МААМ-картинки

Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика»

Светлана Кудашова
Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика»
▼ Скачать + Заказать документы

Авторы: педагог-психолог МУ ДО»Центр «Позитив» Кудашова С. В. ,

педагог-психолог МОУ МЭЛ им Шнитке Бригадиренко Н. В.

декабрь 2020г.

Тренинг «Психолого-педагогические основы

продуктивного взаимодействия педагога и ученика»

(был разработан и проведён с педагогами ДМШ и ДШИ Саратовской области)

Цель:

• Осознание своей индивидуальности и стиля взаимодействия с детьми в педагогической деятельности.

Публикация «Тренинг „Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика“» размещена в разделах

• Поиск резервов для более эффективной работы, выделение причин возможных или актуальных профессиональных проблем коммуникативного характера.

• Выработка внутренней позиции по отношению к ученикам и к профессиональной деятельности в целом, ориентирующей педагогов на построение личностных взаимоотношений с детьми, а также создающей предпосылки для овладения специфическими способами построения личностно-ориентированной модели общения.

Материалы и оборудование

• Бейджи

• Правила работы группы;

• Доска-«память группы»;

• Листы бумаги (А4, 5Х5)

• Спички

• Клей

• Фломастеры

• Листы А4 по 2 шт.

• Метафорические карты

• Раздат. материал «Роботы»

Организация тренинга

Тренинг рассчитан на 180 минут

Сценарий встречи.

1. Приветствие. Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня у нас с вами есть возможность поработать в тренинговом режиме. Кто из вас уже принимал участие в тренинге? Поднимите руки…Спасибо!

2. Тренинг-это тренировка. Задача нашего тренинга : погружение в свой эмоциональный опыт с целью поиска и активизации ресурсов для более продуктивной работы с детьми.

3. Принятие правил психологической безопасности в группе. (См в приложении)

После знакомства ведущий объясняет особенности предстоящей формы работы и выносит на обсуждение правила взаимодействия между участниками группы. Комментируем и принимаем. От вклада каждого выигрывает вся группа.

4. Подписываем бейджи и знакомимся. Каждый участник оформляет визитку, представляет себя в общем круге (Имя, стаж, место работы, род деятельности).

5. Разогрев. Игра «Поменяйтесь местами.»

Эта игра позволит немного подвигаться, поднять настроение, а также узнать друг о друге дополнительную информацию.

Например, меняются местами те, кто:

• работает всю жизнь в одном учреждении;

• работает в настоящее время по новой программе;

• любит свою работу;

• работает педагогом уже больше 10 лет;

• мечтал быть педагогом с детства

• кто доволен достижениями своих детей.

• кто остался в душе ребенком и т. д.

6. Упражнение «Ассоциации»

Назовите по кругу ваши ассоциации на фразу «Продуктивное взаимодействие» в формате педагог-ученик.

7. Упражнение «Метафорические карты»

Задание по кругу: взяв одну карту «вслепую» сформулируйте то, что вам помогает продуктивно контактировать с вашими учениками.

8. Дискуссия «Голосование ногами?»

В зависимости от ответа на прозвучавшее утверждение, (да, нет, особое мнение) каждый участник группы занимает определённое место в зале. Например, если ответ утвердительный, человек идёт к окну, если ответ отрицательный, - к доске, в случае особого мнения- к двери…

Утверждения ведущей:

• Если ребенок ленив, то продуктивное взаимодействие невозможно

• Если ребенок долгое время занимается музыкой, то это говорит о его одаренности.

• Достижения ребенка-это главный показатель профессионализма педагога.

• Процесс обучения без критики невозможен.

Продуктивное взаимодействие возможно только при полной самоотдаче педагога.

Каждая группа аргументирует свой ответ после сделанного выбора.

Резюме ведущего …Желательно, чтобы прозвучали следующие позиции:

• У каждого ребенка имеется причина, по которой он выбирает свое поведение;

• Важно, чтобы и педагог и ребёнок получали удовольствие от процесса общения

• Необходимо искать позитивные методы взаимодействия и индивидуально, конструктивно с верой в ребенка подходить к ученику.

• Наш инструмент-душа. Как любой инструмент, он должен быть исправным, поэтому наше душевное состояние тоже нужно держать в «рабочем» состоянии.

• Важно профилактировать выгорание, т. е отдыхать до того, как устали!

