Eлена Налимова
Консультация для воспитателей «Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста»
▼ Скачать + Заказать документы
Для каждого ребёнка в период дошкольного детства очень важно создание основ психологического и эмоционального благополучия. Это и является одной из главных задач дошкольного образования.
Признаками комфортного состояния дошкольника являются : активность, спокойствие, жизнерадостность, активное участие в непосредственной образовательной деятельности, контакт со взрослыми и сверстниками, желание посещать детский сад. К показателям дискомфорта можно отнести: вялость, сильное смущение, робость, проявление тревожности, нерешительности, нежелание посещать детский сад и общаться со сверстниками.
Публикация «Консультация для воспитателей „Основы развития эмоционального развития детей дошкольного возраста“» размещена в разделах
- Консультации для воспитателей, педагогов
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Эмоции. Консультации и рекомендации для родителей
- Темочки
В психическом и эмоциональном развитии детей дошкольного возраста существуют проблемы с выражением своих эмоций. Эти проблемы связанны, в первую очередь, с запретами родителей и родственников: громко смеяться, шуметь, бегать, прыгать и т. д. Поэтому дошкольники уже умеют быть сдержанными и могут скрывать страх, агрессию и слезы, но, это вызывает у них стресс, находясь в котором продолжительный период они испытывают огромный эмоциональный дискомфорт, который влечет за собой нарушение психического и физического здоровья.
В результате этого в конфликтных обстоятельствах у дошкольников могут возникнуть неадекватные эмоциональные реакции, поведенческие нарушения, которые являются следствием сниженной самооценки, переживаемых чувств обиды и тревоги. Все эти чувства являются нормальными человеческими реакциями, но детям трудно выражать свои эмоции должным образом.
Методик, которые направлены на выявление уровня эмоционального благополучия детей дошкольного возраста, практически нет в настоящее время.
Для выявления уровня активности Н. Г. Куприна предлагает применять диагностическое задание «Старинный танец» :
Педагог выбирает двух или трех ведущих (как правило, детей, которым нравится быть в центре внимания, нравится выступать, придумывать оригинальные движения). Ведущие стоят в центре круга на некотором расстоянии друг от друга, лицом к общему кругу.
Для диагностики степени позитивного (ППС) и негативного (НПС) психического состояния, «Паровозик» С. В. Велиевой:
Применяется индивидуально с детьми с 2,5 лет.
Стимульный материал: Белый паровозик и 8 разноцветных вагончиков (красный, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, серый, коричневый, черный). Вагончики беспорядочно размещаются на белом фоне.
Инструкция: «Рассмотрите все вагончики. Надо построить необычный поезд. Первым поставь вагончик, который тебе кажется самым красивым. Теперь выбери из оставшихся самый красивы» и т. д.
Необходимо, чтобы ребенок удерживал все цветовые вагончики в поле зрения. Чем младше ребенок тем чаще повторяется инструкция, одновременно обводя оставшиеся вагончики.
Фиксируется: позиция цвета вагончиков; высказывания ребенка.
Обработка данных: полученных с помощью методики при индивидуальном обследовании, проводится следующим образом.
Присваивается 1 балл, если ребенок поставил вагончик фиолетового цвета на вторую позицию;
черный, серый, коричневый – на третью;
красный, желтый зеленый - на шестую.
2 балла присваивается, если ребенок ставит фиолетового цвета на первую позицию;
черный, серый, коричневый – на вторую позицию;
красный, желтый, зеленый – на седьмую; синий – на восьмую.
3 балла присваивается, если черный, серый, коричневый вагончик поставлен на первую позицию;
синий – на седьмую;
красный, желтый, зеленый – на восьмую позицию.
Суммируйте баллы.
1-3 балла – позитивное психическое состояние (ППС);
4-6 балла – негативное психическое состояние низкой степени (НПС нс);
7-9 балла – негативное психическое состояние средней степени (НПС сс);
Больше 9 баллов – НПС высокой степени (НПС вс).
https://testoteka.narod.ru
Для определения уверенности детей можно применить методику «Какой я?» (автор Немов Р. С.) :
Данная методика направлена на определение способности детей к само оцениванию по таким качествам, как хороший, добрый, умный, аккуратный, послушный, внимательный, вежливый, умелый, трудолюбивый, честный. Ребенку в индивидуальной беседе задается 10 вопросов по данным качествам, на которые он может ответить:
- да (присваивается 1 балл,
- нет (присваивается 0 баллов,
- не знаю и иногда (присваивается 0,5 баллов).
После ответов на вопросы определяется общее количество баллов, которое соотносится со следующими показателями.
10 баллов – очень высокий уровень,
8-9 баллов – высокий уровень,
4-7 баллов – средний,
2-3 балла – низкий уровень,
0-1 балл – очень низкий уровень.
https://www.gumer.info
Для выявления адекватной тревожности дошкольников – тест тревожности Г. П. Лаврентьевой и Т. М. Титаренко.
Она предназначена для выявления уровня детской тревожности на основе сопоставления результатов наблюдения, полученных от самого исследователя, родителей ребенка и воспитателей.
Положительный ответ на каждое из предложенных утверждений оценивается в 1 балл
1. Не может долго работать, не уставая.
2. Ему трудно сосредоточиться на чем-то.
3. Любое задание вызывает излишнее беспокойство.
4. Во время выполнения заданий очень напряжен, скован.
5. Смущается чаще других.
6. Часто говорит о напряженных ситуациях.
7. Как правило, краснеет в незнакомой обстановке.
8. Жалуется, что ему снятся страшные сны.
9. Руки у него обычно холодные и влажные.
10. У него нередко бывает расстройство стула.
11. Сильно потеет, когда волнуется.
12. Не обладает хорошим аппетитом.
13. Спит беспокойно, засыпает с трудом.
14. Пуглив, многое вызывает у него страх.
15. Обычно беспокоен, легко расстраивается.
16. Часто не может сдержать слезы.
17. Плохо переносит ожидание.
18. Не любит браться за новое дело.
19. Не уверен в себе, в своих силах.
20. Боится сталкиваться с трудностями.
Суммируйте количество баллов, чтобы получить общий балл тревожности.
Высокая тревожность — 15—20 баллов
Средняя — 7—14 баллов
Низкая — 1—6 баллов.
https://www.vseodetishkax.ru
Для оценки коммуникации со взрослым – диагностические ситуации Е. О. Смирновой, Л. Н. Галигузовой, Т. В. Ермоловой, С. Ю. Мещеряковой.
https://psychlib.ru
Коммуникации со сверстниками – метод проблемных ситуаций (ситуация «Мозаика»). https://psmetodiki.ru
В заключении можно сказать, что эмоциональное благополучие – это обязательный и необходимый процесс, который сопровождает ребенка, с приходом в дошкольное учреждение и на протяжении всей его дальнейшей жизни. Важнейшую роль играют в организации эмоционального благополучия не только педагоги и воспитателей, но и родители.
Литература
1. Доманецкая Л. В. Общение и эмоциональное благополучие ребенка дошкольного возраста. – Красноярск: Краснояр. гос. пед. ун-т им В. П. Астафьева, 2008.
2. Фрайфельд И. В. Эмоциональное благополучие как условие развития физических качеств детей 4-5 лет в процессе двигательной деятельности: дис. … канд. пед. наук. – Екатеринбург: УрГПУ, 2013.
3. Художественно-творческая деятельность как фактор социально-личностного развития детей. Материалы международной научно-практической конференции, Екатеринбург, 27-28 октября 2014 г.