Елена Власова
Психолого-педагогический проект «Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида № 108»
Психолого–педагогический проект
«Развитие психических процессов у детей
старшего дошкольного возраста
с нарушениями речи»
Участники проекта :
педагог-психолог - Морозова С. В. ,
учитель-логопед - Образцова В. В. ,
воспитатели подготовительной
логопедической группы -
Лисова И. А., Власова Е. Ю.
Иваново
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ПРОЕКТ
Публикация «Психолого-педагогический проект „Развитие психических процессов у детей старшего дошкольного возраста с нарушениями речи“» размещена в разделах
- ОВЗ. Проекты, планы, консультации
- Проекты, проектная деятельность
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Старшая группа
- Темочки
«РАЗВИТИЕ ПСИХИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ КАК ОДНА ИЗ ОСНОВ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ УЧИТЕЛЯ-ЛОГОПЕДА, ПЕДАГОГА-ПСИХОЛОГА И ВОСПИТАТЕЛЕЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЫ»
Проект : творческий, долгосрочный (в течение учебного года, групповой.
Актуальность проекта.
Современный этап развития дошкольного образования характеризуется интенсивным поиском нового в педагогической теории и практике. Этот процесс обусловлен рядом противоречий, главное из которых – несоответствие традиционных методов и форм обучения и воспитания в системе дошкольных образовательных учреждений нынешним социально-экономическим условиям реформирования общества, породившим новый социальный заказ по отношению к различным уровням образования – необходимость формирования личности, способной к творческому, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение этой цели. Этому способствует возникновение, изменение и совершенствование психических процессов и качеств детей – восприятия, внимания, мышления, воображения, памяти.
Психические процессы детей развивают на коррекционно-развивающих занятиях в детском саду и педагог-психолог, и учитель-логопед, и воспитатели. Совместная работа педагогов с детьми дошкольного возраста с нарушениями речи позволяет достичь более высоких результатов в коррекции нарушений у детей. Поэтому мы увидели точки соприкосновения в работе психолога, логопеда и воспитателей по развитию психических процессов ребёнка с нарушениями речи :
- проведение и обсуждение результатов диагностики (логопед обследует речь, психолог – познавательные процессы, воспитатели - уровень развития познавательной сферы);
- коррекционно-развивающие занятия (на логопедических занятиях и занятиях воспитателей используются приёмы по активизации психических процессов, на занятиях психолога активизируется речевое высказывание детей; занятия проводятся с учётом планирования коррекционной работы подготовительной логогруппы);
- интегрированные досуги с детьми, проводимые педагогами с использованием ИКТ;
- совместные консультации и семинары-практикумы для педагогов ДОО;
- консультации для родителей и проведение открытых мероприятий, разработка материала для информационного стенда.
Цель и задачи проекта.
Целью сотрудничества учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей в рамках данного проекта является создание и апробирование модели их взаимодействия в процессе коррекционно-развивающей образовательной работы по развитию психических процессов у детей старшего дошкольного возраста. Эта работа должна стимулировать познавательную активность детей.
В соответствии с поставленной целью обозначены следующие задачи:
- разработать и апробировать диагностику уровня развития психических процессов детей 6-7 лет;
- подобрать стимулирующий, дидактический и развивающий материал, разработать сценарии интегрированных досугов;
- повысить профессиональный уровень педагогов ДОО;
обеспечить психолого-педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.
Основная гипотеза проекта.
Мы считаем, что использование модели образовательной технологии педагогического проектирования приведёт к активизации речи детей и развитию их психических процессов.
Методологическая основа проекта.
Анализ психолого-педагогической, методологической литературы позволил выделить ряд условий, обеспечивающих развитие психических процессов дошкольников. Основными среди них являются:
- создание развивающей среды;
- пробуждение и поддержание любознательности, развитие разных видов активности (умственной, познавательной, интеллектуальной);
- побуждение детей дошкольного возраста к саморазвитию;
- формирование мотивации;
- создание между детьми и педагогами атмосферы сотрудничества;
- формирование операций словесно-логического мышления;
- осуществление индивидуального подхода к детям.
Исследователи в области логопедии и специальной психологии отмечают, что недоразвитие речи отрицательно влияет на формирование познавательной деятельности детей, а также становление их личностных качеств (И. Т. Власенко, Ю. А. Гаркуша, Л. С. Цветкова и другие). У таких детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящейся к её звуковой и смысловой стороне, при сохранном слухе и интеллекте. Неполноценная речевая деятельность накладывает отпечаток на формирование у детей сенсорной, интеллектуальной и волевой сферы. Отмечается недостаточная устойчивость внимания, ограниченные возможности его распределения. При относительно сохранной смысловой, логической памяти у детей снижена вербальная память, страдает продуктивность запоминания – дети забывают сложные инструкции, элементы и последовательность заданий.
Т. Б. Филичева, Г. В. Чиркина отмечают замедленный темп развития детей с нарушением речи : все психические процессы формируются очень медленно и в гораздо более поздние сроки, чем у детей с нормальным развитием. Обладая полноценными предпосылками для овладения мыслительными операциями, доступными их возрасту, дети отстают в развитии наглядно-образного мышления и без специального обучения с трудом овладевают основными мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением.
Успешная коррекция речевого недоразвития может осуществляться только в результате многоаспектного воздействия, направленного на речевые и внеречевые процессы, на активизацию познавательной деятельности. От тесной взаимосвязи педагогов учреждения, от правильно выбранных направлений коррекционной работы, дифференцированного подхода, единства формирования речевых процессов, мышления и познавательной активности, методов обучения зависят результат, динамика преодоления нарушений у ребёнка, возможность подготовки ребёнка к усвоению учебных предметов.
Теоретической и методологической основой нашей работы являются положения, разработанные в советской дефектологии и логопедии (Л. С. Выготский, Р. Е. Левина, В. И. Лубовский и другие) :
1) Принцип развития (состоит в анализе объективных и субъективных условий формирования речевой функции ребёнка).
2) Принцип системного подхода (предполагает анализ взаимодействия различных компонентов речи).
3) Принцип связи речи с другими сторонами психического развития (раскрывает зависимость формирования отдельных компонентов речи от состояния других психических процессов, лежит в основе воздействия на те психологические особенности детей, которые прямо или косвенно препятствуют эффективной коррекции речевой деятельности).
4) Принцип единства формирования речи и мышления (на одном и том же познавательном материале).
Содержание и этапы реализации проекта.
I этап:
- анализ и обобщение опыта работы по вопросам развития познавательной сферы детей старшего дошкольного возраста;
- подготовка методического обеспечения проекта;
- психолого-педагогический мониторинг познавательной сферы детей;
- разработка содержания коррекционно-развивающих занятий, сценариев интегрированных досугов и определение направлений проектной деятельности на основе преемственности содержания;
- проведение обучающих семинаров для педагогов с целью повышения их профессиональной деятельности;
- формирование мотивационной готовности родителей к участию в проектной деятельности через презентацию достижений и успешности детей при составлении кроссвордов;
- информирование родителей в вопросах развития познавательной сферы с помощью папок-передвижек, картотек и стендовой информации.
II этап:
- апробация системы занятий по развитию познавательной активности детей;
- реализация семейных проектов «Весёлый кроссвордёнок»;
- творческие отчёты педагогов по проделанной работе в различных формах (фото- и видеопрезентации, выставки и т. п.);
- создание стендовой информации для родителей по данной проблеме.
III этап:
- обобщение и структурирование материалов по результатам работы;
- проведение итоговой психолого-педагогической диагностики;
- подготовка мультимедийной презентации содержания проекта;
- представление опыта работы по проектной деятельности на педагогическом объединении ДОО.
Ресурсное обеспечение проекта :
Методические ресурсы:
ФГОС ДО;
образовательные проекты : Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования «Детство» (Т. И. Бабаева, А. Г. Гогоберидзе, О. В. Солнцева, 2014г.); Рабочая программа речевого развития детей с ОВЗ; специализированные образовательные программы (Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной).
Информационные ресурсы: ДОУ имеет свой сайт в Интернете и электронную почту, использует в работе нормативно-правовую базу.
Материальные ресурсы: в ДОУ оборудована современная, безопасная, развивающая среда, включающая технические средства; созданы соответствующие современным требованиям условия для обеспечения образовательного процесса. Логопедический кабинет и кабинет психолога оснащены диагностическим инструментарием, дидактическими и развивающими пособиями; методический кабинет оснащен компьютерной, копировально-множительной и презентационной техникой.
Участники проекта : учитель-логопед, педагог-психолог, воспитатели и дети подготовительной к школе логопедической группы, родители воспитанников.
План работы по проекту
Сентябрь : Диагностика познавательной сферы, речи детей.
Видеозапись интервью «Умный человек, какой он?» Разработка диагностического блока методик по познавательному развитию детей Проведение анкетирования по выявлению познавательных интересов детей
Октябрь : Коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и воспитателями.
Интегрированный досуг «Путешествие в осенний лес» Разработка дидактических игр по познавательному развитию детей Консультация «Пути формирования познавательных интересов у детей»
Ноябрь: Коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и воспитателями.
Интегрированный досуг «Путешествие по сказкам» Консультация «Особенности познавательных процессов у детей дошкольного возраста» Консультация «Создание развивающей среды для детей».
Памятки для родителей: «Организация развивающей среды в семье»
Декабрь: Коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и воспитателями.
Интегрированный досуг «Путешествие на Северный полюс» Семинар-практикум «Развитие познавательных способностей у детей дошкольного возраста» Семинар-практикум «Как подготовить детей к обучению чтению»
Январь: Коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и воспитателями.
Интегрированный досуг «Морское путешествие».
Разгадывание кроссвордов Рекомендации по развитию познавательных процессов по различным лексическим темам Семейный проект «Весёлый кроссвордёнок».
Стендовая информация:
«Как развить внимание»,
«Как развить память»,
«Как отвечать на детские вопросы»
Февраль: Коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и воспитателями.
Интегрированный досуг «Путешествие на машине времени» Картотека «Познавательное развитие детей» Игротека для родителей – развиваем внимание, мышление, память, речь.
Презентация семейных проектов «Весёлый кроссвордёнок»
Март: Коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и воспитателями.
Интегрированный досуг «Путешествие в жаркие страны» Пополнение картотеки «Познавательное развитие детей» Мастер-класс «Как сделать занимательную игрушку»
Апрель: Коррекционно-развивающие занятия с логопедом, психологом и воспитателями.
Интегрированный досуг «Космическое путешествие» Буклет «Игры для познавательного развития детей старшего дошкольного возраста» Практикум для родителей «Ступеньки к школе».
Показ видеофильма «Наши путешествия»
Май: Беседа «Сколько голов, столько умов».
Диагностика познавательной сферы.
Видеозапись интервью «Умный человек, какой он?» Презентация проекта для педагогов ДОУ.
Анализ проведенной диагностики. Индивидуальные консультации по развитию познавательных способностей
Вывод
Совместная работа педагога-психолога, учителя-логопеда и воспитателей выявила положительную динамику в развитии всех психических процессов у детей подготовительной к школе группы.
Взаимосвязь в работе психолога, логопеда и воспитателей позволяет:
• повышать эффективность коррекционной работы с детьми;
• повышать профессиональный уровень педагогов;
• оказывать психолого-педагогическую поддержку семье;
• делать коррекционный процесс открытым для педагогов и родителей;
• строить коррекционно-развивающую работу в соответствии с ФГОС ДО.
От качества коррекционной работы, своевременности принятых мер, тесного сотрудничества специалистов довольно часто зависит судьба ребенка, его интеллектуальное, личностное и речевое развитие, одним словом, его будущее, адаптация в обществе.