Лидия Кузнецова
«Психолого-педагогический подход к оценке степени готовности ребенка к школе». В помощь педагогам-психологам
▼ Скачать + Заказать документы
(статья написана в соавторстве воспитателей Михеенковой Ж. В. и Кузнецовой Л. А.)
В настоящее время в связи с усложнением школьной программы и огромным выбором школ, основными вопросами, встающими перед родителями, дошкольников становятся вопросы о готовности ребенка к учебной деятельности и выборе наиболее подходящей школы. Проблема готовности к школе появилась относительно недавно, в связи с реконструкцией структуры образования, когда возникла система дифференцированного обучения. Возникает ряд вопросов: школьный возраст : с 6 или с 7 лет? Программа 1-3 или 1-4? Классическая или альтернативная программа обучения? 5-ти, 10-ти или 100 балльная система оценок? Ответ на все эти вопросы заключаются в правильном и раннем определении особенностей формирования психики ребенка, его сильных и слабых сторон.
Публикация «„Психолого-педагогический подход к оценке степени готовности ребенка к школе“, В помощь педагогам-психологам» размещена в разделах
Степень готовности ребенка к школе обуславливается широким рядом факторов, часть из них относятся к эмоциональной жизни ребенка, уровню сформированности его личности и мотивационной сферы.
• С поступлением в школу у ребенка 6-7 лет происходят резкие изменения в социальной сфере. Ребенок помещается в совершенно новую систему отношений, где к нему начинают предъявляться социально значимые требования и вводится система оценивания его деятельности. Неготовность включения в новую систему социальных отношений у ребенка может привести к значительным трудностям в ходе учебной деятельности и социальной адаптации.
• В жизни ребенка возникает новый человек – учитель. Позиции учителя и ученика неравноправны. Только в том случае, когда ученик готов слушать – их взаимодействия положительны и продуктивны. Ребенок должен быть готов к принятию и следованию определенным установленным порядкам.
• Залогом успешного освоения любой деятельности, тем более учебной, является высокая заинтересованность и увлеченность учащегося, его искреннее желание быть успешным. Одним из основных факторов, определяющих готовность ребенка к школе, является мотивация к учебе, как к процессу получения новых знаний и умений. В том случае, когда мотивация ребенка недостаточно хорошо сформирована, ждать высоких результатов в учете не приходится.
Итак, новые условия школьной жизни выдвигают к ребенку и новые требования, позволяющие адаптироваться в новой социальной среде и успешно осваивать школьную программу. Это:
• произвольность – т. е. готовность действовать по образцу в соответствии с правилами.
• интеллектуализация аффекта – способность ребенка думать о последствиях своих поступков, умение предвосхищать результаты поступков.
• обобщение переживания – независимо от внешних условий отношения 7-летнего ребенка к определенной ситуации и своей позиции не меняются.
• учебный мотив – определенная учебная позиция, при которой ребенок хочет получить знания.
• учебный мотив – определенная учебная позиция, при которой ребенок хочет получить знания.
• самооценка – может быть адекватна или чуть-чуть завышена.
Только при совокупности всех вышеперечисленных характеристик, ребенка можно оценить, как подготовленного к школе и прогнозировать максимально успешные результаты в ходе обучения.
Однако, опираясь только лишь на личностные характеристики ребенка, невозможно строить полноценные предположения относительно интеллектуальной успешности ребенка в процессе обучения. Психологическая готовность ребенка к школе является важной предпосылкой к успешности, но не гарантирует отсутствие проблем в процессе освоения школьной программы.
Помимо особенностей развития эмоционально-личностной сферы ребенка необходимо также учитывать и индивидуальные особенности созревания психических процессов. Именно такие психические процессы как внимание, восприятие, память, речь, мышление являются базовыми и спеть их сформированности определяет готовность ребенка к обучению. Для педагогов ребенок должен обладать определенным набором умений и навыков. Но это никак не может быть критерием готовности к школе с точки зрения нейропсихологии.
С помощью методов нейропсихологической диагностики возможно выявление функциональную несформированность тех или иных мозговых структур ребенка, соответственно, дефицитарность связанных с ними психических функций. На основе результатов диагностики делается вывод о сильных и слабых звеньях психической деятельности, строится прогноз об успешности дальнейшего обучения ребенка.
Представьте себе: в головном мозге ребенка есть отделы, которые отвечают за умение учитывать правила: если они недостаточно «созрели», то малыш не сумеет вести себе в классе «по правилам», или, например, зная правила русского языка, не сможет их применять. Он может встать во время урока, играть в то время, когда все остальные усердно работают, забыть поднять руку или принести необходимое. На уроке такие дети зевают, быстро перестают воспринимать информацию, начинают вертеться и мешать другим.
Так же важны отделы, отвечающие за равномерное распределение энергии. Если они «сбоят» ребенок не может сидеть подолгу на одном месте, долго делать уроки, часто отвлекаются. Эти отделы расположены в глубине мозга, в верхних отделах мозгового ствола и являются первой станцией приема информации от органов чувств и отправки ее к мозгу. Они обеспечивают питание мозга, как источник энергии обеспечивает питание электрических приборов. Если тонус этих отделов снижен, то в полуспящем состоянии находятся отделы мозговой коры, обеспечивающие хранение и переработку информации: слуховой, зрительной и двигательной; а именно из правильного взаимодействия этих компонентов и состоит процесс обучения. Достаточного питания не получает и лобный отдел головного мозга, формулирующий и контролирующий программы деятельности. Ребенок быстро утомляется и не всегда может показать результаты, соответствующие уровню его развития. Это, как ни печально, часто расценивается учителем как интеллектуальная несостоятельность, что ведет к снижению самооценки ребенка. На самом деле такой ребенок может быть очень смышленым и сообразительным, просто его энергетического ресурса хватает ненадолго. Такой ребенок может беспричинно плакать дома, часто болеть, быть раздражительным, обидчивым.
Помимо отделов, отвечающих за мотивацию и энергетику, есть операциональный блок. В него входят структуры, которые отвечают за память и логику, восприятия зрительной, слуховой и тактильной информации, формирование пространственных представлений, осуществление движения и продуцирования речи. Функциональная недостаточность этих отделов приводит к специфическим проблемам с памятью, речью, движениями, пространственной ориентировки и, как следствие, нарушениям письма, чтения и обучения в целом. Например, у ребенка с несформированностью пространственных представлений можно заметить незнание частей пространства (право, лево, зеркальное изображение букв и цифр, путаница схожих по написанию букв («б» и «д», неправильное расположение в тетради записи. Недосформированность двигательной сферы приводит к трудностям освоения процесса письма и некрасивому почерку. Недостаточно высокий уровень развития слухоречевой памяти отражается на объеме словарного запаса, следовательно, на процессе вербализации в целом. Таким образом при определении степени готовности ребенка к школе основной задачей для нейропсихологов, психологов и педагогов становится не оценка актуального уровня знаний будущего школьника, а комплексная диагностика и качественный анализ индивидуальных особенностей его психического развития. Оценив уровень личностного развития ребенка и степень сформированности различных психических функций, играющих определяющую роль в процессе освоения новых знаний, можно не только прогнозировать результативность дальнейшей учебной деятельности, но и правильно организовать подготовительную работу, направленную на развитие слабых звеньев с опорой на сильные. В зависимости от выявленной причины, для ребенка подбирается индивидуальная программа, состоящая из специальных упражнений и игр на тренировку движений, памяти, слуха, реакции, внимания. Только правильно спланированная индивидуальная работа с ребенком поможет избежать большинства проблем, с которыми он может столкнуться в ходе учебы.