Светлана Бабурова
Проектная деятельность по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Я иду в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
Проектная деятельность по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ «Я иду в детский сад»
Проект по
социально – коммуникативному, познавательному, речевому, художественно – эстетическому и физическому развитию, направленный на психическое и физическое развитие детей группы раннего возраста.
Разработали:
Бабурова. С. В - воспитатель
Публикация «Проектная деятельность по адаптации детей группы раннего возраста к условиям ДОУ „Я иду в детский сад“» размещена в разделах
- Адаптация детей. Адаптационный период в детском саду
- Адаптация. Проекты
- Младшая группа
- Наш любимый детский сад. Проекты
- Проекты
- Темочки
Цитата по теме:
«Детство – это важнейший период человеческой жизни, не подготовка к будущей жизни, а настоящая, яркая, самобытная, неповторимая жизнь. И от того, кто вёл ребёнка за руку в детские годы, что вошло в его разум и сердце из окружающего мира – от этого в решающей степени зависит, каким человеком станет сегодняшний малыш».
В. А. Сухомлинский.
Проблема:
Проблема адаптации детей раннего возраста к условиям дошкольного учреждения давно находится в центре внимания многих исследователей. Каждый маленький человек — это личность, достойная уважения и понимания. Это очень хорошо понимают педагоги, и поэтому, необходимо много внимания уделить самочувствию ребенка, его эмоциональному благополучию в ДОУ. Следует отметить, что никто и ничто не может приспособить ребенка к жизни, чем он сам. А роль педагогов и родителей состоит в том, чтобы не мешая, направлять его в нужное русло, обеспечивая его безопасность для дальнейшего развития.
Тема проекта:
«Я иду в детский сад»
Актуальность:
Поступление ребенка в детский сад является особым периодом жизни для всей семьи: и для ребенка, и для родителей. Для малыша - это сильное, стрессовое переживание, которое необходимо смягчить. Ему предстоит приспособиться к совершенно иным условиям, чем те, к которым он привык в семье. Четкий режим дня, отсутствие родителей, как правило, иной стиль общения, необходимость общения со сверстниками, новое помещение - все эти изменения создают для ребенка стрессовую ситуацию. Эти новые факторы вызывают у малыша защитную реакцию в виде плача, отказа от еды, сна, общения с окружающими.
И педагоги, и родители должны понимать, насколько ответственен момент адаптации ребенка к условиям детского сада и насколько серьезные последствия для здоровья ребенка он может спровоцировать. Мы стремимся к тому, чтобы ребенок справился с трудностями привыкания к новой среде на уровне легкой адаптации, и всячески предупреждаем и не допускаем проявлений тяжелой адаптации. Именно поэтому необходима такая организация жизни ребенка в дошкольном учреждении, которая приводила бы к наиболее адекватному, почти безболезненному приспособлению его к новым условиям, позволяла бы формировать положительное отношение к детскому саду, навыки общения, прежде всего со сверстниками.
Поэтому взрослые должны создать такие условия в дошкольном учреждении, которые воспринимались бы ребёнком как безопасные. Общая задача нас, педагогов и родителей, — помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
Цель:
создание благоприятных условий социальной адаптации ребенка и их родителей в условиях детского сада.
Задачи проекта:
- Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям группы.
-Формировать у детей привычку к аккуратности и чистоте, прививать простейшие навыки самообслуживания.
-Закладывать основы взаимодействия друг с другом, формируя доверие и привязанность к воспитателю.
- Побуждать детей к эмоциональной отзывчивости к окружающей действительности.
- Организовать взаимодействие с родителями в процессе реализации проекта.
Проект будет использоваться в следующих видах деятельности:
игровой, двигательной, продуктивной, творческой, совместной.
Новизна проекта
в активном использовании информационных компьютерных технологий. Основным фактом, обеспечивающим эффективность воспитательного процесса, является личностная включенность детей и родителей в событийную жизнь. Используя новые, увлекательные для нового поколения технологии, можно обеспечить эту включенность.
Период проведения проекта
в рамках перспективно-тематического планирования. Темы «До свидания, лето! Здравствуй, детский сад!», «Домашние животные», «Неделя безопасности дорожного движения», «Наш детский сад «Улыбка» с 01.09.2023 – 29.09.2023 года
Материал и техническое оборудование:
подбор художественного, иллюстрированного, игрового материала, картотека дидактических, подвижных игр, разработка информационного материала для родительского уголка, пополнение развивающей предметно-пространственной среды. Комплексное перспективно-тематическое планирование организованной образовательной деятельности в группе раннего возраста на 2023 - 2024 учебный год, ИКТ.
Участники проекта:
1. Дети и родители группы раннего возраста (1,5 - 3лет)
2. Воспитатели: Бабурова. С. В.
3. Музыкальный руководитель: Лебедева. А. С.
Вид проекта:
информационно-творческий; практико-ориентированный; групповой - 1 месяц (01.09.2023 – 29.09.2023)
Тип проекта…
социальный.
Методы:
наглядный, словесный, практический, интерактивный, исследовательский.
Форма:
- элементы телесной терапии (обнять, погладить,
- исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпание с любимой игрушкой,
- подвижные, дидактические игры, игровые ситуации,
- чтение, рассказывание, беседы,
- игровые методы взаимодействия с ребенком. Основная задача игр этого периода,
- формирование эмоционального контакта, доверия воспитателю.
- культура общения, тактичность и взаимопонимание,
- оптимизация сотрудничества с родителями и выбор общей стратегии воспитания детей,
- вовлечение родителей в педагогический процесс,
- организация фотовыставки,
- проведение развлечения,
- участие в совместном семейном творческом конкурсе.
Мероприятие
(НОД, экскурсии, эксперименты, культурно-досуговые мероприятия, беседы, чтение и т. д, но обязательно интегрируемые). Социальные партнеры.
Беседа: «Жили-были сто ребят, все ходили в детский сад», «Кто у нас в группе живет», «Давайте познакомимся» «Мой друг, кто ты», - формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми, умение обращаться друг к другу по имени. «Детский сад для ребят»-продолжать знакомить детей с именами воспитателя, младшего воспитателя, детей, ориентироваться в помещении группы.
Пальчиковые игры: «Здравствуй, солнце золотое!», «За работу», «Утята», «На работу», «Воздушные щелчки», «Ладушки, ладушки –где были?», «Я пеку, пеку, пеку…», «Буду маме помогать», «Мы капусту рубим, рубим…», «Пальчики здороваются», «Сидит белка на тележке», «Этот пальчик дедушка», «Сорока, сорока, кашку варила», -учить выполнять движения согласно тексту, активизировать и обогащать словарь, развивать мелкую моторику.
Игровые ситуации: «Как мама учила мишку правильно кушать», «Учим куклу вытираться полотенцем», «Туфельки поссорились- подружились», «Как мы моем ручки и отжимаем ладошки», «Сделаем из носочка гармошку», «Куклы проснулись и одеваются», «Научим куклу Катю раздеваться»-формировать культурно-гигиенические навыки, навыки самообслуживания, последовательность в их выполнении. -дать представление о предметах одежды, ее функциональном назначении. «Мы едим», «Научим куклу Катю правильно держать ложку», «Зайка с нами обедает», «Разноцветные салфетки»-продолжать знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения за столом во время приема пищи, продолжать закреплять умение есть с ложки. «Кукла Катя заболела», «Чаепитие с куклами малышками»-разнообразить ролевое участие детей в игре, желание заботиться о кукле. «Солнышко встает на нашем дворе»- вызвать у детей положительные эмоции; обогащать впечатлениями; пробуждать интерес к игре и двигательной активности; вызывать желание подражать интонации голоса взрослого, способствовать активизации речи.
Чтение художественной литературы: «Кто у нас хороший»; «Чики – чики чикалочки»; «Поехали, поехали»; «Зайка к деткам подбежал»; «Где же, где наши ручки». Упражнения на звукоподражание: пи-пи, мяу, ко-ко, ква-ква, ку-ка-ре-ку.
Формирование словаря: «Принеси Машеньке вазочку для варенья»; «Возьми красный карандаш»; «Спой песенку маленькому медвежонку», формировать умение отвечать на вопросы, подводить к обобщающему понятию; развивать умение детей по словесному указанию педагога находить предметы по названию, размеру.
Музыкальные произведения: «Колыбельная», «Баю-бай», «Спи, мой мишка», «серенькая кошечка», «Ты собачка не лай», «Малыши, малыши», «Где же наши ручки?», «Ай — да»- развивать эмоциональность и образность восприятия музыки через движения; развивать интерес к музыкальным произведениям.
Подвижные игры: «По узенькой дорожке», «Пузырь», «Мы топаем ногами», «Подойдите ко мне» «Догони меня», «Веселый колокольчик», «Ай-да», «Спрячем игрушку», «Догони мяч», «Солнышко и дождик», «Мы топаем ногами», «Соберем мячи в корзину», «Бегите ко мне», «Птички и автомобиль»- создать благоприятного психологического климата в группе; поддерживать игровую мотивацию, положительный настрой; развивать двигательную активность с целью укрепления здоровья; воспитывать доброжелательные отношения друг к другу; формировать внимание и умение действовать по правилам игры.
Сенсорные игры: «Собери пирамидку», «Разрезные картинки», «Длинный-короткий мостик для бычка», «Давай построим башню», «Покажи, что назову», «Волшебный кубик», «Уложим в кровать больную куклу», «Разноцветные чашечки», «Где, чей домик»-способствовать развитию восприятия у детей.
