Получи документы

Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ

Анисимова Наталья Владимировна
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Период Адаптации - это тяжелое время для малыша, его родителей и персонала группы. Многие родители волнуются, о том, будет ли ребенку хорошо в детском саду, не начнет ли он капризничать, расстраиваться при расставании с близкими людьми, не начнет ли он болеть? Эти волнения и тревоги закономерны, т. к. поступление в детский сад – сложный период в жизни маленького ребенка, своеобразный экзамен его психики и здоровья

Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» размещена в разделах

В последние годы наметилась тенденция к увеличению числа детей, поступающих в ДОУ в раннем возрасте, и ежегодно мы сталкиваемся с важной задачей адаптации детей к условиям детского сада.

Готовность ребенка к выходу из семьи во многом определяет успех его адаптации. Согласованные действия родителей и воспитателя, возможность сближения подходов к индивидуальным особенностям ребенка в семье и в детском саду во многом определяют течение адаптационного периода. Федеральный государственный стандарт указывает на необходимость сотрудничества, взаимодействия и доверительного отношения между семьей и детским садом. Именно поэтому очень важно психолого-педагогическое сопровождение семьи в период адаптации ребенка.

Работа с семьей состоит из трех этапов.

I Этап – организационный.

1 Знакомство с воспитателями, экскурсия по ДОУ. Пригласить их осмотреть групповые помещения, показать шкафчик, кровать, игрушки, рассказать, чем ребенок будет заниматься, во что играть.

2 Ознакомление с условиями пребывания в детском саду, режимом дня.

3 Родительское собрание: «Знакомство с особенностями адаптационного периода» : степень адаптации (легкая средняя, тяжелая); факторы мещающие успешной адаптации (сильная зависимость от мамы, нежелание родителей отдавать ребенка в детский сад, тревожность родителей, воспитание в духе вседозволенности, отсутствие режима дня); признаки дезадаптации (нарушение сна, аппетита, проявление агрессивности, снижение иммунитета, частые ошибки (наказание, пугать детским садом, плохо отзываться о воспитателях и детском саде при детях, обманывать ребенка). Как показывает практика, собрание лучше проводить в нетрадиционной игровой форме, используя игры направленные на знакомства, установление контакта, выстраивания доверительных отношений

4 Сбор информации о детях (выясняются индивидуально-личностные привычки ребёнка, приученность к режиму, питанию, особенности засыпания и сна, игровые навыки, умение вступать в контакт с незнакомыми взрослыми и сверстниками и т. д.)

5 Выявление отношения родителей к поступлению ребенка в детский сад.

6 На основе этих данных определяется степень субъективной готовности ребенка и родителей к поступлению в детский сад, после чего родителям даются соответствующие рекомендации по подготовке малыша к приходу в детский коллектив.

7 Прогулка на участке /ребёнок – родитель – воспитатель /до прихода детей в группу. Желательно приводить малыша не только на утреннюю, но и на вечернюю прогулку, когда можно обратить его внимание на то, как мамы и папы приходят за детьми, как они радостно встречаются.

2 Этап – основной.

• поэтапный прием детей в группу;

• консультирование родителей;

• наблюдения за поведением детей

• организация библиотеки для родителей развивающих и дидактических игр, педагогической литературы для повышения компетенции в вопросах адаптации малышей к ДОУ;

3 Этап – итоговый (анализ и выводы)

• выявление детей с тяжелой адаптацией;

• оценка уровня нервно – психического развития детей.

• рекомендации родителям по проведению развивающих игр, занятий с детьми;

• родительское собрание «Наши достижения».

На всех этапах ведется активная просветительская работа с родителями по вопросам адаптации.

Используются следующие формы по организации процесса адаптации ребенка раннего возраста к новым условиям :

Формы:

• беседы с родителями;

• опрос – анкетирование родителей «Ваш ребенок дома, какой он?», «Давайте познакомимся»;

• рассматривание семейных альбомов в группе;

• фотовыставки;

• информационные стенды;

• приглашение семьи в группу;

• консультации;

• родительские собрания;

• семинары;

• наглядно – консультативный материал: буклеты, журналы, стенды;

Таким образом, при правильно построенной работе педагогического коллектива по организации и проведению адаптации детей к условиям детского сада процесс привыкания детей проходит очень успешно. Чаще всего наблюдается средняя и легкая степень адаптации, дети раннего возраста привыкают к детскому саду безболезненно. Богатый опыт и знания воспитателей, любовь родителей и забота, иными словами согласованная работа с семьей, опирающаяся на знания возрастных и индивидуальных особенностей, потребностей ребенка и необходимых условий воспитания ребенка до поступления в детский сад, позволит решать проблему адаптации на должном уровне.

Закончить свою работу я хочу словами В. А. Сухомлинского: «… твердо убежден, что есть качества души, без которых человек не может стать настоящим воспитателем, и среди этих качеств на первом месте – умение проникнуть в духовный мир ребенка». Эти качества души в полной мере должны раскрыться в воспитателе при общении к вновь поступившим детям.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Психологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптацииПсихологическое сопровождение детей раннего возраста в период адаптации (опыт работы) Процесс привыкания ребенка к детскому саду довольно длительный и связан со значительным напряжением всех физиологических.

Использование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУИспользование «говорящей стены» в режимном моменте «Утро улыбок» как средство успешной адаптации детей раннего развития в ДОУ Аннотация: Актуальность проблемы заключается в том, что в определенный момент своей жизни каждый ребенок переступает порог дошкольного.

Модель медико-психолого-педагогического сопровождения детей раннего возраста в период адаптации к ДОУ (часть III) часть 1 РЕФЛЕКСИВНЫЙ ЭТАП Задачи этапа -анализ и оценка успешности прохождения адаптации детьми (в целом и индивидуально); -анализ причин.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ
Опубликовано: 14 ноября 2024 в 10:15
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогическое сопровождение семьи как фактор успешной адаптации детей раннего возраста к условиям ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Анисимова Наталья Владимировна в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД