Анна Афанасьева
Психолого-педагогический коммуникативный тренинг компетентности педагогов
▼ Скачать + Заказать документы
Психолого-педагогический коммуникативный тренинг компетентности педагогов «Современные подходы к организации образовательного процесса согласно ФГОС»
Цель: Формировать коммуникативные навыки у сотрудников педагогического коллектива, одновременно развивая позитивную «Я-концепцию» у каждого из участников тренинга на основе группового взаимодействия.
Упражнение «Слоник приветствует»
Публикация «Психолого-педагогический коммуникативный тренинг компетентности педагогов» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2015
Средний палец правой руки превращается в «хобот», остальные четыре пальца - лапы слоника. «Слоник» правой руки стоит на ладони левой руки. По кругу, касаясь хоботком хоботка «соседа – слоника» передается приветствие: «Здравствуй, я слоник Катя» и т. д.
1. Дерево достижений
Педагог. Обратите внимание на наше одинокое дерево. У каждого из вас есть листочки разного цвета. Я попрошу вас взять один из них (любого цвета) и помочь нашему дереву покрыться разноцветной листвой.
Те, кто выбрал
Красный — желают общаться.
Желтый — проявят активность.
Зеленый — будут успешны и настойчивы.
Помните, что красота дерева зависит от вас, ваших стремлений и ожиданий.
Игра “Поменяйтесь местами те, кто….”
цель: снятие накопившегося напряжения; сплочение членов группы.
Инструкция: ведущий называет признак, который свойственен многим. Те, кому он свойственен, меняются местами. Задача ведущего – занять чье-то место.
Упражнение «Мозговой штурм»
Человек взаимодействует с окружающим миром, посредством общения. Умение эффективно общаться - это уникальная способность, которая делает человека успешной и интересной личностью и позволяет добиваться в жизни своих целей и взаимопонимания.
Умение общаться - это искусство слушать и слышать, искусство видеть и чувствовать, умение понять собеседника и донести до него свои мысли.
Общение — это не роскошь, а необходимость делового взаимодействия.
Прошу вас послушать притчу:
Однажды Мастер рассказывал о великой силе Живого Слова. Сотни учеников внимательно слушали его. И каждый из них хотел владеть этой необычайной силой. Но не каждый верил Мастеру. Одни искали подтверждения среди друзей, другие снисходительно улыбались, третьи раздумывали, как бы проверить эту теорию…
Кто-то из задних рядов неожиданно выкрикнул:
- Ты говоришь чепуху! Разве станешь святым оттого, что все время твердишь: «Бог, Бог, Бог»? Разве станешь грешником оттого, что без конца повторяешь: «Грех, Грех, Грех»? Ерунда эта твоя сила Живого Слова!
- Сядь на место, глупец! – отрезал Мастер.
Человека охватила ярость, его назвали глупцом среди сотен учеников! Это слышал каждый! Он стал браниться еще больше, оскорблять Мастера. Гнев совершенно затмил его разум. Мастер выслушал его. А затем с видом раскаяния сказал:
- Прости меня… я погорячился. Искренне прошу прощения. Мне не стоило оскорблять тебя.
Ученик тут же успокоился.
- Вот всем вам и ответ, – подытожил Мастер. – От одного слова человек пришел в ярость, от другого – успокоился.
Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища. Человек без общения не может жить среди людей, развиваться и творить. Успешность работы педагога, сопряженной с постоянными контактами с родителями и детьми зависит от умения общаться. Поэтому общение всегда было значимым в жизни человека и его личностном развитии.
Коммуникативная компетентность - способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми.
Упражнение «Мои качества»
Итак, каждый называет два своих качества, одно из которых помогает, а другое—мешает в деловом общении.
Завершить представление нужно обобщением: «Мы увидели, одни и те же качества одним людям помогают в деловом общении, а другим мешают. Например, эмоциональность некоторым помогает, а некоторым мешает, уверенность в своей позиции также может иметь противоположный эффект» или «Мы увидели, что в нашей группе многим помогает умение слушать (в этот момент тренер должен взглянуть по очереди на тех, кто называл это свое качество, а мешает многим нетерпение (взгляд на соответствующих участников, невнимательность» (взгляд) и т. п.
