Татьяна Белокопытова
Проект «Путешествие к истокам, или Русские забавы»
▼ Скачать + Заказать документы
Народная мудрость гласит: «Когда я слушаю – узнаю, когда делаю - запоминаю».
Ребенок должен быть не просто слушателем, но и активным участником процесса познания. Особое место занимает знакомство детей с народными праздниками и обрядами, которые близки и понятны им, вызывают яркие эмоции.
Праздники играли важную роль в жизни русского народа, прежде всего, они способствовали консолидации жителей одного села, деревни. Праздник давал передышку в тяжелом труде крестьянина, психологическую разрядку, а совместное времяпровождение, активное общение создавали иллюзию равенства, снимало социальную напряженность. Праздники позволяли продемонстрировать свои творческие возможности, таланты, способности, утвердить свой статус в обществе, заслужить уважение окружающих, передать свое умение молодым.
Публикация «Проект „Путешествие к истокам, или Русские забавы“» размещена в разделах
- Осень. Сценарии осенних развлечений
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2015
Тематика и содержание народных праздников определяются традиционным для русской культуры земледельческим календарем, в котором отражен ритм годовой жизни природы и человека во взаимодействии с ней. Православный календарь выступает как форма народных традиций и памяти об истории страны и мира. Каждый народный праздник имеет особую эмоциональную окраску и неповторимый душевный настрой, связанный с определенным моментом в кругообороте года.
Неразрывная связь человека с природой выражается в ожидании праздника как духовного события, является составной частью годового ритма и образом движения в будущее.
Деление года определяют дни весеннего и осеннего равноденствия. Издавна они отмечались праздниками Пасха, Иван Купала, Кузьминки (осенний праздник связанный с окончанием большинства сельскохозяйственных работ, Покров Пресвятой Богородицы, Рождество и другие.
Активное сотрудничество воспитателей, детей, родителей при подготовки к празднику включает в себя традиционные русские игры, хороводы, изменение интерьера и украшение помещений, участков, изготовление поделок, подарков.
Масленица, Ярмарка, Пасха, Троица, Жаворонки (Сороки, Колядки, Посиделки, Свадьба на Руси – все эти праздники проходят ярко и весело, с закличками, зазывалками, прибаутками, играми, потехами, песнями и плясками.
Связь поколение и передача семейного опыта осуществляется в таких праздниках, как Пасха и Ярмарка. К Пасхе люди готовятся задолго, ей предшествует Великий Пост, во время которого запрещалось всякое веселье, озорство. При подготовки к празднику дети расписывали яйца и проводили яичные бои («Чье яйцо прокатится дальше?», «Попади по яйцу» и др).
Актуальность проекта обусловлена необходимостью не только сохранения и возрождения, но и дальнейшего развития традиционной культуры России. Таким образом, мы считаем, что проект «Путешествие к истокам или Русские забавы» является актуальным, т. к. он поможет добиться желания и стремления сохранить народную культуру, а так же уважения и почитания обычаев и традиций своего народа.
Тип проекта: долгосрочный (учебный год)
Руководитель проекта: творческая группа педагогов
Творческая группа педагогов: Белокопытова Т. А., Золотухина Е. Г., Максимова Л. Н. Леонова Т. Н.
Участники проекта: воспитанники ДОУ, родители воспитанников.
Основная направленность проекта: приобщение к национальной культуре в соответствии с лучшими традициями педагогики.
Целью проекта является создание системы работы, по приобщению детей к истокам русской народной культуры.
Объект исследования: русские народные игры, праздники, народный фольклор.
Предмет исследования: русская народная культура.
Гипотеза: если использовать русское народное творчество при работе с детьми дошкольного возраста, то у детей будет прививаться любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям.
Исходя из всего выше сказанного, мы ставим следующие задачи:
1. Привлечь родителей в воспитательно-образовательный процесс через проведение русских народных подвижных игр, знакомство с календарными праздниками, их обычаями и традициями.
2. Создать условия для самостоятельного отражения полученных знаний, умений детьми.
3. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, народному календарю, к народным играм и т. д.
4. Использовать все виды фольклора (сказки, песенки, потешки, заклички, пословицы, поговорки, загадки, хороводы, так как фольклор является богатейшим источником познавательного и нравственного развития детей. Знакомство детей с народными праздниками, традициями, играми.
