Папки-передвижки

Психологический тренинг с воспитателями ДОУ «Я с тобой, и я тебя понимаю!»

Анна Миронова
Психологический тренинг с воспитателями ДОУ «Я с тобой, и я тебя понимаю!»
▼ Скачать + Заказать документы

Анна Анатольевна

Психологический тренинг с воспитателями ДОУ "Я с тобой, и я тебя понимаю!"

Цель тренинга – содействовать в развитии и совершенствовании способностей воспитателя понимать эмоциональное состояние дошкольника, способности к сочувствию и сопереживанию окружающим.

Задачи тренинга :

1. Развитие умения распознавать эмоции.

2. Выработать эмоциональное принятие дошкольников.

3. Выработать позитивное отношение к ребенку.

Публикация «Психологический тренинг с воспитателями ДОУ „Я с тобой, и я тебя понимаю!“» размещена в разделах

4. Осознать свои переживания, чувства;

5. Развить психологическую наблюдательность;

6. Формировать навык «чтения» невербальных сигналов партнера;

7. Отрабатывать навык рефлексии.

Характеристика группы:

*пол – женский;

*возраст – разновозрастная (от 23 до 45 лет)

В тренинге принимали участие 6 воспитателей. Тренинг носит характер запроса от администрации в рамках программы «Школа молодого педагога».

Тренинговая программа состоит из 4-х блоков:

Блок № 1 – диагностика воспитателей методикой «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова. (Приложение 1)

Блок № 2 – установление положительного психологического контакта, знакомство, притирка участников.

Блок № 3 – эмоциональное сплочение, целенаправленная деятельность (группа работает на достижение тренинговой цели, начало рефлексивных процессов.

Блок № 4 – самораскрытие, рефлексия, социальная реабилитация, завершение группы.

1. Процедура знакомства.

Представление тренера (даю краткую информацию о себе, обозначиваю цель и задачи тренинга.

Упражнение на знакомство.

Уважаемые педагоги предагаю Вам выбрать себе «игровое имя», то имя по которому все участники будут обращаться к Вам. Это может быть Ваше настоящее имя, а может быть детское прозвище, художественный персонаж или любое другое имя.

2. Проведение целеполагания.

Воспитателям задаются следующие вопросы:

- какого результата ты ожидаешь от тренинга? Какой результат был бы максимально значимым лично для тебя?

- что ты хотел бы изменить в своём общении (поведении) в результате тренинга?

- как ты поймёшь, что достиг результата?

- что ты сам готов для этого делать в ходе тренинга?

3. Ввод групповых правил

Существует несколько тренинговых правил :

•Конфиденциальность.

«Здесь и теперь».

«СТОП».

•Принцип Я.

•Правило безоценочности.

•Активность.

•Способ обращения.

3. Разогрев и сплочение группы.

Упражнение «Необычное приветствие». Участникам предлагается выйти вперед и образовать круг. Включается медленная музыка. Участники под музыку свободно перемещаются по комнате. Игрокам необходимо поприветствовать друг друга различными способами: локтями, плечами, носами, бёдрами и т. д.

Упражнение «Шкала по признакам». По команде ведущего все участники молча должны построиться как можно быстрее в шеренгу по признаку:

- по росту, от самого низкого к самому высокому;

- по цвету волос, от самого тёмного до самого светлого;

- по дням рождения, с января по декабрь;

- по цвету глаз (от темного к светлому);

- по длине пальцев на руках;

- по возрасту

4. Основная часть.

Упражнение «Листок за спиной». Ведущий говорит о том, что каждый человек может производить разное впечатление на других людей и сейчас каждому предоставляется возможность узнать то, какой вас видят остальные члены группы. Каждой участнице прикрепляется на спину чистый лист бумаги, на котором другие будут писать свои впечатления о нём. Однако можно заранее выразить свои пожелания: если кто-то хочет, чтобы писали больше хорошего, рисует в углах листа солнышко. Если для кого-то важно, чтобы написали о его недостатках, рисует тучки. А если важно и то и другое, то в углах можно нарисовать вопросительные знаки.

