Юлия Кострова
Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста
Объект исследования: [/b]развитие речи детей раннего возраста.
Предмет исследования: методы и приемы работы с книжными иллюстрациями.
Цель исследования: теоретически обосновать проблему использования книжных иллюстраций в развитии речи детей раннего возраста, разработать программу развития речи детей раннего возраста на основе книжных иллюстраций.
Публикация «Методы и приемы работы с книжными иллюстрациями с детьми раннего возраста» размещена в разделах
С детской книгой малыш встречается уже в первые годы своей жизни. Интерес к книге у ребенка появляется рано. Вначале ему интересно перелистывать странички, слушать чтение взрослого, рассматривать иллюстрации. Книга – одно из первых произведений искусства, с которыми он знакомится. Первые книги с яркими, красивыми иллюстрациями художников открывают перед ребёнком окно в мир живых образов, в мир фантазии. Ребёнок раннего возраста эмоционально реагирует, увидев красочные иллюстрации, он прижимает к себе книгу, гладит рукой изображение на картинке, разговаривает с персонажем, нарисованным художником, как с живым.
Книжная иллюстрация оказывает большое влияние на речевое развитие ребенка. Стимулирует активную речь за счет расширения словарного запаса, совершенствует артикуляционный аппарат. Ребенок усваивает богатство родного языка, его выразительные средства. Используя выразительные средства и интонации, соответствующие характеру героев и их поступков, старается говорить четко, чтобы его все поняли.
При работе с иллюстрацией формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь. Дети лучше усваивают содержание произведения, логику и последовательность событий, их развитие и причинную обусловленность. Книжные иллюстрации способствуют усвоению элементов речевого общения (мимика, жест, поза, интонация, модуляция голоса).
Образовательной деятельности с детьми по рассматриванию иллюстраций принадлежит в методике развития речи детей одно из главных место. Свои переживания ребенок охотно претворяет в речь. Рассматривая картину, маленький ребенок все время говорит. Педагог должен поддерживать этот детский разговор, должен сам говорить с детьми, путем наводящих вопросов руководить их вниманием и языком.
При работе с иллюстрацией, по словам О. Ушаковой, прежде всего, педагог воспитывает у детей интерес к произведениям искусства, пробуждает внимание к ним. Постепенно он формирует способность эстетического восприятия, акцентируя внимание на то, что «рассматривая картинки, дети интересуются, что изображено, узнают знакомые предметы и явления, знакомятся с теми, которых ранее не знали.
Для понимания детьми содержания иллюстраций необходимо:
• помочь им выделить главное в сложном сюжетном рисунке. Опорой понимания основного в иллюстрации является выделение детьми главных персонажей в их существенных связях. Для вычленения детьми существенного в рисунке в соответствии с основной мыслью текста им следует задавать вопросы: «Что я читала об этой картинке?» и т. п.
• обеспечить раскрытие детьми взаимосвязей между частями иллюстрации предметами, вещами, действиями персонажей и т. д.
Вопросы позволяют малышам выделить взаимосвязи героев через их действия, что делает понятной всю изображенную ситуацию, т. е. основное содержание иллюстрации; установить связи между иллюстрациями. Все рисунки во всем произведении обычно логически связаны между собой соответственно тексту. При знакомстве с новой книжкой целесообразно сначала прочесть детям текст, а затем с ними вместе рассмотреть иллюстрации. Надо, чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе яркая картинка может увлечь малышей настолько, что они будут только ее и представлять себе мысленно, зрительный образ не сольется со словесным, потому что они «не услышат» слов, не заинтересуются высказанным в них. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство ребят, к данной книжке, настраивающая на сюжет в целом. После того, как книжка прочитана, внимание детей зафиксировано на ее содержании, воспитатель должен показать иллюстрации к ней. Дети увидят и узнают героев, вещи, события о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.
Подбирая рисунки, следует помнить, что они не только поясняют текст, но и активизируют фантазию, воображение, воспитывают эстетический вкус. В зависимости от возраста детей воспитатель меняет приемы рассматривания художественных иллюстраций к книжкам.
Приемы могут быть следующие:
1) узнавание ребенком персонажей, вещей ("Узнай, кто это?"; "Покажи, где кто или что?");
2) соотнесение фраз текста с картинками ("Найди картинку к таким словам…»; "Какие слова подходят к этой картинке?");
3) оценка ребенком цвета нарисованных предметов, выразительности жеста героя, расположения фигур ("Почему нравится тебе эта картинка?");
4) сравнение иллюстраций разных художников к одному и тому же произведению.
Выбор иллюстраций - важный момент в подготовке к чтению произведения. О неразрывности текста и иллюстрации в детской книге единодушно заявляют и писатели, и художники. К. Чуковский сформулировал это так: ". наши стихотворения должны быть графичны, то есть в каждой строфе, а порою и в каждом двустишии должен быть материал для художника, ибо мышлению младших детей свойственна абсолютная образность. Стихи, печатаемые без рисунков, теряют чуть не половину своей эффективности".