Кристина Шевцова
Эссе «Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников»
▼ Скачать + Заказать документы
муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
города Ростова-на-Дону «Детский сад № 235»
Шевцова Кристина Сергеевна
Эссе
На тему: ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ СОПРОВОЖДЕНИЕ
СОЦИАЛЬНО-КОММУНИКАТИВНОГО РАЗВИТИЯ
ДОШКОЛЬНИКОВ
Г Ростов-на-Дону 2018 г
Публикация «Эссе „Психолого-педагогическое сопровождение социально-коммуникативного развития дошкольников“» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эссе воспитателей и педагогов
- Темочки
Федеральный государственный стандарт дошкольного образования выделяет одну из образовательных областей – социально-коммуникативное развитие ребенка дошкольного возраста как приоритетное направление его жизнедеятельности. Современный ребенок стремиться к самоутверждению и персонализации себя в обществе, но весьма важно воспитать в нем социально значимые качества и научить быстро и гибко адаптироваться в социуме, помочь через культуру и способы общения войти в социальную жизнь. Перед дошкольным образованием встают новые проблемы: не просто организовать социальное развитие дошкольников, а научить детей при вхождении в общество взаимодействовать с другими людьми с ориентацией на нравственные ценности общества.
Обращение к данной статье является исходным моментом в разработке методик по созданию психолого-педагогических условий развития социальных коммуникаций дошкольников.
В чем состоят сложности формирования социальных коммуникаций? Какими компетенциями должен овладеть ребенок? Какую специфику имеет психолого-педагогическое сопровождение дошкольника? А главное – как все эти вопросы разрешить с помощью игры? Проблема, которую ставит автор, касается не только образовательное учреждение, но и родителей! Усложнение социального мира современного ребенка, изменение условий его психического и психологического развития, связанного с ограниченностью детских контактов, усиление требований общества и государства к дошкольному образованию – все это актуализирует необходимость обеспечения высокого уровня социально - коммуникативного развития дошкольников в ответственный переходный период из дошкольного в школьное детство.
Автор считает, что введение в действие федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО, определяемого как стандарт поддержки разнообразия детства и стандарт условий развития дошкольника обусловило особое внимание к развитию системы психолого-педагогического сопровождения образовательной деятельности в дошкольных образовательных организациях. Для определения понятия «сопровождение», автор обращается к определению М. Р. Битяновой (1997) : «сопровождение – это определенная идеология работы, которая делает возможным соединение целей психологической и педагогической практики и фокусирует на главном – на личности ребенка. Главная цель сопровождения – создание таких психолого-педагогических условий, в которых каждый ребенок мог бы стать субъектом своей жизни».
Существует ряд работ, в которых раскрыты особенности формирования социальных коммуникаций дошкольников и специфика психолого-педагогического сопровождения : Меджидова Э. С. «Социально-коммуникативное развитие детей дошкольного возраста как научно-педагогическая проблема», Клименкова О. «Игра как азбука общения», Лисина М. И. «Общение, личность и психика ребенка», Лисина М. И. «Проблема онтогенеза общения» и др. Современные исследователи сходятся во мнении, что в социально-коммуникативном развитии одно из главных мест может быть отведено игре как сюжетно-ролевой, так и игре с правилами.
В исследуемой проблематике центральными становятся вопросы психолого-педагогического сопровождения социально-коммуникативного развития в разных видах деятельности, которые содержательно включают консультирование воспитателей в вопросах успешного развития детей во всех видах деятельности; работу с воспитателями по поводу организации предметной игровой среды; диагностическую работу с целью организации непосредственно развивающей работы, направленной на социально-коммуникативное развитие.
Теоретический анализ литературы показывает, что проблема рассматривалась достаточно широко. В то же время целый ряд конкретных (методических) вопросов, связанных с психолого-педагогическим сопровождением социально-коммуникативного развития дошкольников остается мало разработанным. К этим вопросам можно, прежде всего, отнести методические рекомендации по созданию психолого-педагогических условий развития социальных коммуникаций дошкольников.
При всей значимости работ названных исследователей, они не исчерпывают многих проблем, значение которых повысилось в последнее время в связи с усложнение социального мира современного ребенка, с изменением условий его психического и психологического развития, связанного с ограниченностью детских контактов.
В результате изучения был получен материал, анализ которого позволил заключить, что обозначенная автором проблема остается актуальной и способы ее решения необходимо найти как можно скорее, чтобы вырастить поколение, владеющее социально – коммуникативной компетентностью.