Вы будете ходить, останавливаться около того, кто вас заинтересовал, смотреть на него, чтобы составить о нем впечатление, и записывать это впечатление на листе бумаги, приколотом на его спине.

Посмотрите друг на друга. Какие лица привлекают вас? Чем? К кому вам хотелось бы подойти? Готовы ли вы быть искренними? Сейчас вы будете ходить, встречаться друг с другом. Не спешите делать записи – сначала внимательно смотрите друг на друга: какие вы? Вперед, вы можете двигаться!»

По окончании работы все встают в общий круг, консультант напоминает о важности доверия друг к другу.

Рефлексия: «Наверное, лучше будет, если вы поделитесь со всеми своими чувствами. Пусть каждый по кругу скажет несколько слов о своих чувствах по поводу того, что написали ему, а кто хочет, может зачитать одно-два из этих посланий. А теперь поднимите руки те, кто во время этого упражнения был действительно искренним. Быть абсолютно искренним очень трудно».

Упражнение «Передать одним словом»

Материалы: карточки с названиями эмоций.

Участникам раздаются карточки, на которых написаны названия эмоций, и они, не показывая их другим участникам, должны сказать слово «Здравствуйте» с интонацией, соответствующей эмоции, написанной на карточке. Остальные отгадывают, какую эмоцию пытался изобразить участник.

Список эмоций: Радость, удивление, сожаление, разочарование, подозрительность, грусть, веселье, равнодушие, спокойствие, заинтересованность, уверенность, желание помочь, усталость, волнение, энтузиазм.

Вопросы рефлексия:

1. Легко ли вам было выполнять данное упражнение?

2. Насколько легко удавалось угадать эмоцию по интонациям?

3. В реальной жизни, насколько часто в телефонном разговоре вы по интонации с первых слов понимаете, в каком настроении находится ваш собеседник?

4. Какие эмоции вы испытываете в жизни чаще?

Упражнение «Подарок» (угадай, что нужно другим). Участники разбиваются по парам и дарят друг другу воображаемые подарки, стараясь почувствовать, что именно может быть приятным другому человеку; каждый имеет право отказаться от подарка, если он ему не нравится.

Упражнение «Говорящие жесты».

Каждый участник показывал жест, который передаёт его состояние, группа повторяла и пыталась понять и пережить ту же эмоцию.

Вопросы рефлексии:

1. «Каково, по вашему мнению, состояние каждого из нас?»

2. «Легко ли через жест понять состояние человека?»

Упражнение «Цвет моего состояния».

Каждому участнику тренинга предлагалось обозначить своё состояние цветом и рассказать, почему именно так. Задача: развитие способности осознавать и вербализовать свое состояние, находить слова для его обозначения.

Вопросы для рефлексии:

1.«Что вы чувствовали в ходе выполнения упражнения?»

2.«Каковы ваши впечатления?»

Упражнение «Общее и отличительное»

Цель: развитие умения находить общее для всех и отличительное.

Участники группы разбиваются на пары и садятся друг против друга.

Инструкция: «Это упражнение состоит из двух этапов. На первом этапе партнеры по очереди говорят друг другу фразу, начинающуюся со слов: "Ты такой (такая) же, как я, у тебя. ”. Один из вас начинает, потом - другой, потом опять первый и т. д. При этом надо смотреть друг другу в глаза, стараться говорить тем же голосом, что и партнер, подстраиваясь под его темп, тембр, высоту голоса, интонацию. На втором этапе упражнения, примерно через семь минут после начала работы, вы будете также по очереди говорить друг другу по одной фразе, начинающейся со слов: "Я очень отличаюсь от тебя, я. ”». Тренер может попросить кого-либо из участников вместе с ним продемонстрировать, как должно проходить упражнение. После завершения работы в парах участники садятся по кругу и делятся своими впечатлениями. Вопросы рефлексии:

1.«Какие чувства возникали у вас в ходе работы?»;

2.«Какие чувства у вас возникали на первом этапе упражнения, а какие на втором?»