9. Основная часть

Среди моделей общения наиболее продуктивной является Личностно-ориентированная модель общения взрослого с ребенком (по А. В. Петровскому)

Цель:

• обеспечить ребенку чувства психологической защищенности, доверия к миру, радости существования (психологическое здоровье);

• формировать начала личности (базис личностной культуры);

• развивать его индивидуальность.

Способы общения:

• понимание,

• приятие

• признание личности ребенка.

Понимание — умение видеть ребенка «изнутри». Смотреть на мир одновременно с двух точек зрения — своей собственной и ребенка, видеть побудительные мотивы, движущие детьми.

Принятие — безусловно положительное отношение к ребенку, к его индивидуальности, независимо от того, радует он в данный момент взрослых или нет, признание его уникальности.

Признание — это прежде всего право голоса ребенка в решении тех или иных проблем.

Тактика общения: сотрудничество; создание и использование ситуаций, требующих от детей проявления интеллектуальной и нравственной активности; динамика стилей общения.

Личностная позиция педагога : исходить из интересов ребенка и перспектив его дальнейшего развития.

Попробуем погрузиться в каждую из этих позиций…

10. Упражнение «Спички»

Участники делятся на пары, каждый берёт по 10 спичек. Один выкладывает узор из спичек и инструктирует другого, который должен выложить точно такой же рисунок. Задача: получить совершенно одинаковые узоры. Сложность в том, что образец не должен быть виден вторым участником пары. Он опирается только на словесную инструкцию партнёра. Можно задавать

вопросы, общаться, но посмотреть образец нельзя. Для этого либо партнёры должны сидеть спиной друг к другу, либо их стол должна разделять перегородка, (можно использовать сумку)

закрывающая спичечный образец.

Это упражнение можно выполнить в 2 этапа, когда участники в парах меняются ролями, т. е. сначала первый выкладывает узор второго, потом наоборот.

Резюме ведущего: Это модель взаимодействия. Иногда нам кажется, что наши комментарии понятны, хотя это не всегда так. Важно ПОНИМАНИЕ.

• Трудно или легко это было?

• Что было проще руководить или выполнять?

• Было ли ощущение контакта?

• Обращались ли вы по имени?

• Что помогало (осложняло) работу?

ВЫВОД: Дети тоже могут испытывать подобные чувства к педагогу…

Можно сделатьПЕРЕРЫВ

11. Упражнение «Красный карандаш»

Задание: Теперь нам нужен доброволец Мы предлагаем ему вспомнить небольшую неприятную ситуацию, например, как недавно педагог опоздал на урок. и делаем 2 круга высказываний по отношению к нему. Первый круг -отрицательная, негативно-окрашенная реакция от каждого, которая начинается со слов «Ничего удивительного, вы всегда опаздываете». Второй круг, тоже от каждого –принимающий и поддерживающий «Ничего страшного, зато выспались, с кем не бывает и т. д. …».

Резюме ведущего Иллюстрируемый способ общения во втором круге: ПРИНЯТИЕ

Просим отреагировать активного участника:

• Ваши чувства во время первого, второго круга?

• Ваши мысли в обоих случаях.

ВЫВОД: Эмоциональное воздействие очень важно, нужно понимать «как слово наше отзовется». Дети особенно чувствуют это отношение: принимают их или нет. Можно словом окрылить, а можно отбить руки…

12. Упражнение «Эмоциональная линейка»

Без критики невозможно обучение. Но она бывает разная, по разному окрашенная эмоционально. Известный детский психотерапевт Б. Фурман считает, что критика несет негативную волну, уничтожает творчество. Он считает, что человек должен быть счастлив, а когда критикуют- это невозможно. Никто не любит критику. Но так как мы обучаем детей специфичиским навыкам, она должна быть, но позитивно окрашена, с верой в ребенка.

Можно критику перевести в конструктивную плоскость: самозамера и самоанализа, но не самоуничижения. Для этого можно предложить: «Оцени себя…», Чего тебе сегодня не хватило и как это можно улучшить?. Это эффективнее жёсткой критики Ещё возможно применение «линейки»в период эмоционального напряжения, когда можно отследить его динамику. Сегодня на сколько баллов по десятибалльной шкале ты волнуешься. А вчера?. Что помогло справиться?

11. Упражнение «Мой портрет в формате робота»

Хорошие педагоги, как правило, самокритичны! …Строго спрашивают и с себя и с детей! Давайте сейчас посмотрим на себя другими глазами, с улыбкой. Создадим свой портрет в формате робота. Участникам предлагается из множества нарисованных вариантов голов робота, всевозможных туловищ и различных ног выбрать «похожие» на них. После чего смонтировать своего робота, приклеив на лист А4. Можно его «доработать», раскрасить… Потом придумать имя, которое ему соответствует.

