Елена Тюрикова
Познавательно-исследовательский проект «Насекомые вокруг нас»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Насекомые вокруг нас»
Вид проекта :
познавательно - исследовательский
Продолжительность:
краткосрочный
Участники проекта :
дети старшая группа «Пчелки»
воспитатель
родители
Актуальность проекта
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Насекомые вокруг нас“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Исследовательская деятельность
- Насекомые. Мир насекомых для дошкольников
- Насекомые. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2015
Основным содержанием экологического воспитания является формирование у ребенка осознанно – правильного отношения к природным явлениям и объектам, которые окружают его и с которыми он знакомится в дошкольном возрасте. В современном мире ребенок кроме телевизора, компьютера и игровых приставок должен научиться замечать красоту окружающего его мира. Осознанно – правильное отношение детей к природе строится на чувственном ее восприятии, эмоциональном отношении к ней и знании особенности жизни, роста и развитии отдельных живых существ. Такие знания в процессе общения ребенка с природой обеспечивают ему понимание конкретных ситуаций в поведении насекомых, правильную их оценку и адекватное реагирование.
Цель: формировать познавательный интерес и бережное отношение к насекомым.
Задачи:
• Уточнить и закрепить с детьми понятие «насекомые»;
• Уточнить особенности внешнего вида насекомых;
• Закрепить знания о цикле развития насекомых, способе питания, образе жизни, краске в соответствии с местом обитаний, защите от врагов, пользе и вреде, значении для жизни других обитателей природы;
• Заложить основы экологического воспитания;
Ожидаемые результаты:
Дети должны владеть обобщающим понятием «Насекомые».
Знать и называть насекомых (бабочка, муравей, жук, пчела, кузнечик).
Иметь простейшие представления о некоторых особенностях внешнего вида : (форма тела, шесть пар ног, наличие крыльев, способах передвижения (прыгает, летает, бегает, издаваемых звуках (жужжит, стрекочет, где и как зимуют насекомые;
Знать о пользе, которую приносят людям и растениям.
ФОРМЫ РАБОТЫ ПО РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
• Художественное слово;
• Просмотр мультфильмов;
• Беседа;
• Рассматривание иллюстраций;
• Работа со схемами;
• Дидактическая игра;
• Подвижная игра,
• Наблюдение в природе.
ЭТАПЫ ПРОЕКТА :
1 этап – подготовительный
2 этап – познавательно – исследовательский
3 этап – заключительный
1 этап: подбор наглядного иллюстративного материала; знакомство родителей с целью и задачами проекта; подбор художественной литературы; составление плана работы.
2 этап: Познавательное развитие :
• НОД: «Насекомые вокруг нас»;
«Муравьи и муравейники»
«В гостях у пчелки».
• Рассматривание альбома «Насекомые»
• Беседы: «Для чего нужны насекомые»
• Дидактическая игра «Самые – самые»
«Польза и вред насекомых»
• Рассматривание иллюстраций, фотографий, энциклопедии с изображением насекомых.
• Просмотр мультфильмов «Стрекоза и муравей», «Муха - Цокотуха», «Винни - Пух», «Под грибом», «Как муравей домой спешил», «Жила - была пчелка»
• Наблюдение за насекомыми в природе окружающего мира
Речевое развитие:
Чтение:
К. Чуковского «Муха-цокотуха», «Тараканище»,
• В. Степанова «Стрекоза»,
• Г. Х. Андерсен «Дюймовочка»,
• А. Бианки «Как муравьишка домой спешил»,
• К. Ушинский «Пчёлки на разведках»;
• басня И. Крылова «Стрекоза и муравей».
• Бабочка (Г. Голова)
• Божья коровка (А. Усачев)
• Братишки-муравьишки (Е. Жданова)
• Букашки-таракашки (Т. Коваль)
• Дом для муравьёв (Т. Собакин)
• Жук-ворчун (Е. Жданова)
• Жук-дровосек (Г. Сапгир)
• Жук-олень (В. Ланцетти)
• Жучок (Л. Квитко)
• Жучок (А. Усачев)
• За жужелицами (Т. Травнiкъ)
• Комары (А. Екимцев)
• Кузнечик (И. Мордовина)
• Лесной маячок (С. Пшеничных)
• Любопытная бабочка (Г. Глушнев)
• Маленький кузнечик (С. Козлов)
• Муравей (З. Александрова)
• Муравьиная страна (Г. Лебедева)
• Неспетая песенка (Г. Лебедева)
• Про бабочку (Н. Грахов)
• Про громко жужжащих мух (Е. Албул)
• Про меня и муравья (В. Степанов)
• Про жука (А. Бывшев)
• Про жучка (С. Богдан)
• Сверчок (А. Барто)
• Светлячки (И. Мордовина)
• Секрет бабочки (Н. Шемякина)
• Стрекоза (Е. Жданова)
• Фонарик (А. Барто)
• В. Бианки «Приключение муравьишки»
Использование загадок;
Составление рассказов о насекомых;
Дидактические и настольно печатные игры по теме «Насекомые» : «Разрезные картинки»,
«Вредный – полезный»,
«Четвертый – лишний»,
«Двойняшки»,
Художественно – эстетическое развитие:
Рисование: «Бабочки на полянке»; «Пчелка на цветке»;
Оригами: «Бабочка»
Заучивание песни «В траве сидел кузнечик»
Аппликация : «Божья коровка»
Поделки с использованием природного материала
Социально – коммуникативное развитие
Творческие игры с игрушками насекомыми.
Беседы: «Правила поведения на природе: в лесу, в поле…»,
«Почему нужно беречь природу»,
«Как уберечься от опасных насекомых»,
«Об укусах и первой помощи»
Физическое развитие:
Подвижные игры «Мед и пчелы», «Паук и мухи»
Пальчиковая гимнастика «Жук-портной», «Сороконожки», «Пчела»
Взаимодействие с семьей
• Консультации «Как привить любовь к природе»,
«Первая помощь при укусах насекомых»
• Совместное изготовление поделок
3 этап: Итоговое мероприятие Конкурс рисунков «Насекомые луга»
Выводы
В результате проведенной работы дошкольники научились сравнивать, анализировать и делать выводы. Дети понимают и осознают, насколько значимы насекомые в природе.
По итогам работы было отмечено:
Дети приобрели новый опыт поисково-исследовательской деятельности. В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали насекомых, отмечали их роль в жизни луга.
На основании исследования пришли к выводу: необходимо сохранять и бережно относиться к насекомым.
Благодаря проведенной работе, наши дети осознанно могут ответить на вопрос, почему необходимо бережно относиться к насекомым.