Новизна заключается в определении роли видов и жанров народной художественной культуры в приобщении детей и их родителей к традиционным праздникам и обрядам.
Виды деятельности. В рамках проекта «Путешествие к истокам или русские забавы» осуществляются следующие мероприятия:
- праздничные мероприятия, приуроченные как к народному («Осенины», «Масленица», «Веснянки», «Иван Купала», Святки и др., так и церковному календарю (День Святого Николая, Рождество, Пасха, Троица и др.).
- мастер-классы по игровым жанрам народного фольклора;
- театрализованные представления с элементами русской народной обрядности.
Методы работы:
-наблюдение
-эксперимент
-частично – поисковый
-наглядный
-словесно-образны
Перспективный план работы по подготовке
к народным праздникам.
Время проведения Название праздника Подготовка
Сентябрь
Праздник урожая «Слава миру на земле, слава хлебу на столе» Чтение стихов о хлебе. Разучивание пословиц, поговорок.
Выпечка хлеба: приготовление теста.
Изготовление поделок из природного материала.
Разучивание стихов о хлебе.
Октябрь
Праздник Покрова Пресвятой Богородицы Изготовление хлопьев снега из ваты, пряденой шерсти, манной крупы, салфеток.
Разучивание стихов о зиме, поговорок.
Ноябрь
Кузьминки: «Свет любви и доброты пусть осветит ночи мрак» Изготовление фонариков из бумаги, тыквы и кабачков, гномиков из шишек.
Шитье гномиков.
Декабрь
Ожидание Рождества.
Праздник свечей: «Приходите, люди, в гости к нам сюда, приносите, люди, добрые дела».
День Св. Николая. Изготовление:
-снежинок и звездочек из бумаги, ткани;
-свечей, кормушки для птиц.
Разучивание стихов и пословиц о зиме.
Проведение народных игр.
Праздник добрых дел.
Рождество.
Конкурс «Мама сшила сарафан» Изготовление:
-витражей из цветной бумаги, ткани;
-украшение для елки;
-рождественской звезды из ниток и зубочисток;
Ангелочков из бумаги и ткани.
Январь
Колядки: «В сердце радость и тепло – наступило Рождество». Изготовление костюмов для колядования. Приготовление выпечки для гостей.
Март
Мамин день: «Приди весна, приди скорей! Всю землю солнышком согрей».
Создание картины из цветной ткани и шерсти.
«Моя мама – лучше всех!» - рисование портрета мамы.
Масленица
Выпечка блинов.
Изготовление кукол – масленок из ниток и ткани.
Конкурс «Мой платок»
Жаворонушки Разучивание закличек, пословиц, поговорок.
Изготовление птиц из бумаги и теста
Апрель
Пасха: «Яркое осветит солнышко, мы сажаем зернышко».
Пересадка комнатных цветов.
Посадка семян овощей, пшеницы.
Изготовление птенчиков из пряжи, ткани.
Разукрашивание яиц.
Май
Троица Создание:
-бабочек из бумаги, шерсти.
-лодочек из коры и скорлупок орехов;
-березки из ленточек, салфеток, ниток.
Июнь
Праздник летнего солнцестояния: «Солнце красное да лето ясное» Создание:
-портрета солнца из ниток и бумаги;
-эмблем с изображением солнца.
Разучивание закличек, пословиц.
Июль
Иван Купала Вышивка платочков.
Изготовление лоскутной мозаики
Август
Ильин день: «Илья пророк два часа уволок» Создание картины из цветной ткани, пуговиц, лент.
Результат реализации проекта.
1. Использование детьми в активной речи потешек, считалок, загадок.
2. Воспитанники умеют играть в русские народные подвижные игры, используя считалки.
3. Знание детьми сказок, сказочных персонажей, умение узнавать их в произведениях изобразительного искусства.
4. Осмысленное и активное участие воспитанников в русских народных праздниках (знание названия праздника, исполнение песен, частушек, чтение стихов).
5. Знание истории русского народного костюма, головных уборов.
6. Использование детьми атрибутов русской народной культуры в самостоятельной деятельности.
7. Бережно относятся к предметам быта, произведениям народного творчества.
Итоговое мероприятие:
Праздник – ярмарка «Путешествие к истокам или русские забавы».
Конкурс «Мама сшила сарафан».
(Праздник Рождества).
Праздник Масленицы в старшей группе.