Обсуждение:

• Кто-то хочет показать своего робота?

• Как зовут этого робота?

• Будем ли мы делать вернисаж?

Юмор- тоже успешная коммуникация!

12. Упражнение «3 солнца»

Творческие люди много спрашивают с себя, и с воспитанникам тоже. Они строги к себе и другим. Попробуем сдвинуть фокус внимания, самовосприятия в сторону плюса

Задание: На листе А4 нарисовать 3 солнца, каждое с 7 лучами: Мои ресурсы, Мои достижения; Мои мечты. Каждый луч подписать.

Затем в парах поочерёдно рассказывают о получившемся друг другу. (каждый говорит примерно 3 минуты)

Затем по кругу каждый проводит презентацию участника, с которым работал в паре.

(Важно, чтобы прозвучали все презентации).

Резюме ведущего Иллюстрируемый способ общения: ПРИЗНАНИЕ.

ВЫВОД:. Признание человека другими -это коллосальный ресурс для развития. Японская пословица «Если дерево упало, но этого никто не видел. То упало ли оно?»

Кто способен принять себя, то способен увидеть хорошее и в других. Мы можем другим дать только то, что есть у нас и научить тому, что умеем сами.

Важно отмечать успехи и старание ребенка, поддерживать его «Сразу ни у кого не получается…», хвалить за достижения, проявлять уважение к его личности, признавать право голоса, выслушивать мнение.

12. Упражнение «Подарок»

Используя Метафорические карты в «открытую», выбрать 2:

• что вы хотели бы взять сегодня с собой?

• что хотели бы подарить соседу справа? С комментариями…

Упражнение проходит по кругу.

13 Итоговая рефлексия занятия

Участники тренинга дают «обратную связь» о сегодняшнем занятии.

Правила работы в группе.

1. Доверительный стиль общения.

2. Общение по принципу «здесь и теперь».

3. Персонификация высказываний.

4. Искренность в общении.

5. Конфиденциальность.

6. Недопустимость оценок личности человека.

Публикации по теме:

Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель»Формы взаимодействия педагога с семьями воспитанников «Активный родитель» Дошкольное образовательное учреждение – это первое образовательное учреждение, с которым вступают в контакт родители. Воспитатель, как.

«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями»«Стенгазета — как одна из форм взаимодействия педагога с родителями» В настоящее время все больше педагогов выбирают, такую форму работы с родителями, как педагогическое информирование семьи через стенгазету.

Игровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителямиИгровой тренинг «Стоп, машина! Тише ход! На дороге пешеход!» как активная форма взаимодействия с родителями Безопасность детей на дороге… Как важно научить ребенка правилам безопасного поведения на дороге. Это главная задача взрослых. И в первую.

Конспект НОД по сказке Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима» с использованием технологии продуктивного чтения Сказка Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима»Цель. Знакомство с произведением Г. Скребицкого «Четыре художника. Зима». Формировать у.

«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС«Мы вместе!» Модель взаимодействия детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС Предлагаю вашему вниманию презентацию к конкурсу "Взаимодействие детей, родителей и педагога в соответствии с ФГОС ДО", который недавно.

Особенности взаимодействия педагога с гиперактивными детьми в дошкольном возрасте. «Активный» - от лат. «actives» - деятельный, действенный. «Гипер» - от греч. «hyper» - над, сверху – указывает на превышение нормы. «Гиперактивность.

Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУПсихолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Педагогическая конференция на тему: Психолого-педагогические основы организации целостного образовательного процесса ДОУ Психолого-педагогические.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться") 1. - Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все.

Песня «Диалог учителя и ученика» Песня «Диалог учителя и ученика» ("Давай никогда не ссориться").1. -- Ну что ж не готов к уроку ты? Почему, почему? И хлопоты все мои.

Тезисы выступления о стилях взаимодействия педагога детского сада с родителями Стиль взаимодействия педагога детского сада с родителями Уже давно в педагогических кругах стала расхожей фраза: «Не так сложно работать.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика»
Опубликовано: 27 декабря 2020 в 21:16
+224Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Тренинг «Психолого-педагогические основы продуктивного взаимодействия педагога и ученика»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Кудашова (УИ 1646421) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Календарь
24 декабря 2024 вторник
25 декабря 2024 среда
Праздник флага, герба и гимна России!



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД