Кузнецова Жанна
Педсовет «Педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Педагогический совет
«Педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ»
1.
Доклад «Взаимодействие ДОУ и семьи с целью повышения эстетической культуры воспитанников».
Воспитательным воздействием искусства на личность является не только расширение сферы познания и усвоения социального опыта человечества, но и обогащение личного жизненного опыта общечеловеческими ценностями.
Публикация «Педсовет „Педагогические условия художественно-эстетического развития детей раннего и дошкольного возраста в ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Младшая группа
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
Если говорить об искусстве в приложении к детям, оно как воздух необходимо для их нормального развития. Знакомство дошкольников с произведениями изобразительного искусства способствует развитию у детей эстетических чувств, что позволяет подвести их к эстетическим оценкам предмета и его отдельных свойств. Яркость, выразительность образов в картинах, скульптуре, архитектуре и произведениях прикладного искусства вызывает эстетическое переживание, помогает детям глубже и полнее воспринимать явления жизни и находить образные выражения своих впечатлений в рисунках, лепке, аппликации.
Маленьких детей волнует восприятие яркого цвета, блестящей поверхности; старших привлекает повторность элементов, симметрия в расположении частей, конструктивная стройность предмета, выразительность силуэта. Приобщаясь к искусству, ребенок учится смотреть на окружающий мир совсем другими глазами, учится видеть и беречь его красоту. В результате растущий человек получает верные нравственные ориентиры, и его личность развивается гармонично.
Итак, искусство формирует личность человека, развивает его интеллектуальный потенциал и чувственное восприятие, задает правильные нравственные ориентиры и приобщает его к своей культурной среде. При этом довольно сложно оценить возраст начала эстетического развития. На сегодняшний день считается, что искусство играет значительную роль в развитии человека, начиная с его рождения.
Но одно не вызывает сомнений – первыми проводниками в мир искусства выступают родители. Приобщение к искусству и местным культурным традициям начинается в семье и продолжается всю жизнь. Поэтому главной задачей родителей, их долгом, является создание соответствующих условий, в которых ребенку будет доступно как ознакомление с шедеврами, так и творческое самовыражение.
2. Аналитическая справка по итогам тематического контроля «Анализ работы педагогов ДОУ по ознакомлению дошкольников с жанрами живописи»
1. Обследование уровня сформировнности знаний детей дошкольного возраста о жанрах живописи.
Проведена диагностика уровня сформированности знаний детей дошкольного возраста о жанрах живописи. Было определено, что:
• …% дошкольников имеют высокий уровень сформированности знаний о жанрах живописи,
• …% – имеют средний уровень,
• …% – имеют низкий уровень.
2. Просмотр открытых занятий:
При проведении занятий использованы различные методы и приемы рассматривания картин:
- Приемы привлечения внимания в начале занятия:
загадки для «погружения» в тему рассматриваемой картины,
обращение к личному опыту детей – метод вызывания адекватных эмоций,
внесение игрового персонажа,
беседа для активизации словаря по теме рассматриваемой картины,
беседа о жанрах живописи,
мнемотаблица для закрепления знаний о жанрах живописи,
внесение портрета художника, рассказ о художнике,
художественное слово с музыкальным сопровождением.
- При внесении картины:
пауза для самостоятельного рассматривания,
музыкальное сопровождение.
- При рассматривании картины:
сравнение,
акцентирование деталей,
тактильно-чувственный метод,
метод вызывания адекватных эмоций,
метод оживления эмоций с помощью литературных образов,
прием «вхождения» в картину.
- Для лучшего понимания содержания картины педагоги использовали искусствоведческий рассказ.
- Для закрепления понимания содержания картины педагоги задавали вопросы по содержанию картины, о расположении предметов (героев) на картине, на определение настроения картины, на определение цветовой тональности произведения.
Все перечисленные методы и приемы обеспечили сохранение интереса и слухового внимания детей в течение всего занятия во всех группах.
3. Оценка создания условий:
• в группах организованы центры художественного творчества, весь материал в которых соответствует возрасту детей, удобно и доступно расположен;
• для ознакомления детей с видами искусства в центрах размещены альбомы, открытки, книги;
• для закрепления знаний детей о жанрах живописи в центрах размещены книги, открытки, альбомы;
• оформлены игры на формирование эстетического отношения к окружающему миру;
• систематизирован наглядный материал для рассматривания в виде репродукций картин;
4. Оценка планирования работы.
С целью формирования у дошкольников знаний о жанрах живописи педагоги всех групп планируют образовательную деятельность. Цель и задачи занятий соответствуют возрасту детей.
При планировании образовательной работы вне занятий педагоги используют различные формы организации совместной деятельности с детьми: дидактические и настольно-печатные игры, беседы, словесные игры и упражнения, рассматривание картин, рассматривание книг (иллюстраций) по теме, наблюдение за окружающим, развлечения.
5. Оценка форм взаимодействия с родителями по данной проблеме.
