Получи документы

Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы работы с семьей»

рп
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы работы с семьей»
▼ Скачать + Заказать документы

Семья и дошкольные учреждения - два важных института социализации детей. Результат воспитания ребенка может быть успешным только при условии, если педагоги и родители станут равноправными партнерами, т. к. они воспитывают одних и тех же детей. В основу этого союза должно быть положено единство стремлений, взглядов на образовательный процесс, выработанные совместно общие цели и образовательные задачи, а также пути достижения намеченных результатов.

Публикация «Консультация для педагогов „Психолого-педагогические основы работы с семьей“» размещена в разделах

Признание приоритета семейного воспитания требует новых отношений семьи и дошкольного учреждения. Новизна этих отношений определяется понятиями «сотрудничество» и «взаимодействие».

Сотрудничество - это общение «на равных», где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Термин «взаимодействие», предполагающий обмен мыслями, чувствами переживаниями, общение – появился сравнительно недавно. Он был раскрыт в работах Т. А. Марковой, где взаимодействие рассматривалось как единство линий воспитания с целью решения задач семейного воспитания и строилось на основе единого понимания.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Успех сотрудничества во многом зависит от взаимных установок семьи и детского сада (В. К. Котырло). Наиболее оптимально они складываются, если обе стороны осознают необходимость целенаправленного воздействия на ребенка и доверяют друг другу. Важно, чтобы родители были уверены в хорошем отношении педагога к ребенку; чувствовали компетентность педагога в вопросах воспитания, но главное - ценили его личностные качества (заботливость, внимание к людям, доброту, чуткость). Такое доверие само по себе не приходит: воспитатель завоевывает его добрым, неравнодушным отношением к ребенку, умением растить в нем хорошее, великодушием и милосердием. Прибавим к этому культуру общения, тактичность и взаимопонимание - и картина психологии доверия будет достаточно полной.

Работа с родителями строится на принципах преемственности семьи и дошкольного учреждения. Детский сад осуществляет социальный анамнез семьи. В ходе изучения семей выявляются следующие данные:

• Возраст родителей (члены молодой семьи (до 25 лет) чаще ориентированы на решение своих личных проблем и продвижение в карьерном росте, в то время как воспитание ребенка осуществляется стихийно).

• Образование и профессия (позволяет определить социальный статус семьи и возможный уровень материального благополучия);

• Состав семьи (говорит об участии в воспитательном процессе других членов семьи).

Все это позволяет спрогнозировать стратегию взаимодействия с семьей.

Важной формой осуществления контакта с родителями является индивидуальная работа, а условием соблюдение педагогического такта и гибкости.

Таким образом, взаимодействие воспитателей с родителями, это:

во-первых, положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители должны быть уверены в том, что дошкольное учреждение не навредит, так как будут учитываться мнения семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги, в свою очередь, уверены в поддержке родителей, которые с пониманием относятся к необходимости решения проблем в группе (от воспитательных до хозяйственных). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых осуществляется это взаимодействие.

во-вторых, это учет индивидуальности ребенка. Поддерживая контакт с семьей, воспитатель узнает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе.

в-третьих, это укрепление внутрисемейных связей, что также, является проблемным вопросом в педагогике на сегодняшний день.

в-четвертых, это возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в дошкольном учреждении и в семье.

Сотрудничество дошкольного образовательного учреждения и семьи предполагает совместные определения целей деятельности, планирование предстоящей работы, распределение сил и средств в соответствии с возможностями каждого участника, совместный контроль и оценку результатов работы, а затем и прогнозирование новых целей, задач и результатов.

Остановимся на некоторых психолого-педагогических правилах такого взаимодействия.

Первое правило. При работе ДОУ с семьей должны быть действия и мероприятия, направленные на укрепление и повышение авторитета родителей. Нравоучительный, назидательный, категоричный тон нетерпим в работе воспитателя, так как он может быть источником обид, раздражения, неловкости. Потребность родителей посоветоваться после категорических «должны», «обязаны» исчезает. Единственно правильная норма взаимоотношений педагога и родителей - это взаимное уважение. Ценность таких отношений в том, что и у педагога и у родителей развивают чувство собственной ответственности, требовательности, гражданского долга. Педагог в выборе форм и методов работы должны исходить из необходимости укреплять и повышать авторитет родителей в глазах детей.