Игра «Узкий мостик»
Цель: упражнение выступает моделью конфликтной ситуации и позволяет продемонстрировать различные стратегии поведения в ней: конкуренцию, сотрудничество, компромисс, приспособление. Цель для участников: решение конфликта конструктивным образом. Описание упражнения: Двое участников становятся на проведенной на полу линии лицом друг к другу на расстоянии около трех метров. Ведущий объясняет ситуацию: «Вы идете навстречу друг другу по очень узкому мостику, перекинутому над водой. В центре мостика вы встретились, и вам надо разойтись. Мостик – это линия. Кто поставит ногу за ее пределами – упадет в воду. Постарайтесь разойтись на мостике так, чтобы не упасть». Пары участников подбираются случайным образом. При большом количестве участников может одновременно функционировать 2-3 «мостика».
Таким образом, в конфликтной ситуации возможны следующие варианты поведения:
• Соперничество: стремление добиться своих интересов в ущерб другому.
• Приспособление: в противоположность соперничеству принесение в жертву собственных интересов ради интереса другого человека.
• Компромисс – учитываются интересы обеих сторон, но наполовину.
• Избегание – не выигрывает ни одна из сторон. Уход от конфликта.
• Сотрудничество – так учитываются интересы обеих сторон.
Игра «Молекулы»
Цель: снятие напряжения, создание дружеской обстановки.
Члены группы — «атомы» — свободно двигаются по комнате под музыку. По сигналу ведущего (хлопок) Атомы объединяются в молекулы по 2 человека, затем по 3 и т. д. в конце упражнения объединяется вся группа.
В конце делим пополам группу.
Упражнение «Общение по кругу»
Одна команда образуют внешний круг, другая внутренний круг. Встаем лицом друг к другу, по сигналу передвигаемся к следующему партнеру по общению. Представим, что вы встретили: одноклассницу, лучшую подругу, мужчину, ребенка, который испуган. Обмен эмоциями с кем было легче общаться, найти контакт.
Упражнение ««Дар убеждения»
Цель: оказание помощи участникам в понимании того, что
такое убедительная речь, развитие навыков убедительной речи.
Делимся на 2 команды: по кругу – ниф, наф, нуф.
1 группа – контролеры (у них билетики)
2 группа – потерявшие билет в театр.
3группа – эксперты.
Потерявшие должны убедить контролера, чтобы его пропустили.
Упражнение «Найди пару»
С помощью открытых наводящих вопросов вы должны определить какая табличка у вас на спине написана.
Пары персонажей: Малыш и Карлсон, Курочка Ряба и Яйцо, Мальвина и Буратино, Красная шапочка и Серый волк, Руслан и Людмила, Лиса и Колобок.
Упражнение «Зона приближения»
Выбираем педагога, завязываем ему глаза и трое человек подходят тихо спереди и сзади. Рефлексия комфортно ли было человеку.
Игра "Крокодил"
- Сейчас немножко повеселимся. Поиграем в усложненную игру "Крокодил". Снова садитесь на стулья. Я приготовила для вас фразы, такие как " кот (любое животное, машина, вертолет, звезда, Карлсон, чебурашка, тарелка, цветок, кровать", и т. п. Нужно будет их показать всем нам. Сколько слов во фразе, столько участников необходимо. Они походят ко мне, читают фразу, немножко обсуждают и показывают. Остальные отгадывают.
Золотая рыбка
На столе стоит аквариум, в нем находятся картонные рыбки золотистого цвета.
Из ватмана вырезаны контуры большой рыбы (прорисованы только глаза и рот).
Педагог. Нам всем хочется поймать «золотую рыбку», которая выполнила бы все наши желания. Я попрошу каждого подойти к аквариуму и поймать свою «золотую рыбку». Загадайте желание на сегодняшний урок. Теперь попытаемся сделать из маленьких рыбок одну огромную «золотую рыбу» (учащиеся приклеивают маленьких рыбок, которые выполняют роль чешуи).
И пусть все желания, которые вы загадали, сбудутся. А с помощью этой «золотой рыбки» нам будут сопутствовать удача и успех!
Упражнение «Рукопожатие»
«Мы все сегодня плодотворно поработали, и все заслужили благодарность. Пока я считаю до пяти, вы должны успеть поблагодарить друг друга рукопожатием»