Упражнение «Сильные стороны»

Цель: осознание потребностей, жизненных целей и профессиональных мотивов участников тренинга.

Участники делятся на пары. Первый член пары в течение двух минут рассказывает партнеру о своем затруднении в профессиональной практике. Второй, выслушав, должен проанализировать сложившуюся ситуацию таким образом, чтобы найти сильные стороны в поведении партнера и подробно рассказать о них ему. Потом партнеры меняются местами. По итогам данного упражнения происходит обсуждение того, что вызвало затруднение со стороны участников тренинга.

Для итоговой рефлексии тренинга использовались следующие вопросы:

Какие психологические качества у вас проявились при участии в тренинге?

Какие чувства испытывали?

Что нового узнали о себе, о группе?

Как будете использовать эти знания?

Чему научились?

Как это пригодиться в будущем?

Что было важным?

Над чем вы задумались?

Что происходило с вами?

Что нужно развивать на будущее?

Приложение 1

Методика «Диагностика уровня эмпатии» И. М. Юсупова

Эмпатия (сопереживание, т. е. склонность к эмоциональной отзывчивости на переживания других людей, в процессе мотивации оказания помощи другому человеку играет большую роль. Разработано несколько методик измерения уровня эмпатии. В данной монографии приводятся две из них.

Инструкция

Для выявления уровня эмпатийных тенденций необходимо, отвечая (соглашаясь или нет) на каждое из 36 утверждений, оценивать ответы следующим образом: при ответе: «не знаю» – 0 баллов, «нет, никогда» – 1, «иногда» – 2, «часто» – 3, «почти всегда»4 и при ответе: «да, всегда» – 5 баллов. Отвечать нужно на все пункты.

Текст опросника

1. Мне больше нравятся книги о путешествиях, чем книги из серии «Жизнь замечательных людей».

2. Взрослых детей раздражает забота родителей.

3. Мне нравится размышлять о причинах успехов и неудач других людей.

4. Среди всех музыкальных телепередач предпочитаю «Современные ритмы».

5. Чрезмерную раздражительность и несправедливые упреки больного надо терпеть, даже если они продолжаются годами.

6. Больному человеку можно помочь даже словом.

7. Посторонним людям не следует вмешиваться в конфликт между двумя лицами.

8. Старые люди, как правило, обидчивы без причин.

9. Когда я в детстве слушал грустную историю, на мои глаза сами по себе наворачивались слезы.

10. Раздраженное состояние моих родителей влияет на мое настроение.

11. Я равнодушен к критике в мой адрес.

12. Мне больше нравится рассматривать портреты, чем картины с пейзажами,

13. Я всегда прощал все родителям, даже если они были неправы.

14. Если лошадь плохо тянет, ее надо хлестать.

15. Когда я читаю о драматических событиях в жизни людей, то чувствую, будто это происходит со мной.

16. Родители относятся к своим детям справедливо.

17. Видя ссорящихся подростков или взрослых, я вмешиваюсь.

18. Я не обращаю внимания на плохое настроение своих родителей.

19. Я подолгу наблюдаю за поведением. животных, откладывая другие дела.

20. Фильмы и книги могут вызвать слезы только у несерьезных людей.

21. Мне нравится наблюдать за выражением лиц и поведением незнакомых людей.

22. В детстве я приводил домой бездомных кошек и собак.

23. Все люди необоснованно озлоблены.

24. Глядя на постороннего человека, мне хочется угадать, как сложится его жизнь.

25. В детстве младшие по возрасту ходили за мной по пятам.

26. При виде покалеченного животного я стараюсь ему чем-нибудь помочь.

27. Человеку станет легче, если внимательно выслушать его жалобы.

28. Увидев уличное происшествие, я стараюсь не попадать в число свидетелей.

29. Младшим нравится, когда я предлагаю им свою идею, дело или развлечение.

30. Люди преувеличивают способность животных чувствовать настроение своего хозяина.

31. Из затруднительной конфликтной ситуации человек должен выходить самостоятельно.