Для повышения профессиональной компетентности родителей по вопросу формирования у детей знаний о жанрах живописи воспитатели используют наглядные консультации в информационно-деловых центрах для родителей. Весь представленный материал эстетично оформлен, доступен для родителей. Педагоги используют различные формы подачи материала: ширмы, стенды, информационные письма-памятки.
6. Оценка профессионального мастерства воспитателей.
• Педагоги всех групп показали знание программных задач образовательной области «Художественное творчество», методики проведения диагностики и основных методов и приемов приобщения детей к изобразительному искусству в своей возрастной группе
• Речь педагогов во время образовательной деятельности и совместной деятельности с детьми точная, яркая, образная, доступная для детей по форме и содержанию
3. Педагогический тренинг «Оценка уровня знаний педагогов по формированию знаний дошкольников о видах искусства и жанрах живописи»
1. Перечислите виды искусства. (Архитектура, изобразительное искусство, декоративно-прикладное искусство, литература, музыка, хореография, театральное искусство, фотоискусство, киноискусство)
2. Назовите основные виды изобразительного искусства (живопись, графика, скульптура)
3. Перечислите жанры живописи (портрет/автопортрет, аллегория, анималистический, батальный, бытовой, исторический, карикатура, мифологический, натюрморт, пейзаж, сюжетно-тематическая, шарж)
4. С какого возраста в соответствии с программой «Детство» начинаем знакомить детей с живописью? (Со II младшей группы)
5. С какого жанра начинается знакомство детей с живописью? (с натюрморта)
6. С какими видами изобразительного искусства знакомим детей I младшей группы? (графика в виде иллюстраций в детской книге, скульптура в виде скульптур малых форм, изображающих животных)
7. Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в средней группе (натюрморт, пейзаж, портрет)
8. Перечислите жанры живописи, с которыми знакомим детей в старшем дошкольном возрасте (натюрморт, пейзаж, портрет, анималистический, батальный, бытовой, сюжетно-тематический)
9. Перечислите методы и приемы, используемые педагогом при ознакомлении детей с живописью? (пояснение, сравнение, акцентирование деталей, метод вызывания адекватных эмоций, тактильно-чувственный метод, Метод оживления детских эмоций с помощью литературных и песенных образов, прием вхождения в картину, метод музыкального сопровождения, игровые приемы).
10. В какой части дается искусствоведческий рассказ воспитателя по картине: до или после ее рассматривания? (возможны оба варианта)
11. Расскажите о структуре рассказа по картине (название картины, кто написал, о чём произведение, какими красками написано, какое в нём передано настроение, что особенно понравилось, какие возникли чувства, мысли, когда смотришь на эту картину.)
6. Мастер-класс «Методы и приемы привлечения внимания детей к произведениям искусства»
Занимаясь с детьми 3—4 лет, важно прежде всего привлечь их внимание к картине. Один из приемов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием картин, это предложить ему поставить себя на место того ребенка, который является действующим лицом в картине. Ребенок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя. При рассматривании картины с маленькими детьми можно вводить своеобразный игровой прием, развивающий наблюдательность и речь: воспитатель путем вопросов вовлекает ребенка в соревнование — «Кто больше увидит на картинке?», побуждая его к наблюдательности и высказываниям.
В очень редких случаях малыши смотрят картины молча. Воспитатель должен поддерживать разговоры детей, учить их правильно называть предметы и некоторые их характерные признаки, помогая лучше понять содержание картины.
Старшие дошкольники приобретают умение воспринимать произведения различного содержания, а не только те, в которых имеется занимательный сюжет, изображено какое-то действие. Вместе с тем и сюжетную картину они способны теперь воспринимать иначе, чем в более младшем возрасте,— о многом они могут догадаться, многое вообразить; помогают получаемые детьми знания и новые представления о явлениях жизни. У детей этого возраста достаточно развита любовь к природе, и они с интересом относятся к пейзажу, определяют, какое время года изображено, что характерно для осени и весны, какие краски выбрал художник для их передачи, как изображены зимний холод, вьюга, осенний ветер.
Очень важно практиковать повторное рассматривание картин. Беседы с детьми направлены на более глубокое понимание событий, изображенных в картине: дети не только рассказывают о том, что изображено, но и как изображено. Этому воспитатель учит детей с помощью образца рассказа.
Рассказ воспитателя по картине должен быть по возможности образным, выразительным, чтобы поднять интерес у детей, создать определенное настроение. Когда это возможно, воспитатель использует художественную литературу (читает строки стихотворения, отрывок из сказки, рассказа).
Беседа может начаться с рассказа самого воспитателя о картине. Затем путем вопросов он привлекает и детей к активному выражению своих впечатлений. Проведя беседу по картине, воспитатель в заключение высказывает свое суждение о ней в понятной и интересной для детей форме, обобщает их ответы.
7. Решение педсовета. Был вынесен на обсуждение проект решения педсовета. В результате дебатов решение было принято единогласно.
Хотелось бы закончить наш педсовет изречением Фридриха Ницше «Задача художника — сделать людей детьми».