Елена Савинкина
Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации
▼ Скачать + Заказать документы
ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ СОПРОВОЖДЕНИЯ ДЕТЕЙ В ПЕРИОД АДАПТАЦИИ К ДОУ
Татарникова Н. Н., Савинкина Е. П.
МБДОУ «ДСОВ № 76», г. Братск
Создание положительных психолого-педагогических условий в период адаптации – это первое и, пожалуй, одно из самых важнейших направлений работы педагога-психолога в дошкольном учреждении. От того как ребенок «проживет» эти первые дни в детском саду, как его встретят в его первом социальном коллективе во многом зависит не только его отношение к детскому саду, а иногда и даже его будущее развитие.
Публикация «Психолого-педагогические аспекты сопровождения детей в период адаптации» размещена в разделах
В нашем дошкольном учреждении работа по созданию таких условий для детей раннего и дошкольного возраста начинается до того как ребенок пойдет в детский сад.
Основная цель занятий в Клубе «Кроха» – помощь детям в адаптации к условиям дошкольного образовательного учреждения, раннее развитие детей, не посещающих детский сад, выстраивание партнерских отношений с родителями микрорайона. В основу работы положена программа «Кроха» пособие по воспитанию, обучению и развитию детей до трех лет (авторы Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочеткова).
В ходе комплексного развития детей в Клубе «Кроха» решаются такие важные задачи, как:
1. Преодоление стрессовых состояний у детей раннего возраста в период адаптации к детскому саду;
2. Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу адаптации детей.
3. Снятие эмоционального и мышечного напряжения;
4. Развитие навыков взаимодействия детей друг с другом и другие.
С учетом психофизических особенностей детей раннего возраста количество времени пребывания в группе определили 2 раза в неделю по 1,5-2 часа после дневного сна. Обязательным условием является присутствие на занятиях и ребенка и одного из родителей (мамы, папы или бабушки, дедушки).
Режим пребывания в Клубе в течении занятия – гибкий, родитель ребенка может сам (или по рекомендации руководителя Клуба) по самочувствию малыша прекратить занятие раньше. Особенно впервые дни для малышей много впечатлений – мы постепенно увеличиваем время пребывания и нагрузку в физкультурном зале.
В своей работе мы используем разнообразные наглядные материалы и пособия для разностороннего развития детей :
• Для познавательно-речевого развития детей,
• Для физического развития детей,
• Для художественно – эстетического развития детей,
• Для социально – личностного развития детей.
Большинство детей посещающих занятия в Клубе «Кроха» стали нашими постоянными воспитанниками, а их родители нашими большими друзьями. В дальнейшем наблюдая за адаптацией наших детей в условиях ДОУ, мы видим, что она проходит легко, ведь дети уже успели полюбить детский сад.
Но не только дети раннего возраста нуждаются в создании условий по адаптации, как показывает практика, из-за существующей очередности дети впервые попадают в детский сад в возрасте от 4 до 6 лет. Многим из них еще труднее адаптироваться в условиях ДОУ, чем малышам.
Разработанная нами программа поэтапного социального и личностного развития ребенка-дошкольника, его движение по пути познания и самопознания направлена помочь ребенку дошкольнику адаптироваться в коллективе сверстников. Основа построения работы по программе это её ориентация на природную любознательность дошкольника, в том числе на его интерес к себе, восприятие ребенка сверстниками и взрослыми, поиск своего места в системе социальных отношений, окружающем мире, что способствует
Свою работу мы ведем в следующих направлениях: «Я среди других», «Что Я могу?», «Я и другие». В первом разделе программы: «Я среди других» решается задача познания ребенком себя через отношения с окружающими. Дошкольнику важно понять, насколько он похож на тех, кто его окружает, в чем проявляется это сходство и хорошо ли быть похожим на них. Однако, вступая в игры со сверстниками, общаясь со взрослыми, до-школьник делает для себя новое открытие: он не такой, как все. Эти различия он видит не только в половой принадлежности, но и в особенностях своей внешности, отношении к окружающему миру. Надежным союзником в этом непростом деле - постижении себя - должен стать для ребенка взрослый.
Во втором разделе: «Что Я могу?» представлены игры, занятия и тренинговые упражнения, которые помогут ребенку познать внутренний мир чувств и состояний, научиться анализировать их и управлять ими.
В третьем разделе: «Я и другие» совместная деятельность педагога и детей направлена на поиск ребенком своего места в обществе сверстников, выделение своего «Я», противопоставление себя другим, занятие активной позиции в разнообразных социальных отношениях, где его «Я» выступает наравне с другими.
Организация занятий по данному направлению иметь как самостоя-тельный, так и «включенный» характер.
Для детей средней группы рекомендуется проводить игры и упражне-ния, включая их в другие виды занятий по курсам: «синтез искусств», «окружающий мир», а также раз в месяц проводить итоговую игру-занятие. Его целью является выявление результативности формирования у детей опыта самопознания, уровня самоотношения; возможна коррекция личностных затруднений дошкольников.
В старшем дошкольном возрасте проводится одно занятие в неделю, наряду с играми и игровыми упражнениями, беседами с детьми на темы, связанные личностными и нравственными переживаниями. Тренинговые упражнения организуются регулярно с целью снятия тревожности, страхов детей, преодоления ими неуверенности в общении со сверстниками, взрослыми.
В отличие от традиционных учебных занятий наши встречи с детьми проводятся в свободной форме: дети могут свободно перемещаться по ком-нате, занимать удобное положение на ковре, на стульях. Учитывая, что за-нятия строятся на использовании разнообразных игр, релаксационных уп-ражнений, практически исключается умственная перегрузка.
Часть материала мы используем в процессе самостоятельной деятельности детей, что не означает организации дополнительных занятий. В ходе игр и деятельности по собственному выбору воспитатель корректно управляет ею, не нарушая ее задуманного хода. И в то же время умело пользуется ситуациями, в которых фиксирует внимание детей на их чувствах и поступках, отношении к окружающему предметному и социальному миру. Часть занятий, к примеру, блока «Мир чувств, мир эмоций», по усмотрению педагога, может быть организована в форме вечеров развлечений, а также включена в другие занятия по дошкольной подготовке.
В результате работы дети знают:
• что все люди отличаются друг от друга внешностью и поведением, но обладают и схожими чертами (строение тела, эмоции);
• что родители есть не только у людей, но и у животных и растений;
• название эмоциональных состояний человека;
• собственные возможности и характерные особенности;
• способы эмоциональной поддержки сверстника, взрослого;
• что причинами конфликта могут быть противоположные интересы, чувства, взгляды, какие существуют возможные решения конфликтов.
Дети могут:
• понимать друг друга, осознать собственную ценность и ценность других людей;
• проявлять уверенность в отношениях со сверстниками и взрослыми;
• видеть друг в друге сходные черты и различия;
• проявлять эмпатию и толерантность;
• описывать свое настроение, понимать настроение других;
• осознавать, какое чувство испытывают другие по отношению к их поступкам;
• выражать свои чувства и понимать чувства другого;
• пользоваться терминами, обозначающими различные эмоциональные состояния человека;
• делиться своими переживаниями, сокровенными чувствами, впечатлениями;
• анализировать и оценивать конфликтные ситуации, правильно реагировать на них;
• находить конструктивное решение конфликта.
Практика показывает, что достижение коррекционного эффекта в результате специальных занятий с ребенком в детском саду, само по себе не гарантирует переноса позитивных изменений в повседневную жизнь малыша, облегчения процесса адаптации. Требуется вовлечение в эту деятельность всех участников образовательного процесса, но именно педагог-психолог может стать тем «ангелом-хранителем», который может и должен осуществить эту миссию в развитии ребенка!