Олеся Иванова
Проект «Птицы Алтая — наши друзья» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Птицы Алтая — наши друзья
Муниципальное автономное дошкольное образовательное
учреждение детский сад "Олененок" с. Майма
Проект
Птицы Алтая - наши друзья
Старшая группа
Руководитель:
Иванова Олеся Анатольевна,
воспитатель детского сада "Оленёнок"
С. Майма, 2020
Содержание.
1."Визитная карточка" проекта.
2. Актуальность.
3. Противоречия.
4. Проблема.
5. Ведущая педагогическая идея.
6. Цели и задачи проекта.
7. Объект и предмет исследования.
Темочки:
- Алтайский край
- В мире животных. Проекты
- Природа Алтая
- Проекты, проектная деятельность
- Птицы, пернатые. Все материалы о птицах
- Птицы. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
8. Научно - педагогические методы исследования.
9. Предполагаемые результаты реализации проекта и форма его представления.
10. Практическая значимость проекта.
11. Исполнители и участники проекта.
12. Механизмы реализации проекта (этапы работы)
13. Описание проекта.
14. Смета расходов по реализации проекта.
15. Нормативная база.
16. Список использованной литературы.
1."Визитная карточка" проекта.
Направление темы проекта : образование и нравственно - экологическое воспитание дошкольников.
Руководитель проекта : Иванова Олеся Анатольевна, воспитатель 1 квалификационной категории, стаж работы в ДОУ 13 лет.
Вид проекта : образовательно - воспитательный.
Участники проекта : коллективы (педагогический, детский, родительский, социум.
Длительность проекта : проект краткосрочный (3 - 4 недели января).
Ресурсное обеспечение: методическая литература в рамках "Программы детского сада "Оленёнок" с. Майма", интернет ресурсы.
Образовательные продукты проекта : НОД (открытое, районное, акция "Покормите птиц зимой!", выставка фотографий, рисунков и поделок.
2. Актуальность проекта.
Актуальность проекта обусловлена принятием ФГОС ДО, который предъявляет определенные требования к дошкольному образованию. Одним из направлений реализации образовательной программы дошкольного образования предусматривается "развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации, формирование первичных представлений о малой родине", Отечестве, объектах окружающего мира и познавательных действий; становление сознания, развитие творческой активности; "ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и к самому себе". "Любить Родину - значит знать её", - сказал Белинский В. Г. Птицы той местности, где проживают дети - маленький штрих к портрету малой родины. Всё, с чем сталкивается ребенок в дошкольном возрасте, становится частью его жизненного опыта, формирует его личность.
3. Возможные противоречия.
С одной стороны, ФГОС ДО предъявляет новые требования к дошкольному образованию. С другой стороны, сформирована ли у дошкольников социальная установка - положительного отношения тому, что для ребенка значимо. Значимы ли птицы для ребенка? Социальная установка включает в себя 3 компонента такого отношения: знания, чувства и действия. Эти же компоненты являются слагаемыми понятия "любовь", в частности, любви к птицам, к малой родине+? Любовь к птицам приходит с познания их особенностей. Любимое хотят знать ещё больше. Любимое уникально. Как донести это до сознания детей? Примером позитивного отношения становится взрослый, который учит детей видеть в объектах, явлениях, событиях хорошее, достойное, формируя или расширяя представления о них. К. Ушинский писал: "Ребенку нечего отрицать, ему нужна положительная пища". Как осуществить это на практике? Позитивное действие заключается в том, что когда человек любит, то он отдает. Все начинается с малого: с потраченного времени; усилия мысли, потому что любимое помнят; усилия воли (сдержанного слова, труда или средства.
4. Проблемы.
Диагностика показала, что дошкольники имееют поверхностные знания о птицах. Родители, в силу своей занятости, не уделяют внимания данной проблеме, считая другие более актуальными. При отсутствии знаний трудно сформировать бережное отношение к миру птиц.
ФГОС ДО предусматривает интеграцию образовательных областей, видов детской деятельности, методов и приёмов обучения и воспитания, однако, вследствии разбросанности материала о птицах в течении года минимизируют их эффективность.
Образовательный процесс должен осуществляться не только в рамках образовательного учреждения, но и в условиях семьи.
5. Ведущая педагогическая идея.
Реализация проекта обеспечит детей, соответствующих их возрасту и интересам, условиями развития, позволит сформировать любовь к птицам своей малой родины.
6. Цели и задачи проекта.
Цель: развитие познавательного интереса, формирование положительного отношения к окружающему миру, обогащение знаниями детей о птицах; развитие умения отражать полученные знания в различных видах деятельности.
Задачи:
1. Формировать эмоционально - положительное отношение к птицам своей местности. Воспитывать чувства бережного отношения природе, привязанности ко всему родному, любви к произведениям отечественных поэтов, писателей, художников и композиторов, желание принимать посильное участие в труде.
2. Создать в детском учреждении развивающей предметно - пространственной среды по теме проекта.
3. Расширять кругозор детей и заинтересованность родителей в воспитании детей в семье.
7. Объект исследования. Развитие детей.
Предмет исследования. Организация воспитательно - образовательного процесса детей старшей группы детского сада "Олененок" с. Майма в рамках проекта.
8. Научно - педагогические методы исследования.
Оценка эффективности реализации проекта может быть осуществлена на основе диагностики. Практика работы с дошкольниками показывает, что наиболее результативными диагностическими методами являются беседа, наблюдение и анализ детских работ.
9. Предполагаемые результаты реализации проекта и форма его представления.
Для детей: формирование интереса и любви к птицам своей местности, развитие способностей детей и самостоятельности, ощущения удовлетворенности от совместной деятельности детей и взрослых.
Для педагогов: систематизация дидактического материала по данной теме, повышении квалификации через внедрение в практику работы проектного метода.
Для родителей: включение в процесс взаимодействия с ребенком и педагогами; заинтересованность успехами детей.
Достичь результатов возможно не только в непосредственно - образовательной деятельности, но и в режимных моментах, при организации акций, в совместной деятельности детей, педагогов и родителей, а также в результате создания богатой предметно - пространственной среды.
Результаты проекта : открытое НОД, акция "Покормите птиц зимой", методические рекомендации для воспитателей и родителей.
10. Практическая значимость проекта.
Своеобразие проекта заключается в интеграции областей развития детей с использованием всех видов детской деятельности.
Положительные факторы
Формирование положительной мотивации.
Создание благоприятных условий для развития субъектов воспитательного процесса.
Создание условий для ознакомления и заинтересованности с предполагаемой работой родителей воспитанников.
Возможные риски и затруднения
Создание материально – технической базы.
Материальные и временные затраты.
Низкая активность родителей.
11. Исполнители и участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагоги МБДОУ, родители, социум.
12. Этапы работы
1 этап – организационный
Создание инициативной группы. Уточнение и доработка плана
Разработка тематического плана. Создание фонотеки и картотеки, объявление о проведении акции. Разработка консультации для родителей.
Рассматривание с детьми иллюстраций птиц; чтение художественных произведений о птицах русских и алтайских; разучивание стихотворений, песен; проведение спортивных, подвижных, народных игр, пальчиковой гимнастики.
2 этап - Основной этап
Проведение бесед, занятий и использованием разнообразных игр, творческих мастерских.
Оформление выставок рисунков и поделок. Акция "Покормите птиц зимой!"
3 этап – обобщающий
Анализ и обобщение опыта работы. Подведение итогов. Перспективное планирование
13. Описание проекта с учетом интеграции областей развития и программы ДОУ. Старшая группа.
Социально - коммуникативное: изготовление кормушек и приготовление корма вместе с родителями, акция "Покормите птиц зимой", беседа о бережном отношении к диким птицам, о необходимости заботы о птицах "Почему нужно подкармливать птиц зимой?", "Обычаи, связанные с дикими птицами Горного Алтая" (благопожелание "Элем - селем" - желание доброй и теплой весны с веселой и приветливой трясогузкой, кормление птиц, чистка кормушек.
Познавательное: ООД по ФЦКМ: "Пернатые друзья", "Покормим птиц"; вне НОД: наблюдения на прогулке: "За синицей", "За вороной", "Различие птиц по способу передвижения", "Наблюдение за зимующими птицами у кормушки", "Поведение птиц в разную погоду", "Рассматривание следов на снегу", прослушивание примет и пословиц о птицах, рассматривание иллюстраций: энциклопедии для дошкольников "Птицы", книжки - картинки С. Файнштейна "В лесу", фотоиллюстраций о диких птицах Горного Алтая" беседы "Птичьи повадки", прослушивание звуков птиц, отгадывание загадок о птицах Л. Белина "Что за птица?", "Покажи и назови части тела птицы", "Сколько у птиц лап, (крыльев)","Чем угостить птиц?", викторина "Пернатые друзья", дидактические игры: "Птичьи домики", "Разрезные картинки птиц" (6-8 частей, "Летает - не летает", "Что это за птица?", "Назови птицу с нужным звуком"
Речевое: ООД по развитию речи: "Перессказ сказки Э. Шима "Соловей и Воронёнок", заучивание стихотворений "Покормите птиц зимой", З. Александрова "Птичья столовая", чтение о обсуждение стихотворений: С. Есенин ". А по двору метелица", Н. Рубцов "Воробей"; рассказов: И. Атаманов "Ленивый воробей", О. Лукашевич "Лесной теремок"; сказок: В. Бианки "Кто чем поёт?", Д. Тарджеманов "Шуктуган", алтайские сказки "Сто умов", "Состязание птиц", "Наседка и коршун", С. Тепуков "Серенькому воробышку", дидактические игры: "Назови птиц ласково и со словом много", "Я знаю 5 птиц :. , потому что люблю птиц", "Подскажи словечко" (словообразование, "Исправь предложения", составь предложения "Чем питаются птицы зимой", составь рассказ по серии картинок "У кормушки", расскажи о синице по таблице.
