в таких праздниках, как Пасха и Ярмарка. К Пасхе люди готовятся задолго, ей предшествует Великий Пост, во время которого запрещалось всякое веселье, озорство. При подготовки к празднику дети расписывали яйца и проводили яичные бои («Чье яйцо прокатится дальше?», «Попади по яйцу» и др) .
Актуальность проекта обусловлена необходимостью не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры России. Таким образом, мы считаем, что проект «Путешествие к истокам или Русские забавы» является актуальным, т. к. он поможет добиться желания и стремления сохранить народную культуру, а так же уважения и почитания обычаев и традиций своего народа.
Новизна проекта
Новизна заключается в определении роли видов и жанров народной художественной культуры в приобщении детей и их родителей к традиционным праздникам и обрядам.
Цели и задачи проекта
Цель проекта : создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
7
Задачи:
1. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.
Краткое описание проекта
1. Подготовительный -
август – сентябрь
2015 года
Изучение методической литературы;
Создание условий для реализации проекта;
Составление перспективного планы работы проекта;
Подготовка художественной литературы для детей по теме проекта
2. Практический –
Октябрь 2015 –
Апрель 2016 года
Совместная деятельность детей и взрослых по плану;
Праздничные мероприятия, приуроченные как к народному так и церковному календарю
Театрализованные представления с элементами русской народной обрядности
Выполнение домашних заданий по теме проекта;
3. Заключительный –
Май 2016 года
Обработка результатов проекта;
Обобщение опыта работы.
Праздник – ярмарка «Путешествие к истокам или русские забавы».
Ожидаемые результаты
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие воспитанников в русских народных праздниках (знание названия праздника, исполнение песен, частушек, чтение стихов) .
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Аудитория проекта
Проект адресован воспитанникам группы № 09 «Смешарики» МБДОУ № 60 города Белово, воспитателям, родителям детей. Проект направлен на приобщение детей к истокам русской народной культуры. Родители воспитанников, через участие в проекте, получают возможность общения с детьми на равных, участвуют в совместной деятельности, что сближает детей и родителей духовно.
9
Объем и содержание работ
Направление
деятельности
Содержание деятельности Сроки реализации Исполнители
1. Подготовительный этап – август – сентябрь 2015
Воспитатели:
Куйбарь Т. П.
Сидорчук Е. П
Работа с детьми Подбор и изучение методической литературы август
Составление тематического плана август
Составление перспективного плана август
Разработка конспектов занятий сентябрь
сентябрь
Подбор художественной литературы август
Работа с
родителями Проведение родительского собрания: знакомство с проектом; проведение консультаций; поручения и разъяснения по выполнению домашних заданий. октябрь Воспитатели:
Куйбарь Т. П.
Сидорчук Е. П
2. Практический этап – октябрь 2015 – апрель 2016
Работа
с детьми Реализация опытов и экспериментов ежемесячно Воспитатели:
Куйбарь Т. П.
Сидорчук Е. П
Проведение дидактических игр 1 раз в месяц
Проведение русских народных игр, праздников.
1 раз в неделю
Беседы, заучивание, чтение художественной литературы, народного фольклора.
1 раз в неделю
Знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
ежемесячно
Театрализованные представления с элементами русской народной обрядности.
В течение реализации проекта
Проведение открытого занятия по теме ноябрь
Работа
с
родителями Экскурсия на выставки, церковь. В течение реализации проекта Воспитатели :
Куйбарь Т. П.
Сидорчук Е. П
Выполнение домашних заданий
Подготовка к празднику – ярмарке «Путешествие к истокам или русские забавы».
апрель
Заключительный этап – апрель – май 2016 года
Работа с
детьми Беседа, рассматривание фотографий по теме проекта, чаепитие. май Воспитатели:
Куйбарь Т. П.
Сидорчук Е. П
Работа с
родителями Проведение «круглого стола» - обсуждение итогов проекта май
11
Формы представления результатов
1. Оформление проекта : «Путешествие к истокам или русские забавы».
2. Сборник факультативных интегрированных занятий.
3. Сборник потешек, считалок, загадок, закличек.
4. Сборник русских народных подвижных игр.
5. Сборник консультаций для родителей.