Получи документы

Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей

Дранникова Диана
Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей
▼ Скачать + Заказать документы

1.1 Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей

Для того чтобы раскрыть сущность творческих способностей, их струк-туру и характерные особенности, учитывая отсутствие единого общеприня-того подхода, рассмотрим необходимые для этого основные понятия. Стерж-невыми в нашем исследовании являются понятия «творчество» и «способно-сти».

Темочки:

Творчество - это процесс создания субъективно нового, основанный на способности порождать оригинальные идеи и использовать нестандартные способы деятельности [1].

С точки зрения психологии и педагогики особенно ценным является сам процесс творческой работы, изучение процесса подготовки к творчеству, вы-явление форм, методов и средств развития творчества. Творчество является целеустремленным, упорным, напряженным трудом. Оно требует мысли-тельной активности, интеллектуальных способностей, волевых, эмоциональ-ных черт и высокой работоспособности [16].

Выготский Л. С. говорил, что высшее выражение творчества до сих пор доступно только немногим избранным гениям человечества, но и в каждо-дневной окружающей нас жизни творчество является необходимым условием существования. Все, что выходит за пределы рутины и в чем заключается хоть доля нового, обязано своим происхождением творческому процессу человека [7].

Творческая деятельность младшего школьника повышает его вовлеченность в учебный и воспитательный процесс, способствует успешному ус-воению знаний, стимулирует интеллектуальные усилия, уверенность в себе, воспитывает независимость взглядов. М. Н. Скаткин рассматривает отдельные способы активизации творческой деятельности :

1) проблемное изложение знаний;

2) дискуссия;

3) исследовательский метод;

4) творческие работы учащихся;

5) создание атмосферы коллективной творческой деятельности на уроке [2].

Способности - одно из наиболее общих психологических понятий. В отечественной психологии многие авторы давали ему развёрнутые определе-ния.

Отечественные психологи А. Н. Леонтьев и Б. М. Теплов занимались изучением способностей, с разных точек зрения. В фокусе внимания Б. М. Теплова были индивидуально – психологические предпосылки неодинакового успешного развития тех или иных функций и умений. А. Н. Леонтьева интересовало, главным образом, то, как из природных предпосылок на основе структур человеческой деятельности возникает качественно психические функции и процессы (в духе понятия высших психических функций, по Л. С. Выготскому) [15].

Ни тот, ни другой не отрицали врожденного неравенства задатков, с одной стороны, и неоднозначных связи этих задатков с итоговой успешностью сложных форм деятельности – с другой, однако акценты различались, как различалось и употребление понятий. Б. М. Теплов в контексте дифферен-циальной психофизиологии связывал понятие способностей прежде всего с биологически обусловленными различиями, А. Н. Леонтьев же в контексте системного понимания психологических функций и их развития относил это слово к сложным, окультуренным, “ставшими” человеческими функциям [17].

Значительный вклад в теорию способностей внес отечественный ученый Б. М. Теплов. Он и предложил три определения понятия способности и выделил три признака способностей, которые и легли в основу определения, наиболее часто используемого специалистами:

1) способности - это индивидуально – психологические особенности, отличающие одного человека от другого;

2) только те особенности, которые имеют отношения к успешности выполнения деятельности или нескольких деятельностей;

3) способности несводимы к знаниям, умениям и навыкам, которые уже выработаны у человека, хотя и обуславливают лёгкость и быстроту их приобретения [24].

Творческие способности – это совокупность индивидуальных особенностей личности, определяющих возможность успешного осуществления конкретного вида творческой деятельности и обусловливающих уровень ее результативности. Они не сводятся к имеющимся у индивида знаниям, уме-ниям и навыкам. Творческие способности проявляются в интересе, стремлении и эмоциональном отношении к творчеству, в качестве знаний, уровне развития логического и творческого мышления, воображения, самостоятельности и настойчивости в творческом поиске и обеспечивает создание субъективно нового в той или иной области.

Богоявленская Д. Б. основным показателем творческих способностей выделяет интеллектуальную активность, сочетающую в себе два компонента: познавательный (общие умственные способности) и мотивационный. Критерием проявления творчества является характер выполнения человеком предлагаемых ему мыслительных задач [28].