Художественно - эстетическое: ООД : по аппликации "Птицы", по рисованию "Скоро прилетят на Алтай перелетные птицы"; вне НОД: рисование по стихотворению "Будьте добры", раскрашивание раскрасок птиц : Я. Тогочоева, "Птицы" С. Вохринцевой, Е. Д. Петровой "Кто в лесу живёт? "Кто поёт в лесу?", Е. И. Соколова "Отгадай-ка"" "Кто это?" (обводка трафарета птицы, штриховка в разных направлениях, "Кто спрятался в комочке" (разглаживание смятых бумажных трафаретов птиц с последующей обводкой и раскрашиванием, коллективная работа "Птицы на кормушке" (отщипывание пластилина и примазывание на трафареты с прикреплением к общей кормушке, "Это птицы" (выкладывание птицы пластилиновыми жгутиками по контуру, "В парке" (плоскостная лепка птиц по образцу книги, лепка по мотивам алтайской сказки "Сто умов", повторение текста песни "Вороны и макароны", включение народных мелодий Республики Алтай автодидактическая игра "Картинки из мозаики"
Физическое: подвижные игры: "Перелет птиц", "Совушка", алтайская игра "Хромой журавль", "Третий лишний" (птицы, белорусская игра "Ванюша и лебеди", физкультминутка "Вороны", "Волшебные рисунки", "Кто чем питается?" (сортировка крупы для птиц, игра "Сорока - воровка" (нанизывание бус на леску, упражнения пальчикой гимнастики "Птичка летит", "Птица, высиживающая птенцов", "Птички клюют", "Полёт ание.
14. Смета расходов по реализации проекта в объеме запрашивания финансирования
№ п/п Наименование оборудования и материалов Цена (руб.) Количество Сумма (руб.)
1. Цветная бумага 25.00 1 25
2. Благодарственные письма 10 20 200
3. Корм 40 3 кг 120
4. Скотч 35 35 35
5. Распечатывание фотографий 7 16 112
Итого: 492
15. Нормативная база
Основная общеобразовательная программа дошкольного образования
муниципального автономного общеобразовательного учреждения «Детский сад «Оленёнок» с. Майма». Старшая группа.
16. Список использованных источников и литературы
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. Журнал «Дошкольное воспитание».- М. : Издательский дом «Воспитание дошкольника», 2014.-№2.- 128 с.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, М. А. Васильевой, Т. С. Комаровой. Старшая группа / авт. -сост. Т. В. Ковригина, М. А. Косьяненко, О. В. Павлова. -Волгоград: Учитель, 2014.-262с.
3. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Сентябрь – ноябрь. Старшая группа/ авт. – сост. Н. Н. Черноиванова, Н. Н. Гладышева. - Волгоград: Учитель, 2015.- 351 с.
4. Образовательный процесс: планирование на каждый день по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Март - май. Старшая группа/ авт. – сост. Н. Н. Черноиванова, Н. Н. Гладышева. - Волгоград: Учитель, 2015.- 347 с.
5. Тобоева,Е. Н. Учебно – методическое пособие к программе развития и воспитания детей дошкольного возраста «Росточек».-Горно-Алтайск, 2006
6. Кучияк П. В. Сказки. -Типография Горно – Алт. государственного университета, 2004.
7. Яжый Тогочоева. Раскраска
8. Тайны природы. Для занятий с детьми от 5 до 6 лет. Школа семи гномов, М. : Мозаика – синтез, 2014.
9. Белоусова, Л. Е. Раз, два, три, четыре, пять – начинаем мы играть! Игры и занятия для детей дошкольного возраста с использованием картинок – обводок: Методическое пособие для воспитателей детских дошкольных учреждений / Л. Е. Белоусова - СПб. : Детство - Пресс, 2003.-184с.