Ольга Вандушева
Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Действующее законодательство позволяет организовать обучение и воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья в дошкольных образовательных учреждениях, не являющихся коррекционными. Дети с ограниченными возможностями здоровья могут и должны находиться и развиваться в обычном детском саду. Начинать совместное воспитание и обучение нужно в дошкольном возрасте.
Процесс сопровождения ребенка с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) включает в себя:
1. Создание предметно-развивающей среды;
2. Материально-техническое оснащение;
3. Разработку индивидуальных программ воспитания, обучения и развития;
Публикация «Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ в условиях ДОУ» размещена в разделах
4. Обязательное обучение родителей педагогическим приёмам общения со своим ребёнком и приёмам развивающих занятий в домашних условиях.
В настоящее время, в связи с инклюзивным образованием, дети с ограниченными возможностями здоровья пребывают в общеобразовательных учреждениях независимо от психического и речевого развития, от структуры дефекта, от психофизических возможностей. Все дети с ограниченными возможностями здоровья имеют, помимо общих потребностей, свои специальные образовательные потребности. И эти потребности должны быть удовлетворены специальными образовательными условиями.
Для успеха образовательной интеграции немаловажное значение имеет создание среды, помогающей социальной адаптации и коррекции отклонений у детей с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из важных условий обеспечения удовлетворения специальных потребностей детей является высокий уровень профессиональной компетентности педагогов.
В обеспечении условий и возможностей развития и обучения детей с ОВЗ особая роль принадлежит педагогу-психологу, учителю - логопеду. Нами разработана система поэтапного оказания логопедической, психолого педагогической помощи помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, включающая в себя подготовительный (информационно-аналитический, основной (практический) и заключительный (контрольно-диагностический) этапы. Для успешной коррекционной логопедической работы необходим комплексный подход к обучению и коррекции речевых нарушений речи. А сейчас речь пойдет именно о психологическом сопровождении детей на всех этапах обучения как о сложном процессе взаимодействия, результатом которого должно явиться создание условий для развития ребёнка, для овладения им своей деятельностью и поведением, для формирования готовности к жизненному самоопределению, включающему личностные, социальные аспекты.
Процедура обследования учащегося с ОВЗ недостаточно проста, поэтому соблюдаются основные требования:
1. Диагностирование проводится в тихой комнате, где ничто не отвлекает ребенка и психолога.
2. Осуществляется предельная доброжелательность к ребенку, используется похвала, одобрение, независимо от результата выполнения заданий.
3. Соблюдается объективность при диагностировании, не оказывается помощь ребенку, превращая методику из диагностирующей в обучающую.
4. Учитывается состояние здоровья ребенка на момент тестирования; если ребенок устал, ему даётся возможность отдохнуть, а затем продолжается обследование.
5. Соблюдается этика общения с детьми и их родителями.
В соответствии с особенностями развития ребёнка и решением ЦПМПК определяются направления и средства коррекционно-развивающей работы, периодичность и продолжительность цикла специальных занятий.
Наиболее важной задачей является при этом разработка индивидуально-ориентированных программ психологической помощи или использование уже имеющихся разработок в соответствии с индивидуально-психологическими особенностями ребёнка или группы детей в целом.
Основными направлениями коррекционно-развивающей работы психолога с детьми с ОВЗ, находящимися в условиях образовательной интеграции, являются:
• развитие эмоционально-личностной сферы и коррекция её недостатков;
• развитие познавательной деятельности и целенаправленное формирование высших психических функций;
• формирование произвольной регуляции деятельности и поведения;
• формирование и развитие социальных навыков и социализации.
Для реализации программ используются:
• оборудованная сенсорная комната;
• учебные пособия и дидактические материалы для детей с особыми образовательными потребностями (ОВЗ);
• специальные технические средства обучения (интерактивная доска, планшеты).
Занятия организованы индивидуально и в малых группах. Определено и согласовано с родителями / законными представителями расписание. Проводится консультирование родителей по результатам работы.
Работа с ребенком должна быть динамичной и эмоционально приятной. С этой целью решено несколько разнообразить работу с детьми посредством нетрадиционных упражнений для развития слухового внимания и фонематического восприятия, речевого дыхания, тонкой и артикуляционной моторики, общей координации движений. Упражнения просты и не требуют специальных навыков. Эти методы терапии принадлежат к числу эффективных средств коррекции, все чаще применяемых в специальной педагогике и помогающих достижению максимально возможных успехов в преодолении речевых трудностей детей дошкольного возраста. На сегодняшний день методов нетрадиционного воздействия известно достаточно много (игро-, сказко-, смехо-, изо, глинатерапия и др). Но мне хочется добавить, на мой взгляд, наиболее целесообразными и эффективными являются: арома, музыка, су – джок и пескотерапия. Все эти методы направлены на нормализацию мышечного тонуса и улучшения психоэмоционального состояния детей с ограниченными возможностями здоровья.
Таким образом, положительный результат коррекционного воздействия даёт использование сенсорного оборудования, компьютерных методик, раздаточного материала. Разработанные коррекционно-развивающие занятия способствуют тренировке у воспитанников навыков самоконтроля, развитию логического мышления, воображения и психологической разгрузке.