Мартынович Раиса Валентиновна
Игры и задания для развития речи ребенка
▼ Скачать + Заказать документы
Игры и задания для развития речи ребенка. Часть 2.
Дети усваивают родной язык, подражая разговорной речи окружающих. К сожалению, вечно занятые родители в наше время частенько забывают об этом и пускают процесс развития речи крохи на самотек. Ребенок проводит мало времени в обществе взрослых, редко слушает рассказы и сказки из уст мамы с папой, а уж планомерные развивающие занятия по освоению речи – вообще редкость. Многие родители полагаются в решении проблемы развития речи на детский сад.
Для развития речи детей в своей работе я использую игры и задания, позволяющие устранить проблемы в развитии речи. Вот некоторые из них.
Публикация «Игры и задания для развития речи ребенка» размещена в разделах
- Игры для детей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Развитие речи. Речевые игры, дидактические пособия
- Темочки
Артикуляционная гимнастика.
Важность артикуляционной гимнастики для детей трудно переоценить. Она подобна утренней зарядке: усиливает кровообращение, развивает гибкость органов речевого аппарата, укрепляет мышцы лица.
1. А/г «Улыбаемся». Цель: активизировать мышцы губ.
Воспитатель: К нам в гости пришла кукла Маша. Давайте поприветствуем Машу и улыбнемся ей. (Рассказать ребенку о том, что когда мы улыбаемся, видны наши зубки).
Ребенок улыбается. Затем надо спрятать куклу и попросить ребенка спрятать зубы, закрыть их губками. А когда кукла снова появиться, опять ей улыбнуться. Игра повторяется 3-4 раза. Надо следить за тем, чтобы ребенок улыбался естественно, без напряжения.
2. А\г «Часики». (Рот широко раскрыть. Язык медленно горизонтально передвигать из стороны в сторону, тянуть язык к уголкам рта. Поочередно менять положение языка 4 – 6 раз).
Тик – так, тик – так –
Ходят часики – вот так!
Влево тик,
Вправо так.
Ходят часики – вот так!
Звуковой анализ слова.
Звуковой анализ является основой при ознакомлении детей с буквами. Особое внимание уделяется правильному определению звуков: «гласный звук», «твердый согласный звук», «мягкий согласный звук».
1 задание - «Анализ слова «сани». Цель: закреплять умение проводить звуковой анализ слов.
Для данного задания используются фишки. Гласный звук обозначается фишкой красного цвета, твердый согласный звук – синей фишкой, мягкий согласный звук — зеленой. Используется картина – схема. Например, сани. С ребенком проводится анализ слова при помощи фишки.
Воспитатель:
- Сколько звуков в слове «сани»? (4)
- Какой 1 звук? (с)
- Какой это звук: гласный или согласный? (Согласный)
- Твердый или мягкий? (Твердый)
- Какой фишкой его обозначим? (Синей) и т. д.
- Сколько всего гласных звуков в этом слове? (2)
- Сколько слогов? (2. Сколько гласных столько и слогов.)
2 задание - «Волшебный мир звуков». Цель: вспомнить о том, что согласные звуки бывают твердыми и мягкими.
Воспитатель: Жили - были два короля. Они очень любили читать книги о животных. Но Твердый король читал только о тех животных, в названии которых есть твердый звук, а Мягкий король – о животных, в названии которых есть мягкий звук. О каких животных читал Твердый король? А Мягкий король? (Для примера: барс, гепард, волк, лось, рысь и т. д.)
Выучим наизусть.
Заучивание стихов наизусть развивает у ребенка память, речь, воображение, мышление. Малыш быстро запоминает короткие стихи, в которых преобладают глаголы и существительные, где конкретность и образность объединяются с динамическими действиями.
1. Стихотворение «Мороз». Автор: В. Орлов. Цель: развивать память, мышление.
Все злее, злее, злее
На улице мороз.
И каждый потеплее
Закутывает нос.
И людям, и машинам
Сейчас не до красы.
И люди, и машины
Закутали носы.
2. Считалочка. Цель: развивать цель, память.
Мы делили апельсин,
Много нас, а он один.
Эта долька - для ежа,
Эта долька - для стрижа,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.
Он сердит на нас - беда!
Разбегайтесь кто-куда!
Играем в слова.
Цель: активизировать словарный запас, учить отвечать на вопросы.
С детьми старшего дошкольного возраста полезно играть словесные игры. Словесные игры развивают у детей речь и мышление, фантазию и воображение.
1. Тема «Корова».
Загадка про корову.
На больших кривых ногах,
При больших кривых рогах,
Не рычит и не поёт,
Но зато всегда жуёт.
Стоя зверь жуёт и лёжа.
Не жуя он жить не может,
Очень странно он живёт:
Всё жуёт, жуёт, жуёт.
Вот жуёт он и молчит,
А потом как замычит: «Му-у–у–у».
(И. Таяновский)
Воспитатель:
- Почему корову называют домашним животным?
- Где живёт корова?
- Как хозяин ухаживает за коровой? (Вовремя кормит, поит, летом выводит на луг).
- Где пасутся коровы летом и чем питаются? (Слайд с изображением зелёного луга).
- Чем хозяин кормит корову зимой?
2. Игра "Путаница".
Воспитатель: Послушай внимательно стихотворение.
Кто на дереве сидит?
Кит.
В океане кто плывет?
Кот.
В огороде что растет?
Рак.
Под водою кто живет?
Мак.
Перепутались слова!
Я командую "раз-два"
И приказываю вам
Всех расставить по местам".
Воспитатель: Какие слова перепутались? Почему? Чем эти слова похожи друг на друга? Чем отличаются? (Можно немножко подсказать ребенку, но главное - подвести его к мысли, что один звук может полностью изменить значение слова).
3. Игра "Придумай новое слово".
Воспитатель: Я сейчас назову тебе слово, а ты попробуй изменить в нем второй звук так, чтобы получилось новое слово. Вот, например: дом - дым. (Слова для изменения: сон, сок, пил, мел и т. д.).
Заниматься развитием речи у детей нужно непринужденно, с удовольствием, в буквальном смысле слова играючи. Ребенок должен получить от занятий радость и удовольствие.