Светлана Борисовна Дзягунова
Рекомендации родителям в старшей группе «Какие эксперименты можно провести с детьми ко «Дню Российской науки»
▼ Скачать + Заказать документы
Наука – это система знаний о природе, обществе и человеке.
Благодаря науке, человек способен лучше понимать мир, в котором живет. Может объяснить сложные, порой загадочные явления, происходящие в окружающем нас мире. Наука делает нашу жизнь комфортнее, интереснее и проще. Наука на месте не стоит. Она все время движется вперед.
Люди, которые занимаются наукой, называются учеными. Это такая профессия. Ведь выбор профессии - дело непростое и очень ответственное, выбирая её, человек выбирает дело на всю жизнь. Ученый - Очень важная профессия, без нее люди не умели бы лечить, не знали бы, что такое космос и планеты, даже не знали бы, как называются растения. Если человека называют академиком, профессором, то он - ученый.
Ученый много знает, может многое объяснить, потому что постоянно занимается, много читает, много наблюдает. Ученые работают в лабораториях, проводят исследования, опыты, составляют библиотеки, составляют книги энциклопедии, и обо всем можно прочитать.
Ученый
Ученый изучает мир.
Географ — море и Памир.
Планеты, звезды — Астроном.
И о созвездьях знает он.
И математик увлечен,
Все теоремы помнит он.
Историк знает старину
И нашу древнюю страну.
Ученым я хотел бы стать
И много нового узнать!
Автор: Шорыгина Татьяна Андреевна
Каждому человеку хочется быть образованным, больше знать, больше уметь. Но путь к знаниям нелегок, он требует упорства, настойчивости. Но стоит помнить, что всякий труд бывает вознагражден. Давайте подумаем, что мы можем сказать об ученых, какие они? (внимательные, терпеливые, трудолюбивые, ответственные, мудрые, образованные).
Сегодня такой день, который напоминает о важности науки в целом. Этот день дает возможность вспомнить о старых исследованиях, и рассказать о новых. Это праздник не только для ученых, но и для всех людей.
Сегодня мы с вами прикоснемся к науке и узнаем много интересного.
И надеюсь, что этот день будет для нас ярким, радостным и не забываемым.
А начать наш день в страну научного путешествия я предлагаю с игры. В стране науки живут много ученых, и все называются по-разному. Их называние зависит от того чем они занимаются, например, есть наука Математика и занимаются ею математики, вот сейчас я буду называть вам науку, а вы кто ею занимается.
Именно в детские годы закладываются основы активного познавательного отношения к действительности. Ребенок совершает первые самостоятельные исследования и открытия, переживает радость познания мира и собственных возможностей. Что стимулирует его дальнейшие интеллектуальные усилия. Нетрадиционный подход в образовании дошкольников позволяет широко развивать логическое мышление, воображение, фантазию, творчество, закладывает навыки учебной деятельности.
Детское экспериментирование как специально организованная деятельность способствует становлению целостной картины мира ребенка дошкольного возраста и основ культурного познания им окружающего мира.
Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что он дает детям реальные представления о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимоотношениях с другими объектами и со средой обитания. В процессе эксперимента идет обогащение памяти ребенка, активизируются его мыслительные процессы, так как постоянно возникает необходимость совершать операции анализа и синтеза, сравнения и классификации, обобщения. Необходимость давать отчет об увиденном, формулировать обнаруженные закономерности и выводы стимулирует развитие речи.
У большинства родителей нет времени для занятий с детьми. Поэтому возникает необходимость приобщения детей к исследовательской деятельности в ДОУ. А самые интересные эксперименты – это реальные опыты с реальными предметами и их свойствами.
1. «Радуга в стакане»
Цель: Понять разную плотность жидкостей.
Материалы: Мёд, подкрашенная вода, растительное масло, стакан.
Ход:
1. Налейте в стакан слой мёда.
2. Аккуратно добавьте слой воды.
3. Добавьте слой масла.
Обсуждение: Почему жидкости не смешались? Какая из них тяжелее?
2. «Танцующая кукуруза»
Цель: Показать реакцию газа и жидкости.
Материалы: Газированная вода, зерна кукурузы, прозрачный стакан.
Ход:
1. Налейте в стакан газировку.
2. Бросьте несколько зерен кукурузы.
3. Наблюдайте, как пузырьки газа поднимают их на поверхность.
Обсуждение: Почему кукуруза «танцует»? Откуда берутся пузырьки?
3. «Невидимые чернила»
Цель: Познакомиться с окислением.
Материалы: Лимонный сок, ватная палочка, бумага, утюг.
Ход:
1. Напишите слово лимонным соком на бумаге.
2. Дайте высохнуть.
3. Прогладьте лист утюгом — надпись проявится.
Обсуждение: Почему сок стал видимым? Как ещё можно сделать невидимые чернила?
4. «Воздушный шарик, который надувает себя сам»
Цель: Изучить химическую реакцию.
Материалы: Пластиковая бутылка, уксус, сода, воздушный шарик.
Ход:
1. Налейте в бутылку уксус (1/4 объема).
2. Насыпьте в шарик 2 ч. л. соды.
3. Наденьте шарик на горлышко и вытряхните соду в уксус.
Обсуждение: Почему шарик надулся? Какой газ выделился?
5. «Цветы-хамелеоны»
Цель: Понять, как растения поглощают воду.
Материалы: Белые гвоздики, пищевые красители, стаканы с водой.
Ход:
1. Добавьте в воду разные красители.
2. Поставьте цветы в стаканы.
3. Через 12 часов лепестки окрасятся.
Обсуждение: Как вода попала в лепестки? Почему цветы меняют цвет?
__ Как проткнуть картошку
Что необходимо приготовить:
Сырую картофелину и две соломинки для коктейлей.
Проведение опыта
1. Положи картошку на стол. Зажми соломинку в кулаке и подними над картошкой на высоту примерно 10 см.
2. Резким движением воткни соломинку в картофелину. Соломинка согнётся и не проткнёт картошку.
3. Возьми вторую соломинку. Закрой отверстие вверху большим пальцем.
4. Резко опусти соломинку. Она легко войдёт в картошку и проткнет её. Дело в том, что большим пальцем ты задерживаешь воздух в соломинке, который укрепляет изнутри её стенки. Поэтому она становится такой сильной.
«Выращиваем кристаллы»
Этот опыт займёт несколько дней. Необходимо приготовить перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустить в него проволочку с маленькой петелькой на конце. Через некоторое время на проволочке появятся кристаллы.
«Как выйти сухим из воды»
Сомни бумагу и положи ее на дно стакана. Быстро переверни стакан и погрузи его в воду. А теперь вынь стакан: бумага осталась сухой. Вода не проникла в стакан, потому что он наполнен воздухом.
«Спичечные бега»
Положите четыре спички в тарелку с водой. Они так и будут лежать, не двигаясь. На поверхность воды из-за взаимного притяжения молекул образуется невидимая пленка. Положите кусок сахара на середину: спички приблизятся друг к другу. Сахар начинает впитывать воду и возникает течение, которое сближает спички.
Повтори опыт с мылом: спички «разбегутся». Мыло изменяет поверхность воды вокруг и отталкивает спички. Мыло не дает капелька масла слиться и образовать плотный слой.
«Посев семечка»
Возьмите глубокий лоток любой формы. Соберите детей вокруг стола и приготовьте почву: песок, глина, перегнившие лисья. Хорошо бы поместить дождевых червей. Затем посадите туда семечко быстро прорастающего растения (овощ или цветок). Полейте водой и поставьте в теплое место. Вместе с детьми ухаживайте за посевом, а затем за появившимся ростком.
«Пограничники» (поиск насекомых с помощью увеличительного стекла, рассматривание их)
«Необычный костюм» (с помощью газет, кусков обоев, ножниц и клея изготовить костюм сказочного героя, обыграть его)
Таким образом, ребенок будет не только забавляться, он самостоятельно «добывает» ответы на многие вопросы. Он сможет постигать основы Мироздания! Что может быть интереснее для родителя, чем следить за рождением мысли, за творческим поиском своего ребенка, иногда направлять его по верному пути познания, а иногда и просто не мешать, вовремя отойти в сторону, дать возможность юному исследователю насладиться радостью своего открытия.
_