юлия новикова
Речевая готовность детей к обучению в школе как результат психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса
▼ Скачать + Заказать документы
г. Альметьевск МБДОУ №40 «Гуси- Лебеди» Воспитатель 2 кв. категории Новикова Юлия Владимировна.
РЕЧЕВАЯ ГОТОВНОСТЬ ДЕТЕЙ К ОБУЧЕНИЮ В ШКОЛЕ КАК РЕЗУЛЬТАТ ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО СОПРОВОЖДЕНИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В СОВРЕМЕННЫХ УСЛОВИЯХ
Перед дошкольными образовательными учреждениями стоит задача всестороннего развития детей и успешной подготовки их к обучению в школе, одним из актуальных вопросов которой является формирование речевой готовности.
Публикация «Речевая готовность детей к обучению в школе как результат психолого-педагогического сопровождения образовательного процесса» размещена в разделах
- Готовность к обучению в школе. Консультации
- Работа психолога в ДОУ
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2015
У детей с различными нарушениями речи имеются существенные отклонения от нормы в речевом и психомоторном развитии, что впоследствии затрудняют процесс школьного обучения, снижают его эффективность.
В решении вопроса речевого развития детей особая роль принадлежит психолого-педагогическому сопровождению образовательного процесса как системе профессиональной деятельности педагога и психолога, направленной на создание социально-психологических условий для успешного воспитания, обучения и развития ребёнка на каждом возрастном этапе.
Основу системы образовательного процесса по развитию речи составляет диагностика, на основании которой и строятся коррекционно-развивающее, консультационное и психопрофилактическое направления психолого-педагогического сопровождения.
Работа ведется в трех направлениях.
Первое направление - работа с детьми, посещающими дошкольное учреждение. Здесь предусмотрены такие формы работы, как психолого-педагогическое наблюдение, введение развивающих игр и упражнений в повседневные игры детей, индивидуальные коррекционно-развивающие занятия с проблемными детьми, система развивающих занятий различной тематики в зависимости от возраста детей.
Второе направление - работа с родителями детей, посещающих дошкольное учреждение. Здесь предусмотрены такие формы взаимодействия с семьей, как консультирование родителей, тренинги для взрослых, родительско-детский тренинг, семинары, домашние игротеки, дни открытых дверей, мастер-классы.
Третье направление - работа с педагогическим коллективом.
Практика показывает, что наиболее эффективными являются следующие формы методической работы.
- Обучающие семинары – продуктивная форма повышения квалификации педагогов по речевому развитию детей. Необходимым условием является посильное участие всех педагогов. Логика построения таких семинаров, как правило, определяется следующей структурой: от общих концептуальных проблем развития ребёнка на современном этапе – к характеристике интегративных подходов к речевому развитию в разных видах продуктивной деятельности. По окончании семинаров проводятся выставки игр и пособий, изготовленных педагогами по данной теме. При таком построении материала педагог в работе в детьми сможет реализовать полученные практические умения, определяющие уровень работы по речевому развитию. Всё это расширяет границы профессиональной деятельности педагога и создаёт предпосылки для повышения его статуса.
- Открытые просмотры занятий играют значительную роль в образовательном процессе по развитию речи в целом и системе повышения профессиональной компетентности педагогов. Они позволяют увидеть работу педагогов, использовать их познавательный опыт, осознавать свои недочёты.
- Широкое применение в методической работе, в курсовой системе повышения квалификации по речевому развитию дошкольников, в тех формах работы с кадрами, где цель не может быть достигнута более простыми, привычными способами, имеет деловая игра. Она является сильным инструментом формирования личности профессионала, она помогает наиболее активизировать участников для достижения цели.
- Для стимулирования активности педагогов в обновлении и совершенствовании содержания предметно – развивающей среды по речевому развитию детей проводят смотры-конкурсы. Смотр-конкурс – это способ проверки профессиональных знаний, умений и навыков, педагогической эрудиции, возможность оценивать результаты путём сравнения своих способностей с другими.
- Мастер-класс – форма методической работы, позволяющей представить систему и уникальность работы педагога, считающаяся одной из эффективных форм обучения и получения новых знаний воспитателями. Проведение мастер-класса позволяет организовать полноценное творческое взаимодействие внутри коллектива для оптимизации работы по развитию речи детей.
- Изучение лучшего опыта педагогов по речевому развитию детей позволяют решить руководителю ряд вопросов и определяется по следующим критериям: высокая результативность, научная обоснованность, творческая новизна, актуальность, сокращение затрат времени на достижение высоких результатов.
Таким образом, психолого-педагогическое сопровождение сегодня является не просто суммой разнообразных методов коррекционно-развивающей работы с детьми, но выступает как комплексная технология, особая культура поддержки и помощи ребенку, педагогам и родителям в решении задач речевой готовности к обучению в школе.