Евгения Сорокина
Родительское собрание «Готовность к школе. Критерии готовности»
▼ Скачать + Заказать документы
Основные критерии и параметры готовности ребёнка к обучению зависят от понимания самой её сущности. Существует два подхода, внутри которых представлены разнообразные, а иногда и противоречивые точки зрения.
Первый подход можно назвать педагогическим.
Его сторонники определяют готовность к школе по сформированности у дошкольника учебных навыков : умения читать, считать, рассказывать стихи и т. д. Такой подход, по крайней мере, по двум причинам непродуктивен:
Публикация «Родительское собрание „Готовность к школе, Критерии готовности“» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Родительские собрания в детском саду
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
во-первых, он направлен исключительно на решение одной задачи, а именно отбора детей, и не даёт никакой информации о потенциальных возможностях ребёнка;
во-вторых, констатируя уровень освоения конкретных учебных навыков, он не учитывает индивидуальные особенности психики ребёнка, соответствие его физиологического развития психологическому возрасту и не позволяет прогнозировать качество, темп и особенности усвоения знаний конкретным ребёнком.
Тем не менее именно такой подход преобладает в настоящее время среди учителей (особенно, если в школе нет психолога). В результате умеющий читать и считать ребёнок оказывается часто невнимательным, сверхподвижным, быстро утомляется и испытывает огромные трудности при систематическом обучении.
Второй подход можно назвать психологическим.
Его суть в том, что готовность к школе понимается как результат общего психического развития ребёнка на протяжении всей его дошкольной жизни. Психологический подход выявляет зависимость уровня готовности ребёнка к школе от множества факторов:
• образовательного уровня родителей,
• состава семьи,
• методов воспитания,
• состояния здоровья ребёнка,
• особенностей его развития (начиная с внутриутробного) и т. д
Поэтому предлагаются следующие основные
Критерии определения готовности ребёнка к обучению в школе
Их можно представить в виде суммы трё х составляющих:
• Физиологическая готовность организма, его зрелость,
• Психологическая готовность,
• Личностная готовность, уровень социализации.
Зрелость организма рассматривается как уровень развития, при котором требования школьного обучения, нагрузки разного рода, новый режим жизни не будут для ребёнка чрезмерно обременительными. Критерием школьной зрелости может служить работоспособность ребёнка в течение дня, недели или обратный показатель – его утомляемость.
Психологическая готовность – это готовность психических функций (восприятие, мышление, память, внимание, речь). Она обеспечивает успешность усвоения знаний в процессе школьного обучения. Основными критериями готовности здесь выступают произвольность познавательной деятельности, способность к обобщениям, способность к развёрнутой речи.
Личностная готовность включает в себя желание ребёнка стать школьником, выполнять учебную деятельность.
Рассматривая дошкольное детство как важнейший период в жизни ребёнка (познания мира человеческих отношений, первоначального становления личности, некоторые исследователи отмечают, что к моменту поступления в школу у ребёнка возникает эмоциональное предвосхищение последствий своего поведения, формируется самооценка, происходит усложнение и осознание переживаний, обогащение новыми чувствами и мотивами.
Основным новообразованием дошкольного возраста, является комплекс готовности к школьному обучению :
• Коммуникативная готовность,
• Когнитивная готовность,
• Уровень эмоционального развития,
• Технологическая оснащённость,
• Личностная готовность.
Коммуникативная готовность определяется способностью ребёнка нормально взаимодействовать с людьми по определённым правилам и нормам.
К 6-7 годам для ребёнка происходит расслаивание сферы человеческих отношений на нормативные (в деятельности) и человеческие (по поводу деятельности).
Под когнитивной готовностью подразумевается соответствующий уровень развития познавательных процессов: внимания, мышления, памяти, воображения.
Уровень эмоционального развития. К началу школьного обучения ребёнок должен научиться преодолевать ситуативные эмоции, произвольно управлять чувствами, у него должна быть достигнута сравнительно хорошая эмоциональная устойчивость (т. е. достаточная сопротивляемость возникающим препятствиям и возможным неудачам, на фоне которой и возможно развитие и протекание учебной деятельности.
Технологическая оснащённость включает минимум знаний, умений, навыков (ЗУН, позволяющих обучаться в школе. Традиционно под ЗУН понимается умение читать, считать, писать.
Личностная готовность ребёнка заключается в готовности к принятию новой социальной позиции – положения школьника, имеющего круг прав и обязанностей. Она выражается в отношении ребёнка к школе, к учебной деятельности, учителям, самому себе.
В личностную готовность входит и определённый уровень развития мотивационной сферы. Готовым к школьному обучению является ребёнок, которого школа привлекает не внешней стороной (атрибуты школьной жизни – портфель, учебники, тетради, а возможностью получать новые знания, что предполагает развитие познавательных интересов. Будущему школьнику необходимо произвольно управлять своим поведением, познавательной деятельностью, что становится возможным при сформированной иерархии мотивов. Таким образом, ребёнок должен обладать развитой учебной мотивацией.
Чтобы сделать правильный вывод – готов или нет ребёнок к школе, необходимо верно определить уровень его физического, психологического и социального развития, «замерить» возрастные параметры, т. е. узнать, соответствуют ли они возрасту. Возрастные параметры – своеобразные ключи к пониманию личности ребёнка. Они могут многое поведать о том, как развивается подрастающая личность, подсказать, что можно и его нельзя ожидать от ребёнка.