Светлана Гатауллина
Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Выступление из опыта работы подготовила: Гатауллина С. Т., педагог-психолог МБДОУ Детский сад № 12 "Алтынчач" г. Дюртюли, Республика Башкортостан
Группа дошкольников с ограниченными возможностями здоровья чрезвычайно неоднородна. В нее входят дети с разными нарушениями развития: нарушениями слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, интеллекта, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, включая ранний детский аутизм; с задержкой психического развития и комплексными нарушениями развития. Прежде всего, при выстраивании работы с детьми с ОВЗ, следует учитывать их психологические особенности.
Публикация «Современные психолого-педагогические технологии в работе педагога-психолога с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Работа психолога в ДОУ
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2023
Цели и задачи, поставленные передо мной, реализуются при помощи психолого-педагогических технологий, которые представляют из себя последовательность организационных форм работы, обеспечивающих комплексное сопровождение ребёнка с ОВЗ и координацию усилий всех участников образовательного процесса.
Развитие личности ребенка, его способностей, интересов – процесс, требующий постоянного движения. Для того, что бы прогнозировать, направлять, вести ребенка к успеху – его нужно знать и понимать. Познание ребёнка с ОВЗ, его индивидуальности, потребности, творческого потенциала – одно из главных направлений деятельности психологической службы, задачей которой является грамотная организация коррекционно-психологической помощи. Она, в свою очередь, представляет собой деятельность, направленную на формирование у ребёнка нужных психологических качеств для повышения его социализации и адаптации к изменяющимся жизненным условиям.
В настоящее время в педагогический лексикон вошло понятие «педагогической технологии». Вопросы внедрения инновационных технологий в образовательной среде не обходят стороной и деятельность дошкольных педагогов-психологов. В данном направлении, активно внедряется широкий спектр здоровьесберегающих, коррекционно-развивающих и инновационных технологий:
Здоровьесберегающие технологии. В своей работе я использую пальчиковые игры и пальчиковую гимнастику, гимнастику для глаз, дыхательную гимнастику, релаксацию, физминутки и динамические паузы, ароматерапию и др.). Применяю их не только с детьми с ОВЗ, но и с нормотипичными детьми на общеразвивающих занятиях.
Также применяю игры и упражнения, направленные на развитие коммуникативных навыков (беседы, этюды, игры разной степени подвижности; самомассаж и точечный массаж.
Коррекционно-развивающие технологии. Мною применяются элементы сказкотерапии, арттерапии, песочной терапии, технологии музыкального воздействия, технологии коррекции поведения, психогимнастика, специальные коррекционные методы.
Например, Марблс – это созданные человеком разноцветные стеклянные шарики или плоские камешки. Это один из нетрадиционных приемов обучения, интересный для детей любого возраста. Камешки «Марблс» положительно влияют на тонкую мускулатуру пальцев и кистей рук ребенка, способствуют психоэмоциональному благополучию. Радостные эмоции повышают работоспособность, снижают утомляемость, это благотворно сказывается на общем состоянии здоровья детей.
Музыкальная терапия. Применима в целях эффективности работы с детьми с ОВЗ с физическими, эмоциональными, коммуникативными, когнитивными и социальными потребностями. Интегративная музыкотерапия наряду с музыкой задействует возможности других видов искусства: рисование под музыку, музыкально-подвижные игры, пантомима, пластическая драматизация под музыку, создание стихов,рисунков, рассказов после прослушивания музыки и др. творческие формы.
Кинезитерапия - дети обучаются технике выражений эмоций с помощью выразительных движений тела, навыкам релаксации. Этот метод включает в себя: психогимнастику, ритмопластику, сюжетно-игровую кинезитерапию (вариант двигательной терапии, где все упражнения объединены одним сюжетом и проводятся в игровой форме с подгруппой или группой детей).
Рефлексотерапия- воздействие на активные точки ладоней и ступней массажными шариками Су-Джок (массажное воздействие на рецепторные точки воздействия шипованным шариком или кольцом); а также арт массаж кинетическим песком и песком в световой песочнице.
Психогимнастика - этюды, игры, упражнения, направленные на развитие и коррекцию различных сторон психики ребенка с ОВЗ (как его познавательной, так и эмоционально-личностной сферы).
Релакс-терапия. Применяется и в качестве расслабления и отдыха детей под негромкую специально подобранную музыку.
Педагогические технологии в работе педагога-психолога:
- Рефлексивная технология - модификация рефлексивного круга, отреагирование, обсуждение, подведение итогов в завершении занятия.
- Технология коллективного творческого дела - коллажи, макеты, совместные работы.
- ИКТ (используются в методической работе педагога-психолога, мини-презентации на занятиях, в процессе коррекционно-развивающей работы.
- Элементы релаксационных методов - мышечное расслабление, сопровождающееся снятием эмоционального напряжения. Применяется с музыкотерапией: дыхательные упражнения, упражнения на внимание, глазодвигательные упражнения, создание визуальных образов, расслабление мышц.
- Игровая технология. Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть коррекционно-развивающего процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем.
Многие,наверное, знакомы с игровым набором «Развивающая головоломка». Помогает изучать формы и цвета, развивать пространственное мышление, концентрацию и объем внимания, фантазию. В комплект входят 30 двусторонних карточек с заданиями, 137 геометрических элементов. Игровой набор имеет 3 уровня сложности. Можно постепенно выполнять задания, тренируя память и развивая мышление ребенка. Подходит для детей старше 3 лет. Движения пальцев рук стимулируют деятельность ЦНС и ускоряют развитие речи и когнитивную сферу ребенка.
Игра «Повтори рисунок», целью которой является тренировка концентрации внимания, сосредоточенность, усидчивость. Как правило эти стороны у детей с ОВЗ страдают чаще. Игровая деятельность ребенка включает в себя составление достаточно сложных, но повторяющихся узоров. Каждый из рисунков требует повышенного внимания, т. к. требует от него выполнения нескольких последовательных действий (анализ каждого элемента рисунка; правильное воспроизведение каждого элемента; удержание последовательности в течение продолжительного времени.
В настоящее время в образовательной среде достаточное распространение получил так называемый нейропсихологический подход, базирующийся на современных научных представлениях о генезе и сложном строении высших психических функций, который дает возможность создать ряд высокоэффективных технологий коррекционной работы с детьми с ОВЗ.
Данный метод позволяет выявить скрытые способности ребенка и по возможности расширить границы деятельности его мозга. Главной составляющей этого метода (технологии) является кинезиология. Развитие межполушарного взаимодействия сегодня обоснованно считается основой развития интеллекта. Межполушарное взаимодействие можно развивать при помощи комплекса специальных кинезиологических упражнений, способствующих активизации умственной деятельности, успокоению и релаксации, развитию мелкой моторики, памяти, внимания, сенсорики, речи, улучшению эмоционального состояния.
У детей с ОВЗ, как правило, наблюдается несовершенство движений во всех компонентах моторики: в общей (крупной, лицевой, артикуляционной, а также в тонких движениях кистей и пальцев рук, на разных уровнях организации двигательных актов. Нарушения моторики, в свою очередь, могут создать трудности в овладении письменной речью, привести к возникновению негативного отношения к учёбе, сверстникам, осложнить адаптацию к школьным условиям. Чем выше двигательная активность ребёнка, тем лучше развивается его высшие психические функции. Благодаря специальной серии упражнений, овладение различными движениями происходит гораздо быстрее. Это своеобразная «гимнастика мозга». С её помощью процесс обучения как детей с ОВЗ, так и сравнительно здоровых детей в условиях ДОУ становится более эффективными.
В своей практике я использую игры на развитие межполушарного взаимодействия, в ходе которых развивается координация пространственного и зрительного восприятия, ведомой и ведущей руки. При помощи таких тренировок, дети повышают уровень распределения внимания, развивают все познавательные процессы, необходимые в будущем в начальном звене школы. Если левое и правое полушария будут единовременно работать, то обучение будет легким и эффективным.
В 2020-2021 учебном году мною была разработана и составлена дополнительная образовательная общеразвивающая программа «УМНЯША», направленная на развитие детей дошкольного возраста в образовательной области «Познавательное развитие», предназначена она для подготовки дошкольников к успешному обучению в школе путем развития межполушарных связей, познавательной, коммуникативной и эмоционально-волевой сферы. Элементы данной программы взяты для индивидуальной работы с детьми с ОВЗ, которые играют немаловажную роль для полноценного развития и становления социально-успешной личности этих детей, развитие высших психических функций, зрительно-моторной координации.
Для успешной реализации поставленных задач занятия проходят в кабинете педагога-психолога, отвечающем санитарно-гигиеническим требованиям с хорошим освещением, сухим с естественным доступом воздуха и хорошей вентиляцией; есть вся необходимая материально-техническая база.
Раннее психолого-педагогическое сопровождение, слаженная коррекционно-развивающая работа специалистов, позволяет в значительной степени нейтрализовать отрицательное влияние первичного дефекта и скорректировать дальнейшее развитие ребёнка. Такое построение развития и воспитания с использованием конкретных современных психолого-педагогических технологий в практике не только намного облегчает труд педагога-психолога, но и позволяет добиться значительно лучших и более устойчивых результатов в работе.