Светлана Левицкая
Психолого-педагогическая характеристика детей с общим недоразвитием речи третьего уровня
▼ Скачать + Заказать документы
Третий уровень речевого развития характеризуется наличием развернутой фразовой речи с элементами лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития.
В большинстве случаев в анамнезе данной категории детей не содержится данных о грубых нарушениях ЦНС, что обеспечивает большую сохранность моторных функций, психических реакций и поведения в целом. Отмечается лишь наличие негрубой родовой травмы, длительные соматические заболевания в раннем детстве. Неблагоприятное воздействие речевой среды, просчеты воспитания, дефицит общения также могут быть отнесены к факторам, тормозящим нормальный ход речевого развития.
Темочки:
- Консультации для педагогов и воспитателей
- ОНР, нарушение речи
- Психология. Работа психолога
- Развитие речи. Речевое развитие детей
- Темочки
Характерным для них является недифференцированное произнесение звуков (в основном это свистящие, шипящие, аффрикаты и соноры, когда один звук заменяет одновременно два или несколько звуков данной или близкой фонетической группы; замены групп звуков более простыми по артикуляции, также отмечаются нестойкие замены, когда звук в разных словах произносится по-разному; смешения звуков, когда изолированно ребенок произносит определенные звуки верно, а в словах и предложениях их взаимозаменяет.
Недостаточное развитие фонематического слуха и восприятия приводит к тому, что у детей самостоятельно не формируется готовность к звуковому анализу и синтезу слов, что впоследствии не позволяет им успешно овладеть грамотой в школе без помощи логопеда.
Страдает звуконаполняемость и слоговая структура слов, но уже в меньшей степени по сравнению с первыми двумя уровнями. Правильно повторяя вслед за логопедом трех-четырехсложные слова, дети нередко искажают их в речи, сокращая количество слогов. Нарушение слоговой структуры встречается в наиболее трудных словах.
На фоне относительно развернутой речи (с преобладанием в свободных высказываниях простых распространенных предложений) и количественного роста словарного запаса, у детей с ОНР третьего уровня наблюдается ряд специфических недочетов : полное незнание значений ряда слов (болото, озеро, ручей, петля, бретельки, локоть, подъезд и др., неточное понимание и употребление ряда слов (подшивать - зашивать - кроить; подрезать - вырезать). Среди лексических ошибок выделяются следующие:
1) замена названия части предмета названием целого предмета (циферблат - «часы», донышко - «чайник»);
2) подмена названий профессий названиями действия (балерина - «тетя танцует»;
3) замена видовых понятий родовыми и наоборот (воробей - «птичка»; деревья - «ёлочки»);
4) взаимозамещение признаков (высокий, широкий, длинный - «большой», короткий - «маленький»).
В активном словаре детей с ОНР 3 уровня преобладают существительные и глаголы, недостаточно слов, обозначающих качества, признаки, состояния предметов и действий. Для таких детей характерно неумение пользоваться способами словообразования, они допускают ошибки в использовании предлогов, согласовании частей речи, употреблении падежных окончаний и ударений; у них имеются трудности в понимании и усвоении сложных грамматических форм (причастных и деепричастных оборотов). Отмечается недостаточное понимание изменений значения слов, выражаемых приставками, суффиксами; трудности в усвоении грамматических структур, выражающих причинно-следственные, временные и пространственные отношения.
Общее недоразвитие речи сказывается на формировании у детей интеллектуальной, сенсорной и волевой сфер. У детей с ОНР 3 уровня зрительное восприятие, пространственные представления, внимание и память сформированы хуже, чем у сверстников с нормальной речью. По мнению Ю. Ф. Гаркуши, нарушение внимания и памяти проявляются у детей старшего дошкольного возраста с ОНР в следующем: они трудно восстанавливают порядок расположения даже четырех предметов после их перестановки, не замечают неточностей рисунках-шутках. Еще труднее сосредотачивается и удерживается их внимание на чисто словесном материале вне наглядной ситуации, поэтому такие дети не могут воспринимать в полном объеме неконкретные объяснения педагога, длинные инструкции. Все это говорит о том, что у данной категории детей заметно снижена слуховая память и продуктивность запоминания.
В. А. Ковшиков, Ю. А. Эльконин, исследуя мышление детей данной группы, выявили отставание в развитии наглядно-образной сферы, мыслительных операций, нарушения самоорганизации.
К особенностям эмоциональной сферы таких детей можно отнести неустойчивый фон настроения, приводящий к повышенному уровню тревожности; неуверенность в себе, собственных силах, которая способствует тому, что дети нуждаются в постоянном признании, похвале, высокой оценке. В то же время у детей можно наблюдать агрессивные реакции, если при осуществлении своих стремлений они встречают препятствия. Для одних детей с ОНР характерна гипервозбудимость, проявляющаяся в общем эмоциональном и двигательном беспокойстве: ребенок производит множество движений ногами, руками, неусидчив. Другие, наоборот, обращают на себя внимание своей заторможенностью, вялостью, пассивностью.
Таким образом, нарушение речевой деятельности у детей с ОНР 3 уровня носит многоаспектный характер, требующий выработки единой стратегии, методической и организационной преемственности в решении воспитательно-коррекционных задач.