Второе правило. Доверие к воспитательным возможностям родителей, повышение уровня их педагогической культуры и активности в воспитании. Психологически родители готовы поддержать все требования, дела и начинания школы. Даже те родители, которые не имеют педагогической подготовки и высокого образования, с глубоким пониманием и ответственностью относятся к воспитанию детей.

Третье правило. Педагогический такт, недопустимость неосторожного вмешательства в жизнь семьи. Педагог - лицо официальное, но, по роду своей деятельности нередко становится вольным или невольным свидетелем отношений, скрывающихся от «чужих». Какой бы ни была семья, какими бы воспитателями ни были родители, хороший педагог должен быть всегда тактичным, доброжелательным. Все знания о семье он должен обращать на утверждение добра, помощи родителям в воспитании.

Четвертое правило. Жизнеутверждающий, мажорный настрой в решении проблем воспитания, опора на положительные качества ребенка, на сильные стороны семейного воспитания, ориентация на успешное развитие личности. Формирование характера воспитанника не обходится без трудностей, противоречий и неожиданностей. При этом важно, если это воспринимается как проявление закономерностей развития (неравномерность и скачкообразный характер его, жесткая причинно-следственная обусловленность, избирательный характер отношений воспитуемого к воспитательным влияниям, мера словесных и практических методов воздействия, то сложности, противоречия, неожиданные результаты не вызывают растерянности.

Важным условием для построения полноценного общения педагогов и родителей является принципиальная открытость детских групп для родителей, которые могут участвовать в их жизни.

Публикации по теме:

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» на тему «Кто со спортом дружит, никогда не тужит» Тема: «Кто со спортом дружит, никогда не тужит» Форма проведения: Семейный клуб «Здоровей – ка!» Аудитория: дети и родители старшей группы.

«Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» на тему «Огонь — наш друг, огонь — наш враг!» Тема: «Огонь – наш друг, огонь – наш враг!» Форма проведения: конференция Аудитория: дети и родители подготовительной к школе группы..

Консультация «Психолого–педагогические основы обогащения словаря дошкольников» Овладение родным языком является одним из самых необходимых приобретений дошкольника. Психологи называют этот период сенситивным для развития.

Консультация для педагогов «Формы работы с семьей» Педагогический консилиум. В состав консилиума можно включить воспитателя, заведующую, педагога-психолог, учителя логопед, медсестру, членов.

Консультация для педагогов и родителей «Теоретические основы умственного развития дошкольников» Теоретические основы умственного развития дошкольников. Умственное развитие - это совокупность качественных и количественных изменений,.

Консультация для педагогов: «Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников» Психолого-педагогические особенности воспитания трудолюбия у старших дошкольников Особенностью воспитания трудолюбия является возрастной.

Консультация для педагогов «Взаимодействие с семьей» Работа с родителями – это сложная и важная часть деятельности коллектива дошкольного образовательного учреждения, включающая повышение уровня.

Консультация «Психолого-педагогические технологии сопровождения семьи ребенка дошкольного возраста с гиперактивностью» Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) согласно последней медицинской классификации определяется как нарушение психического.

Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» — «Школа пап» «Педагогические основы взаимодействия ДОУ с семьей» на тему «Школа пап» в старшей группе. Выполнила: Самсонова Валентина Александровна,.

Психолого-педагогические и лингвистические основы усвоения системы морфологического словообразования у дошкольников. Психологические исследования, посвященные процессу овладения детьми речью в норме (Д. Эльконина, С. Жуйков, А. Захарова, А. Маркова и др.).

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы работы с семьей»
Опубликовано: 27 сентября 2015 в 09:01
+23Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Консультация для педагогов «Психолого-педагогические основы работы с семьей»» (включая файлы) размещена пользователем рп (УИ 350328) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД