Инна Акинчиц
Психоэмоциональное развития ребенка с ДЦП
▼ Скачать + Заказать документы
Коротко о болезни
Детский церебральный паралич – это группа хронических синдромов не склонных к прогрессированию, характеризующихся двигательными нарушениями. По отношению к заболеваниям головного мозга являются вторичными. Иногда по мере роста ребенка бывает ложное прогрессирование болезни. У части детей с этим заболеванием наблюдаются патологии умственной деятельности в той или иной степени. Болезнь возникает по причине патологических процессов в коре, стволе или подкорковых областях мозга. Частота возникновения данной патологии – два случая на 1000 новорожденных.
Публикация «Психоэмоциональное развития ребенка с ДЦП» размещена в разделах
- Нарушение опорно-двигательного аппарата (НОДА, ДЦП)
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Психоэмоциональное и личностное развитие ребенка
Степень отклонения психоэмоционального развития ребенка от нормальных показателей зависит от многих факторов. И прежде всего – это психическое развитие ребенка и степень поражения его головного мозга. Однако не меньшее значение имеет отношение к ребенку окружающих людей.
Психоэмоциональный отклонения детей с ДЦП могут проявляться по-разному. Так, отдельные дети излишне раздражительны, возбудимы, для них характерна резкая смена настроения на протяжении дня. Некоторые же ребята наоборот, застенчивы, боязливы, они с трудом идут на контакт с окружающими, не проявляют инициативы в своих действиях. Для большинства детей характерна задержка психического развития по типу инфантилизма. Это означает, что у них обнаруживается недоразвитость эмоционально-волевой сферы личности.
Интеллект в таких случаях может соответствовать норме. Однако обнаруживается незрелость именно эмоциональной сферы. Родители больного ребенка должны знать, что вся ответственность за его психическое развитие, за формирование его характера и прочее лежат на них. Чрезмерная опека и жалостливость приведут, в конечном счете, к тому, что он еще больше замкнется в себе, не будет формироваться, как личность.
Характер поведения детей
При нарушениях психического развития, связанных с ДЦП, наблюдаются такие особенности в поведении детей:
• ребенок руководствуется главным образом эмоциями, связанными с удовольствием;
• детям с ДЦП присуща эгоцентричность;
• они не могут целенаправленно работать в коллективе;
• они не умеют соотносить собственные интересы с интересами окружающих их людей;
• в поведении присущи элементы инфантильности;
• даже в старшем школьном возрасте таким детям присущ повышенный интерес к играм;
• они чрезвычайно внушаемы, неспособны к волевым усилиям над собой;
• поведение также характеризуется нестабильностью эмоций, расторможенностью;
• дети, как правило, быстро утомляются;
• они тяжело адаптируются к новым условиям, им присущи разные страхи – чаще всего страх высоты, темноты и проч. ;
• дети очень чутко относятся к настроению и поведению других, что отображается в повышенной впечатлительности: нейтральные для других детей происшествия могут вызвать у них бурную реакцию.
Особенности физического развития
Нарушения двигательной активности при детском церебральном параличе приводят к искривлению позвоночника, контрактурам и другим патологиям внутренних органов. Для профилактики осложнений очень важно формировать тонус мышц. Вся работа и внимание родителей должно быть направлено на правильное формирование двигательных функций. Наиболее приемлемыми будут такие воздействия, как массаж и лечебная гимнастика. Главное в занятиях – это раннее их начало, а также непрерывность. От этого будет зависеть успех лечения. Комплекс упражнений подбирается в зависимости от тяжести заболевания, индивидуальных особенностей развития. Коррекционная работа сводится к формированию жизненно необходимых навыков, таких, как умение ходить и обслуживать себя. Полученные навыки надо адаптировать к повседневной жизни, постоянно практиковать их до автоматизма.
Особенности двигательного развития детей с ДЦП:
• необходимо стимулировать его интерес к подвижным играм;
• нужно развивать мелкую моторику рук; необходимо также формировать правильное представление о своем теле;
• важно также стимулировать общение с окружающими;
• при каждом удобном случае надо развивать у ребенка навыки самообслуживания.
Речевое развитие
У всех детей с ДЦП в той или иной мере наблюдаются речевые отклонения. Степень их выраженности зависит от того, насколько повреждены структуры головного мозга. Проблема для таких детей – это, прежде всего, отсутствие или ограничение полноценного общения, познавательной активности. Эти обстоятельства и способствуют медленному развитию словарного запаса ребенка. Речевое развитие ребенка успешно корригируется специально подобранными индивидуальными занятиями. Они позволяют:
• выработать необходимые познания об окружающем мире;
• пополнить словарный запас;
• наладить общение с окружающими.
Такие дети очень любят играть, им это крайне необходимо. Однако это делать надо только с другими детьми и с родителями, а не в одиночестве.
Итак, психо-эмоциональное развитие ребенка с церебральным параличом характеризуется нарушением формирования познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности. Педагогам, работающим с данной категорией детей, стоит задача профилактики и коррекции этих нарушений. Но направления этой работы могут быть определены только после комплексного обследования.