Игра-инсценировка- «Игра с мишкой» - обогащать эмоции детей; побуждать двигательную активность детей, активизировать речь - развивать соотносящие, хватательные движения рук; активизировать речь.
Адаптационные игры- «Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли».
Хороводные игры: «Пузырь», «Каравай», «Карусели».
Рассматривание игрушек в группе - продолжать давать представление об игрушках, приемах игры с ними.
Рассматривание картин - «Дети моют руки», «Дети играют в кубики», «Мама моет дочку», «Играем вместе»- содействовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками; обогащать чувственный опыт детей в играх с дидактическим материалом; развивать наблюдательность, внимание и память, воспитывать добрые чувства, заботу друг к другу; привлечение родителей к оснащению кукольного уголка, развивать интерес к сверстникам; знакомство с правилами безопасного взаимодействия друг с другом, учить рассматривать картины, называть изображенные предметы, их действия, качество.
Дидактические упражнения- «Новая кукла», «Поздоровайся, попрощайся с игрушкой». «Кукла Катя обедает», «Покажем кукле Кати, как умеем подниматься по ступенькам», «Что мы скажем на прощанье», «Кукла Катя проснулась», «Цветные колечки», «Чудесный мешочек», «Построим домик для котика», «Угостим сметаной киску», «Чьи детки», «Подбери такую же картинку»- формировать представления о предметах ближайшего окружения; развивать тактильные ощущения; обогащать сенсорный опыт, знакомя с предметами, знакомить детей с элементарными правилами культуры поведения.
Cюжетные игры: «Накормим куклу Таню»; «Покатаем куклу на машине»; «Уложим куклу спать»; «Поможем кукле Тане одеться на прогулку»,«Отгадай и назови».
Досуговая деятельность: «День Знаний», «День воспитателя» - создать праздничное настроение, посредством стихов, песен, танцев, игр.
Работа с родителями: https://6820.maam.ru/maps/abc/6820_138.html
Консультации: «Адаптация ребёнка к условиям детского сада», «Как следует готовить ребенка к поступлению в детский сад», «Приобщение детей к здоровому образу жизни через создание предметно - пространственной развивающей среды»
Наглядная информация: «Режим дня», «Учите и читайте вместе с нами»: нацелить, приобщить родителей к активной, совместной работе с детьми.
Организация фотовыставки «Первый раз в детский сад» Первые дни пребывания в детском саду»: знакомить родителей с первыми успехами детей в период адаптации.
Детско-родительская выставка: «Правилам движения - наше уважение»: привлечь родителей к совместной творческой деятельности дома, способствовать активизации творчества родителей и детей.
Фотоотчет «ПЕРВЫЙ РАЗ В ДЕТСКИЙ САД!»
https://6820.maam.ru/maps/news/609720.html
Фотоотчет «День Знаний»
https://6820.maam.ru/maps/news/618016.html
Фотоотчет «Неделя безопасности дорожного движения»
https://6820.maam.ru/maps/news/618020.html
Фотоотчет «Наш детский сад «Улыбка»
https://6820.maam.ru/maps/news/620898.html
В ходе реализации проекта «Я иду в детский сад»
Предполагаемые результаты были достигнуты:
-Благоприятный адаптационный период детей.
-Снижение заболеваемости у детей в период адаптации к детскому саду.
-Дети легко войдут в новую для них среду и приспособятся к ее условиям с позитивными результатами.
- Сформируются умения общения со взрослыми и сверстниками.
- Сложится эмоционально-положительное отношение к детскому саду.
-Привлечение родителей детей раннего дошкольного возраста к осознанному воспитанию своих детей, совместно с педагогом.
-Повышение психолого-педагогической компетенции родителей вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
-Становление партнёрских, доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников.
-Создание открытой системы взаимодействия участников образовательного процесса в ДОУ
Используемая литература:
Рабочая программа по организации деятельности детей раннего возраста на период 2023 -2024 учебного года.
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
А. К. Бондаренко «Дидактические игры в детском саду»
Л. В. Абрамова, И. Ф. Слепцова «Социально –коммуникативное развитие дошкольников» Вторая группа раннего возраста.
Н. Ф. Губанова. Развитие игровой деятельности. Система работы в первой младшей группе детского сада.
С. Н. Теплюк. Занятия на прогулке с малышами. Для работы с детьми 2-4 лет.
Л. В. Белкина «Адаптация детей раннего возраста в условиях ДОУ». Практическое пособие. – Воронеж: Учитель, 2004
Е. А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста». – М. : Мозаика-синтез, 2011 – 56с.
З. М. Богуславская, Е. О. Смирнова. Развивающие игры для детей младшего дошкольного возраста. – Москва: Просвещение. 2001