Екатерина Азаренко
Познавательно-исследовательский проект «Путешествие в Мир математики» для детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Название: «Путешествие в мир математики».
Номинация: дошкольный возраст.
Пояснительная записка.
Актуальность.
Один из основных принципов дошкольного образования, выделенный Федеральным государственным образовательным стандартом дошкольного образования (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17 октября 2013 г. N 1155, - формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности. Реализация данного принципа, как нельзя лучше происходит путём формирования у детей элементарных математических представлений. Математика для детей дошкольного возраста имеет важное значение в плане развития памяти, внимания, речи, мышления и дальнейшего восприятия математической информации. Очень важно заниматься с ребенком только в игровой форме, методом игр и подсказок, используя эксперименты и практические действия, с помощью которых малыш сам может устанавливать количественные и качественные отношения между предметами. Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. От эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Данный проект позволяет детям знакомиться с математическими понятиями в формах, специфических для детей старшего дошкольного возраста, прежде всего в форме игры, познавательной и исследовательской деятельности, в форме творческой активности, что является основным принципом ФГОС ДО.
Публикация «Познавательно-исследовательский проект „Путешествие в Мир математики“ для детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Исследовательская деятельность
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Математика. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2015
В ходе реализации данного проекта были созданы условия для повышения уровня мотивации как дошкольников, так и воспитывающих взрослых, таким образом, в учреждении решается одна из проблем, отмеченная в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р). Содержание проектной деятельности насыщено поисково-исследовательскими видами деятельности взрослых и детей, что может послужить решением второй проблемы, обозначенной в «Концепции развития математического образования в Российской Федерации» (Утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2013 г. № 2506-р, а именно - проблемы содержательного характера.
Участники проекта – воспитанники старшей группы и родители (законные представители) воспитанников. В группе 22 ребёнка, из них – 11 мальчиков, столько же девочек.
Цель проекта - развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации через создание условий для усвоения дошкольниками математических представлений.
Задачи:
1. Для воспитанников:
• Формировать познавательные действия воспитанников.
• Обогащать новыми представлениями и понятиями.
• Закреплять знания о счете.
• Активизировать мыслительную деятельность (умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать, считать).
2. Для родителей (законных представителей) :
• Непосредственно вовлекать родителей в образовательную деятельность, посредством создания образовательного проекта совместно с семьёй.
• Повышать родительскую компетенцию в вопросах математического образования детей.
3. Для педагога:
• Разработать систему занятий, включающих разнообразные игры, познавательно-исследовательские упражнения, опыты, формы речевой деятельности, направленные на развитие математических представлений, развитие способностей и мышления детей.
Содержание проекта (краткое описание основных этапов проектов, механизмы их реали-зации).
Разработка и внедрение проекта проходила в летний период 2015 года. На начальном этапе разработки проекта было организовано анкетирование родителей (законных представителей воспитанников) и проведена диагностическая беседа с детьми. По итогам беседы и анкетирования была составлена «матрица» проекта, разработан план взаимодействия с детьми и родителями, сценарии мероприятий.
Внедрение основного этапа проекта началось со знакомства с игровым персонажем – принцессой Сосчитай-ка. Она сопровождала нас с ребятами на протяжении всего путешествия. Этому игровому персонажу дети помогали решать задачи на смекалку, головоломки, выполняли задания по её просьбе, искали и находили вместе с родителями новые знания. Благодаря этому персонажу дети с удовольствием учились планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ на вопросы математического содержания. Введение игрового персонажа удовлетворила мотивационную потребность части детей, у которых познавательная потребность ещё недостаточно сформирована. Эмоциональная вовлеченность взрослых (воспитатель и родители) и детей в познавательную деятельность, способствовала развитию познавательной мотивации дошкольников. Ведь только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую-либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенку. Малыш видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать «красоту решения» проблемы. Такая работа активизировала мыслительную деятельность ребенка, развивала у него качества, необходимые ему в дальнейшем развитии. Принцесса Сосчитай-ка познакомила детей с новыми играми и играла в дидактические, пальчиковые, подвижные игры математического содержания : «Посчитаем, поиграем», «Помоги мышонку», «Поймай рыбку», «У кого больше?» «Найди 10 отличий» и др. Решали с детьми логические задачи математического содержания, заучивали стихотворение: С. Маршак «Веселый счет», считалочки, пальчиковые игры на закрепление счёта, отгадывали загадки математического содержания. Однажды дети услышали, как плачут малыши, задались вопросом: «Сколько малышей плачет?». Следом возник вопрос «Можно ли посчитать то, чего не видишь?». Решая эту проблему, дети считали на ощупь, на слух – сколько проехало машин, сколько пуговиц пришито, сколько раз ударили в бубен и т. д.
Лето–благодатный период для проведения познавательно-исследовательской деятельности с детьми. На протяжении внедрения проекта игровой персонаж – принцесса Сосчитай-ка ставила перед воспитанниками проблемные вопросы и задания. Так, путём экспериментирования дети искали ответ на вопрос – где больше песка (воды, крупы, муки, зерна) в высоком узком сосуде или в широком низком? Работа по измерению велась в парах, что позволяло детям налаживать субъект-субъектные отношения между сверстниками. В распоряжении детей имелись песок речной и ракушечник, пшеница и рисовая крупа, вода и мука. Перечисленные материалы оставались в развивающей среде прогулочного участка довольно долго, что позволяло воспитанникам самостоятельно выбирать место, время и материал для измерения, а так же партнёра для экспериментирования. В один из дней принцесса попросила воспитанников определить, хватит ли яблок из сада учреждения, что бы накормить детей группы, при этом яблоки рвать было ещё нельзя–они не поспели. Эта познавательная задача оказалась детям под силу. Созданную проблемную ситуацию воспитанники решали сообща. Сначала дети попытались ответить на вопрос «Как можно посчитать яблоки на деревьях, не срывая их?». Были предложены варианты с использованием пальчиков, счётных палочек, фишек от мозаики. В итоге решили привлечь к помощи взрослого – воспитателя, что обусловило развитие субъект-субъектных отношений между воспитателем и ребёнком. Дети посчитали яблоки на каждом дереве, а педагог сложил полученные результаты. Оказалось, что яблок в саду больше, чем воспитанников в группе. Дети сделали вывод, что яблок хватит, ещё и останется. В преддверии выходных дней (субботы-воскресенья) принцесса предложила детям вместе с родителями ответить на сложные вопросы: «Можно ли посчитать звёзды на небе и как это делают?», «Можно ли посчитать людей в станице и как это делают?», «Можно ли посчитать всех тигров в лесу и как это делают?». Специфика детей дошкольного возраста в том, что они ещё не могут самостоятельно получать знания, которые находятся за пределами их восприятия, поэтому на помощь детям пришли родители. Проблемная ситуация создала условия для плодотворного взаимодействия родителей с детьми и принесла положительные результаты. Мама Веры вместе с дочерью составили рассказ о том, как и для чего считают тигров в тайге, а девочка с удовольствием рассказала об этом детям в группе. Мама Никиты с сыном подготовила сообщение, как и для чего считают людей в станице, Никита познакомил с этой информацией ребят. Мама Вари сделала презентацию, по которой Варя рассказала и показала на слайдах, как считают звёзды.
В процессе внедрения проекта были разработаны игровые задания с использованием информационно-коммуникативных технологий. В процессе этих заданий дети считали, отвечали на вопросы: «Какой по счету? Сколько всего?». Использование ИКТ позволило усилить мотивацию к деятельности и активизировать детей, повысило эмоциональную увлеченность воспитанников. Кроме этого, мультимедийный экран выполнял роль активной демонстрационной доски, где изображения изменялись по ходу выполнения действий, демонстрировалась положительная оценка проведенных ребёнком действий.
Заключительный этап любого проекта – рефлексия и презентация полученных в ходе внедрения проекта знаний. Участники проекта – воспитанники старшей группы смогли продемонстрировать свои знания своим друзьям из средней группы детского сада. Был разработан сценарий совместного мероприятия «Математическая смекалка», в ходе которого воспитанники стар-шей группы рассказали малышам о том, для чего нужен людям счёт, как можно посчитать разные предметы, людей и животных. Кульминацией совместного вечера стала инсценировка сказки «Как Маша и ее подружки считать учились». Проведение этого мероприятия показало, что дети-участники проекта закрепили навыки счёта, у них повысилась мотивация к познавательным действиям, так как ребята узнали для чего считать и как применить полученные знания на практике, а так же дети смогли выступить в роли оратора, презентуя полученные знания.
Ожидаемые и полученные результаты.
При планировании данного проекта предполагались следующие результаты:
У детей :
• сформированы познавательные действия - умение считать, пересчитывать, образовывать множества, устанавливать соотношения «больше-меньше», «поровну»; умение сравнивать, обобщать, классифицировать, анализировать;
• сформированы первичные представления о свойствах и отношениях окружающего мира (количестве, числе, части и целом).