В научной литературе проблема развития творческих способностей не является новой. О необходимости предоставления детям возможности тво-рить писали еще философы Древней Греции. Знаменитые педагоги, такие как Я. А. Коменский, И. Г. Песталоции, Ф. Фребель и др. придавали этому боль-шое воспитательное значение [12] .

Сухомлинский В. А. писал, что «ребенок по своей природе— пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках, ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, в собственном творчестве, в стремлении делать добро людям. Через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество— верная дорога к сердцу ребенка. Этим требованиям отвечают уроки ИЗО и технологии. На этих уроках широко и многосторонне раскрываются основы художественного изображения, художественный образ вещи, слова, символика орнамента, связь художественной культуры с общечеловеческими ценностями. Одновременно осуществляется развитие творческого опыта учащихся в процессе собственной художественно-творческой деятельности. Кроме определенной базы знаний современный человек должен обладать творческим мышлением для решения нестандартных задач, интерпретации материала. А отсутствие творческого начала становится непреодолимым препятствием. Развитие творческих способностей младших школьников необходимо не только для искусства, но и для любой трудовой деятельности.

Сокольникова Н. М. подчеркивала, что изобразительное искусство гармонизирует художественно-образное и логическое начало в мышлении, раз-вивает личность не односторонне, а цельно.

По-мнению В. Рогозиной, творческие способности – это особый вид умственных способностей, выражающихся в умении продолжать мыслительную деятельность за пределами требуемого, отклоняться в мышлении от тра-диционных норм и генерировать разнообразные оригинальные идеи, находить способы их практического решения. У школьников творческие способности проявляются в нестандартности, нешаблонности решения предлагаемых им заданий [22].

Как говорит В. Н. Дружинин: «Главное в творчестве - не внешняя активность, а внутренняя - активность создания «идеала», образа мира, где проблема отчуждения человека и среды разрешена. Внешняя активность - это лишь экспликация продуктов внутреннего акта. Особенности протекания творческого процесса как душевного акта и будут предметом дальнейшего изложения и анализа» [11].

Творческие способности детей имеют много индивидуальных различий. Внешние проявления творческого развития многообразны – это и более быстрое развитие речи и мышления ребёнка, и ранняя увлеченность, и любознательность.

Возрастные периоды накладывают значительный отпечаток на проявление творческих способностей. Исследование Е. И. Банзелюк [3] доказало, что все показатели креативности возрастают при переходе от дошкольного возраста к I классу школы. Ко II классу школы значимо возрастают показа-тели беглости, гибкости, оригинальности и абстрактности мышления. При переходе из II в III класс показатели беглости, оригинальности и тщательно-сти разработки перестают расти; показатели беглости, гибкости и оригинальности изменяются согласованно от прогимназии до третьего класса включи-тельно; на высоту показателей могут повлиять: специфичность получаемой ребенком информации, избранная испытуемым тактика работы с материалом, объем знаний внешнего (предметного) мира, опыт в рисовании и собственно продуктивный процесс. Высокие показатели креативности, а также их поло-жительная динамика в дошкольном и младшем школьном возрасте могут иметь не только психологическую, но и физиологическую природу.

Одним из средств развития творческих способностей младшего школь-ника является воспитание, направленное на формирование положительной мотивации и позитивного эмоционально-ценностного отношения к творче-ству; системы знаний, а также элементарных умений и навыков, необходимых для выполнения творческой деятельности; опыта общественно полезной деятельности, умения применять теоретические знания на практике; стремления к самостоятельности, активности, творчеству в любом виде творческой деятельности.

Очень важно, чтобы в период становления личности, в период формирования творческих способностей ребенка рядом был чуткий и опытный педагог, способный развить в ребенке трансформирующую силу, обеспечивающую самодвижение ребенка в развитии его творческих способностей, становясь настоящей творческой личностью.

Обучение детей осуществляется в рамках традиционной системы: УМК «Школа России». Блоки уроков каждой четверти по всем годам обучения подчинены общей теме, каждый цикл уроков пронизывает ведущая воспитательная идея, создающая эмоциональный настрой для решения изобрази-тельной задачи. Главный смысловой стержень — связь искусства и труда с жизнью человека, роль искусства и труда в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства и труда в развитии каждого ребенка.

Для успешной работы с детьми большое значение имеет индивидуальный подход. Дети не равны не только по возрастным особенностям, но и по своим природным задаткам. В основе способностей лежит наследственно закрепленные предпосылки для их развития в виде задатков. Индивидуальный подход помогает вовлечь всех детей в активную изобразительную деятельность.

