татьяна королькевич
Эффективные методы и приемы работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов к ФЭМП
▼ Скачать + Заказать документы
В процессе работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов мы используем разнообразные методы обучения (практические, наглядные, словесные). Приоритетное место мы отводим практическим методам (игра, упражнение, моделирование, элементарные опыты).
Публикация «Эффективные методы и приемы работы по развитию у детей старшего возраста познавательных интересов к ФЭМП» размещена в разделах
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
При формировании элементарных математических представлений игра выступает как самостоятельный метод обучения. Но ее можно отнести и к группе практических методов, имея в виду особую значимость разного вида игр в овладении разными практическими действиями, такими, как составление целого из частей, рядов фигур, счет, наложение и приложение, группировка, обобщение, сравнение и др.
Благодаря обучающей задаче, облеченной в игровую форму (игровой замысел, игровым действиям и правилам ребенок непреднамеренно усваивает определенное познавательное содержание.
Часто в работе с детьми мы используем дидактические игры, как для закрепления, так и для сообщения новых знаний Все дидактические игры по формированию элементарных математических представлений разделены на несколько групп:
1. Игры с цифрами и числами («Путаница», «Какой цифры не стало?», «Что изменилось?», «Исправь ошибку» «Кто первый назовет?») Эти способствуют закреплению умения пересчитывать предметы, обозначать их количество соответствующей цифрой.
2. Игры путешествие во времени («Живая неделя». «Наш день», «Когда это бывает?» «Вчера, сегодня, завтра»
3. Игры на ориентировки в пространстве («Отгадай, кто где стоит», «Что изменилось?», «Расскажи про свой узор», «Найди игрушку»
4. Игры с геометрическими фигурами «Найди похожую», «Чудесный мешочек» «Посмотри вокруг» позволяет обследовать геометрическую форму предметов, упражняться в различении форм.
5. Игры на логическое мышление («Найди варианты», «Орнамент», «Что я загадала?», «Вспомни быстрее». развивают логическое мышление, воображение, способность к анализу.
Игровые задачи решаются непосредственно- на основе усвоения математических знаний- и предлагаются несложные игровые правила. На занятиях и в самостоятельной деятельности детей мы проводим подвижные игры математического содержания («Медведь и пчёлы», «Воробушки и автомобиль», «Ручейки», «Найди свой домик» и др.).
Так же мы широко используем наглядный дидактический материал-это и демонстрационный, и раздаточый материал по темам, и геометрические фигуры, и схемы, и таблицы.
На занятиях обязательно должна происходить смена деятельности: восприятие информации педагога, активная деятельность самих детей (работа с раздаточным материалом) и игровая деятельность.
В своей работе мы применяем специальные приёмы для организации взаимодействия детей в процессе обучения : работа небольшими группами, создание ситуаций, побуждающих детей оказывать помощь друг другу, коллективные просмотры работ.
При отработке предметных действий с величинами (сравнение путём наложения и приложения, раскладывания по возрастающей и убывающей величине, измерение условной меркой и др.) используются разнообразные упражнения.
Перспективным методом обучения дошкольников математике на современном этапе является моделирование: оно способствует усвоению специфических предметных действий, лежащих в основе понятия числа.
Дети используют модели (заместители) при воспроизведении такого же количества предметов (покупали в магазине шапок столько, сколько кукол; при этом количество кукол фиксировали фишками, так как поставлено условие- кукол в магазин брать нельзя); воспроизводили такую же величину (строили дом такой же высоты, как образец; для этого брали палочку такой же высоты, как величина образца).
Проводим мы на своих занятиях и элементарные опыты. Детям предлагается перелить воду из бутылочек разной величины (высокая, узкая и низкая, широкая) в одинаковые сосуды, чтобы определить, что объём воды одинаков; взвесить на весах два куска пластилина разной формы, чтобы определить, что их количество (равное) не зависит от того, сколько места они занимают.
В процессе знакомства с новым содержанием и новыми действиями мы используем развёрнутые объяснения с показом действий и последовательностью их выполнения.
Варьируя вопросы и задания, включаем новые слова в активный словарь детей.
При необходимости даем образцы ответов, ставим дополнительные вопросы. Правильный ответ детям предлагаем повторить.
В своей работе мы используем дифференцированное обучение как создание оптимальных условий для выявления способностей каждого ребёнка. Такое обучение предполагает оказание своевременной помощи детям, испытывающим трудности при усвоении математического материала.
Проводим мы занятия и по подгруппам, чтобы проследить способ выполнения действия каждым ребёнком.
Использование разнообразных приёмов активизации умственной активности детей : включение сюрпризных моментов и игровых упражнений; организация работы с дидактическим материалом; активное участие воспитателя в совместной деятельности с детьми; новизна умственной задачи и наглядного материала; выполнение нетрадиционных заданий - все это помогает нам решать задачи по развитию познавательных интересов к ФЭМП детей старшего дошкольного возраста.