Пястолова Вера Александровна
Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого – педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ
1. Пояснительная записка
На современном этапе развития дошкольного образования включение родителей в воспитательно-образовательный процесс детского сада является актуальной задачей. Однако в реальных взаимоотношениях педагогов и родителей существует определенная дисгармония. Препятствовать развитию этих взаимоотношений могут как личные, так и профессиональные факторы: нехватка времени, ощущение несостоятельности, чувство обиды - все это может привести к формированию личностных и профессиональных предубеждений, которые мешают семьям стать активными участниками в воспитании своих детей. Поэтому необходимо проявить инициативу и понять, каким образом взаимодействовать с каждой отдельной семьей на благо ребенка.
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение развития компетентности родителей в условиях ДОУ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Темочки
В основе сопровождения семьи лежит идея о том, что за воспитания детей несут ответственность родители, а все остальные призваны поддержать и дополнить их воспитательную деятельность. И здесь важен принцип сотрудничества и взаимодействия
2. Основные цели и задачи:
Целью является установление и развитие отношений партнерства и сотрудничества родителей и педагога в воспитании полноценной личности ребенка.
Задачи:
1. Повышение психологической компетентности родителей в области воспитания и развития ребенка.
2. Приобретение родителями опыта группового обсуждения проблем, связанных с воспитанием детей, организация психолого-педагогического сопровождения этого процесса.
3. Развитие воспитательных ресурсов через непосредственное сотрудничество родителей друг с другом, а также потребности к саморазвитию через воспитание своих детей.
4. Развитие непрерывных отношений с детским садом с целью оказания психолого-педагогической поддержки родителей.
5. Оптимизация детско-родительских отношений.
3. Основные направления деятельности
- Психолого-педагогическая диагностика :
• наблюдение
• беседа
• тестирование
• анкетирование
- Психолого-педагогическое просвещение :
• родительские собрания
• конференции
• тренинги
• индивидуальные и тематические консультации
• беседы
4. Ожидаемый результат
1. Повышение психолого-педагогической грамотности родителей
2. Установление партнерских отношений педагогов, родителей, детей в мобилизации социокультурного потенциала семьи для создания единой гуманной, доброжелательной, воспитательной среды
3. Привлечение родителей к активной созидательной, воспитательной практике; развитие национальных духовных традиций.
4. Привлечение родителей к непосредственной творческой деятельности с детьми, организация совместной досуговой деятельности.
Тематика занятий годичного цикла не может вместить в себя обсуждение всех педагогических проблем, встающих перед родителями. Задача не дать исчерпывающие ответы на многочисленные частные вопросы семейного воспитания, но сформировать активный родительский интерес к отечественным педагогическим традициям, найти проявление этих традиций в педагогической культуре своего рода, творчески воссоздавать в жизни своей семьи.
Мероприятия включают в себя несколько этапов:
1. Информационный этап включает в себя сведения об информировании родителей по вопросам семейного воспитания.
Реализация данного блока происходит через индивидуальные и групповые беседы, лекции, психолого-педагогические конференции.
2. Диагностический этап
В процессе проведения диагностического этапа решаются следующие вопросы: изучение детско-родительских отношений.
3. Консультативный этап
Задачи данного направления определяются оказанием консультативной помощи родителям по вопросам семейного воспитания. Формы консультаций могут быть индивидуальными и групповыми.
Формы консультирования
Индивидуальные и групповые формы консультирования родителей.
Плановые родительские собрания по результатам диагностических обследований.
Консультирование родителей по особенностям воспитания детей, имеющих ограничения здоровья.
Консультирование по личному запросу воспитателей.
В процессе консультации с родителями обсуждаются в основном следующие вопросы:
- особенности познавательных процессов ребенка;
- личностные особенности ребенка, особенности поведенческой и эмоционально-волевой сферы (несамостоятельность, агрессивность, повышенная возбудимость, робость, боязливость и т. д.);
4. Практико-развивающий этап
Комплексное психолого-педагогическое сопровождению семьи на практико– развивающем этапе может осуществляться по следующим формам:
- семинары–практикумы;
- деловые игры;
- тренинги.
Возможные мероприятия:
*Экспресс-диагностика родительской компетенции
- самодиагностика типового семейного состояния;
- самодиагностика родительского отношения к детям;
- анализ семейных взаимоотношений
Проведение индивидуальных бесед с членами семей по вопросам воспитания, развития детско-родительских отношений.
Проведение консультаций, «круглых столов» по проблемам воспитания, детско-родительских отношений.
Примерная тематика консультаций:
«Воспитание ответственности у детей»
«Стили семейного воспитания»
«Детские страхи. Что делать родителям?»
«Конфликты с детьми»
«Особенности темперамента и как помочь своему ребенку»
«Почему мой ребенок меня не понимает»
«Влияние семейного неблагополучия на социализацию ребенка»
«Личный пример родителей в сохранении и развитии семейных традиций в воспитании старших дошкольников»
Организация и проведение тренинговых занятий, коррекционно-развивающих мероприятий и др.
Примерная тематика тренингов и практических занятитй:
Тренинг «Эффективного взаимодействия родителей с детьми»
Практическое занятие с родителями и детьми подготовительной к школе группы «Путешествие в мир общения».