Светлана Кобец
«Несколько слов о готовности ребенка к школе»
▼ Скачать + Заказать документы
Школьное обучение требует от детей напряженного умственного труда и высокой работоспособности. Предпосылки активной и сознательной учебы в школе формируются в период дошкольного детства.
Ребенок должен достичь определенного уровня умственного развития, чтобы справиться с новыми задачами.
Предлагаем вам ответы психологов и педагогов на некоторые вопросы, которые волнуют родителей будущих первоклассников.
Публикация «„Несколько слов о готовности ребенка к школе“» размещена в разделах
Какие особенности мыслительных процессов играют наиболее важную роль в готовности к школе?
- Дифференцированное восприятие, развитие наглядно – действенного и наглядно – образного мышления, умения ориентироваться в мире. Ребенок должен целенаправленно наблюдать, сравнивать предметы и явления, видеть черты сходства, различия, выделять главное и второстепенное. К старшему дошкольному возрасту дети осваивают рациональные способы обследования свойств предметов и явлений. Эти способы, основанные на усвоении и применении детьми сенсорных эталонов, позволяют анализировать сложную форму предметов, пространственные отношения, пропорции, сочетания цветов. Опыт показывает, что ребенок, не способный следить за ходом рассуждений педагога, является неготовым к школе.
Каково место знаний в готовности ребенка к школе?
- Оно, несомненно велико. Быть готовым к школьному обучению – значит обладать умением обобщать в соответствующих категориях предметы и явления окружающей действительности. Важно не столько расширить знания, сколько углубить их, т. е. осознавать, систематизировать и уметь оперировать ими.
В чем состоит психологическая готовность ребенка к школе?
- умение внимательно слушать и точно следовать указаниям педагога;
- подчинять свои действия правилам;
- осуществлять элементарный контроль и самооценку;
- навыки коллективного поведения и сотрудничества;
- принимать общую цель деятельности;
- выдерживать общий темп;
- проявлять интерес к работе других и к общим результатам.
Все это помогает быстрее привыкнуть к условиям школьного обучения.
Что такое интеллектуальная готовность ребенка к школе?
- Важно развить у дошкольников активный интерес к окружающему, пытливость, любознательность. Будущий школьник – это не сосуд, который нужно наполнять знаниями, а факел, который надо зажечь. Этим факелом является познавательный процесс изучения мира. Практика показывает, что чаще всего в число неуспевающих учеников попадают дети интеллектуально пассивные, с недоразвитой познавательной активностью. Умение самостоятельно решать интеллектуальные задачи, не связанные с игрой или практической ситуацией
Что характерно для ребенка, у которого развиты познавательные интересы:
- умение задавать вопросы и искать ответы и решения;
- они любят трудные задачи;
- склоны к экспериментированию;
- могут длительно сосредотачиваться на интересующей их проблеме;
- пытаются самостоятельно найти связь с личным опытом;
- высказывают оригинальные догадки, ответы, решения, иными словами, проявляют творческое отношение к объекту и процессу познавания.
Задачу развития познавательной активности детей, творческого подхода к познанию и деятельности можно с полным основанием назвать важнейшей в подготовке к школе.