Основной формой работы с детьми по развитию и совершенствованию их художественных способностей является все же творческая их работа с разными художественными материалами и техникой, которые стимулирует интерес к искусству и являются необходимым условием формирования творческой личности ребенка. В начальной школе учащиеся приобретают первый опыт самостоятельной работы с различными материалами: гуашью, пастелью, бумагой, восковыми мелками.

Условием творческой деятельности является сочетание и одновременное развитие изобразительных и творческих навыков - овладение творческими операциями с отработкой выразительных средств языка изобразительного искусства. Все творческие операции, как уже говорилось выше - изменение, преобразования, компоновка тренируются на абстрактном материале лучше и полнее, чем при изображении целостных объектов. Творческие навыки больше всего тренируются на не стандартных заданиях.

Не менее важным условием формирования способностей к творческой деятельности является принцип дифференциации и интеграции. Само творчество, построенное на нестандартном соединении разных элементов, не может быть построено на готовых, жёстко образованных формах. Поэтому все способности к творчеству необходимо строить на развитии обслуживающих его качеств психических процессов - восприятии, памяти, мышлении и воображении. В каждой фазе ведущими является разные качества психических про-цессов.

Эти качества должны в каждом случае ориентироваться на формирование способности :

• самостоятельно видеть и ставить проблемы и темы;

• владеть навыками самостоятельного поиска для их воплощения;

• в совершенстве владеть всеми специальными навыками, творческим стилем деятельности.

В формировании творческих способностей обязательным является самопознание и поиск индивидуального стиля деятельности с опорой на психофизиологические особенности, которые включают: скорость включения в работу, длительность работоспособности, условия необходимые для пробуждения и протекания творчества. Кроме того, необходимо проанализировать свои психические процессы, попытаться найти способы деятельности, которые помогут компенсировать недостающие качества. [25]

Можно сделать вывод, что при изучении разработанной литературы по данной тематике и при наблюдении и исследовании главных (основных) по-нятий и тезисов, были рассмотрены различные точки зрения на сущность проблемы развития творческих способностей младших школьников.

В самом общем виде определение творческих способностей выглядит следующим образом. Творческие способности – это индивидуально-психологические особенности индивида, которые имеют отношение к успешности выполнения какой – либо деятельности, но не сводятся к знаниям, умениям, навыкам, которые уже выработаны у школьника.

Публикации по теме:

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей у дошкольников Проблема творчества на современном этапе развития общества является актуальной в связи с преобразованиями, происходящими в различных сферах.

Лепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детейЛепка из полимерной глины как средство развития творческих способностей детей Актуальность: Занятия с детьми творчеством любого вида способствуют разностороннему развитию ребёнка, раскрывается его личность и творческий.

Ручной труд как средство развития творческих способностей детейРучной труд как средство развития творческих способностей детей IMG]/upload/blogs/detsad-279300-1522780512.jpg[/IMG] Истоки творческих способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. (В. А. Сухомлинский).

Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗСовременные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан.

Лего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольниковЛего-конструирование как средство развития творческих способностей дошкольников «LEGO» - одна из самых известных и распространённых педагогических систем, которая позволяет применять детям в конструктивной деятельности.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница»Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5–7 лет «Музыкальная Гусеница» Пособие для развития музыкально-творческих способностей детей 5-7 лет «Музыкальная Гусеница» Автор: Шубенкова Татьяна Евграфовна, музыкальный.

Психолого-педагогические особенности патриотического воспитания детей старшего дошкольного возраста Дошкольный возраст является периодом совершенствования, развития личностных новообразований, которые за период дошкольного возраста обогащаются.

Шариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольниковШариковый пластилин как средство развития творческих способностей дошкольников Лепка – одно из самых полезный творческих занятий для малышей, которое чаще всего рекомендуется психологами для развития мелкой моторики.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей
Опубликовано: 20 апреля 2024 в 18:19
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психолого-педагогические аспекты развития творческих способностей» (включая файлы) размещена пользователем Дранникова Диана (УИ 2525708) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Календарь
16 января 2025 четверг
Картотеки зимних прогулок. Выбирайте!
17 января 2025 пятница



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД