Анисимова Наталья Владимировна
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Период Адаптации - это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Младшая группа
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2024
В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте, и ежегодно мы сталкиваемся с важной задачей адаптации детей к условиям детского сада.
Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации. Согласованные действия родителей и воспитателя, возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода. Федеральный государственный стандарт указывает на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом. Именно поэтому очень важно психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка.
Работа с семьей состоит из трех этапов.
I Этап – организационный.
1 Знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть.
2 Ознакомление с условиями пребывания в детском саду, режимом дня.
3 Родительское собрание: «Знакомство с особенностями адаптационного периода» : степень адаптации (легкая средняя, тяжелая); факторы мещающие успешной адаптации (сильная зависимость от мамы, нежелание родителей отдавать ребенка в детский сад, тревожность родителей, воспитание в духе вседозволенности, отсутствие режима дня); признаки дезадаптации (нарушение сна, аппетита, проявление агрессивности, снижение иммунитета, частые ошибки (наказание, пугать детским садом, плохо отзываться о воспитателях и детском саде при детях, обманывать ребенка). Как показывает практика, собрание лучше проводить в нетрадиционной игровой форме, используя игры направленные на знакомства, установление контакта, выстраивания доверительных отношений
4 Сбор информации о детях (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т. д.)
5 Выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад.
6 На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка и родителей к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.
7 Прогулка на участке /ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу. Желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.
2 Этап – основной.
• поэтапный прием детей в группу;
• консультирование родителей;
• наблюдения за поведением детей
• организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОУ;
3 Этап – итоговый (анализ и выводы)
• выявление детей с тяжелой адаптацией;
• оценка уровня нервно – психического развития детей.
• рекомендации родителям по проведению развивающих игр, занятий с детьми;
• родительское собрание «Наши достижения».
На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.
Используются следующие формы по организации процесса адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям :
Формы:
• беседы с родителями;
• опрос – анкетирование родителей «Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;
• рассматривание семейных альбомов в группе;
• фотовыставки;
• информационные стенды;
• приглашение семьи в группу;
• консультации;
• родительские собрания;
• семинары;
• наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды;
Таким образом, при правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне.
Закончить свою работу я хочу словами В. А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.