Ирина Васильевна Тресковская
Психологическое здоровье как основа формирования успешной личности
▼ Скачать + Заказать документы
Психологическое здоровье ребёнка – это один из критериев здоровья в целом. С ускорением темпа жизни в современном обществе повысилась агрессивность людей, от этого страдают, в первую очередь, дети. Они испытывают дефицит общения с близкими им людьми, переживают постоянные стрессы, потому что не удовлетворяются их базовые потребности в любви, ласке, защищённости. Поэтому необходимо на ранних стадиях развития личности обучать детей цивилизованным способам саморегуляции поведения, чтобы у них сформировалась правильная социальная ориентация.
Публикация «Психологическое здоровье как основа формирования успешной личности» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Работа психолога в ДОУ
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2023
К факторам риска нарушения психологического здоровья относятся : объективные (факторы среды) и субъективные (индивидуально-личностные особенности).
Объективные факторы предполагают: слишком резкое и быстрое отделение от матери; продолжение постоянной опеки над ребенком; запрет на проявление агрессивности, следствие этого – полное вытеснение агрессивности (агрессия – естественное проявление детской активности); излишне строгое и быстрое приучение к опрятности; невозможность или нежелание отца находится с ребенком; неблагоприятное взаимодействия в семье; превалирование удовлетворений потребностей ребенка над удовлетворением потребностей остальных членов семьи; отсутствие одного из родителей; родительское программирование.
К субъективным факторам нарушения психологического здоровья относятся : особенности темперамента (Слабая или высокая реактивность); особенности отношения к событиям (экстроверты, интроверты); способность к стрессоустойчивости (контроль, самооценка, критичность, стрессоизменчивость);
В процессе изучения научно-методической литературы было определено, что основные свойства благополучных и здоровых людей : оптимизм, эмоциональное спокойствие, умение радоваться, самодостаточность, умение адаптироваться к благоприятным и неблагоприятным ситуациям, умение преодолевать препятствия, положительный фон настроения.
В связи с реализацией программы по формированию жизнестойкости у детей 5 – 6 лет был разработан блок занятий «Мир чувств».
Цель занятий заключалась в обеспечении гармоничного формирования психологического здоровья у детей 5 – 7 лет.
К основным задачам относятся :
1. Аксиологическая – формирование умения принимать самого себя и других людей, адекватно осознавать свои и чужие достоинства и недостатки.
2. Инструментальная – формирование умения осознавать свои чувства, причины поведения, последствия поступков, строить жизненные планы, формирование личностной рефлексии.
3. Потребностно-мотивационная – формирование умения находить в трудных ситуациях силы внутри самого себя, принимать ответственность за свою жизнь, умения делать выбор в формировании потребности в самоизменении и личностном росте.
4. Развивающая – обеспечение адекватного ролевого развития, формирование эмоциональной децентрации и произвольной регуляции поведения.
В ходе решения поставленных задач использовались следующие методические формы организации занятий : ролевые, коммуникативные, для развития произвольности, воображения, вербальные невербальные, с использованием терапевтических метафор, эмоционально-символические, релаксационные игры, психодрама, психогимнастика.
Психологический блок «Мир чувств» состоит из шести разделов: «Введение в мир чувств», «Учимся распознавать чувства», «Полезные чувства: радость, любовь, забота», «Вредные чувства: обида», «Какие чувства приводят к ссоре», «Какие чувства живут в природе». Всего разработано 25 занятий, которые предполагается проводить один раз в неделю в течение всего года. Длительность занятий для детей старшего дошкольного возраста 30 минут.
Внедрение разработанного блока в общую программу по формированию жизнестойкости, на наш взгляд, будет эффективным методом воспитания психологически здорового человека. Человека – творческого, жизнерадостного, веселого, открытого, познающего окружающий мир и себя не только разумом, но и чувствами, интуицией, принимающего самого себя и признающего ценность и уникальность окружающих его людей, умеющего брать ответственность за свою жизнь, самого себя и извлекать уроки из неблагоприятных ситуаций, его жизнь наполнена смыслом и созиданием