32. Если ребенок плачет, на то есть свои причины.

33. Молодежь должна всегда удовлетворять любые просьбы и чудачества стариков.

34. Мне хотелось разобраться, почему некоторые мои одноклассники были так задумчивы.

35. Беспризорных домашних животных следует отлавливать и уничтожать.

36. Если мои друзья начинают обсуждать со мной свои личные проблемы, я стараюсь перевести разговор на другую тему.

Обработка результатов

Подсчитывается сумма баллов. Но прежде нужно проверить степень откровенности обследуемого. Если он ответил «не знаю» на утверждения под номерами 3, 9, 11, 13. 28, 36 И «да, всегда» на утверждения 11, 13, 15 и 27, то это свидетельствует о его желании выглядеть лучше и о недостаточной откровенности. Результатам тестирования можно доверять, если опрашиваемый дал не больше трех неискренних ответов.

Выводы

При сумме от 82 до 90 баллов у человека очень высокий уровень эмпатийности, от 63 до 81 балла – высокий уровень, от 37 до 62 баллов – средний уровень, от 12 до 36 баллов – низкий уровень, 11 баллов и менее – очень низкий уровень эмпатийности.

Публикации по теме:

Конспект НОД «Детский сад наш дом родной, хорошо нам здесь с тобой» Конспект НОД «Детский сад наш дом родной, хорошо нам здесь с тобой» Ход Организационный момент "Подари улыбку" Собрались все дети в круг.

Проект «Мамочка, мамуля, нет тебя дороже, нет тебя милей»Проект «Мамочка, мамуля, нет тебя дороже, нет тебя милей» ель: формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребёнка, семьи. Задачи: закреплять знание детьми имён, отчеств мам, место.

Проект на тему: «Гордимся тобой мой родной край!» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 3 г. Курганинск ПРОЕКТ На тему: «ГОРДИМСЯ ТОБОЙ.

Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС до «Давайте дружить!» (психологический тренинг) Пояснительная записка Возраст 5-7 лет является периодом интенсивного развития не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы.

Психологический тренинг Психологический тренинг-семинар «Профилактика эмоционального выгорания педагогов» Цель: создать условия для профилактики синдрома эмоционального.

Психологический тренинг для педагогов «Мы команда» Цель тренинга: сплочение группы и построение эффективного командного взаимодействия. Данный тренинг проводится педагогом-психологом совместно.

Психологический тренинг для родителей «Искусство взаимопонимания» Цель: развитие коммуникативных способностей. Задачи: обучение выплескиванию гнева в приемлемой форме; отработка навыка взаимодействия.

Психологический тренинг «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»Психологический тренинг «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ» Заведующему МКДОУ №5 Демешевой И. Р. Тренинг для педагогов ДОУ подготовила и провела педагог - психолог ДОУ Ванян В. В. 22 ноября 2016г.

Сценарий спортивного праздника «Олимпиада — Мы с тобой!» Сценарий спортивного праздника «Олимпиада – Мы с тобой!» Цель: пропаганда здорового образа жизни. Задачи: - использовать личный пример взрослых.

Экологические игры с воспитателями Игры с воспитателями «Экологические игры» Здравствуйте, уважаемы коллеги! Сегодня для вас я приготовила пару игр по экологии. Думаю всем.

Автор публикации:
Психологический тренинг с воспитателями ДОУ «Я с тобой, и я тебя понимаю!»
Опубликовано: 14 февраля 2017 в 13:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Психологический тренинг с воспитателями ДОУ «Я с тобой, и я тебя понимаю!»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Миронова (УИ 728337) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Календарь
20 декабря 2024 пятница
Сотни новогодних елочек для занятии с детьми. Выбирайте!

Приглашаем принять участие в конкурсе новогодних елок!
Добавьте фото на конкурс
21 декабря 2024 суббота
Конспекты предновогодних творческих занятий.

Приглашаем принять в творческом конкурсе новогодних поделок
Добавьте фото на новогодний конкурс



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД