Валерия Ванян
Психологический тренинг «Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»
▼ Скачать + Заказать документы
Заведующему МКДОУ №5
Демешевой И. Р.
Тренинг для педагогов ДОУ
подготовила и провела
педагог - психолог ДОУ
Ванян В. В.
22 ноября 2016г.
«Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ»
г. Чехов 2016г.
Задачи тренинга :
Публикация «Психологический тренинг „Развитие коммуникативных навыков педагогов ДОУ“» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа психолога в ДОУ
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Тренинги для педагогов и воспитателей
- Темочки
формирование навыков общения, умения слушать, высказывать свою точку зрения, приходить к компромиссному решению, аргументировать и отстаивать свою позицию.
Цели тренинга :
1)развитие коммуникативных навыков, сплочение педагогического коллектива для решения творческих задач;
2) формировать навыки вербального и невербального общения, понимания и выражения эмоций и чувств;
3) формировать уверенное поведение в конфликтных ситуациях, умение приходить к компромиссному решению.
Программа тренинга рассчитана на 4 занятия. Занятия проводятся с педагогами детского сада 1 раз в неделю. Продолжительность каждого занятия 50 минут. Группа участников тренинга состоит из 8 человек.
Обязательные условия: проведение занятий сидя в кругу, так как это самая удобная форма для общения.
Ход тренинга:
1 день:
Здравствуйте! Сегодня я проведу для Вас тренинг, который будет посвящен общению. Общение пронизывает всю нашу жизнь, это такая же человеческая потребность, как вода и пища.
Неэффективность в общении может быть связана с полным или частичным отсутствием того или иного коммуникативного умения, например, умения ориентироваться и вести себя в конкретной ситуации. Может быть вызвана недостаточным самоконтролем, например, из-за неумения справиться с перевозбуждением, импульсивностью, агрессией и т. д. Каждый из нас учится ему в ходе всей своей жизни, приобретая опыт, который часто строится на ошибках и разочарованиях. Можно ли научиться общению, не используя для этого только свой реальный опыт? Да, и сделать это при помощи игры. Игра - это модель жизненной ситуации, в частности общения, в процессе которой человек приобретает определенный опыт. Кроме того, совершая ошибки в искусственной ситуации общения, человек не чувствует той ответственности, которая в реальной жизни неизбежна. Это дает возможность больше пробовать, проявлять творчество, искать более эффективные формы взаимодействия друг с другом и не бояться "поражения" контакта. Несомненным позитивным моментом игровых упражнений является возможность получить оценку своего поведения со стороны, сравнить себя с окружающими и скорректировать свое общение в следующих ситуациях. Следует помнить, что намного легче заметить ошибки, неточности в общении своих близких, сотрудников, руководителей, чем свои собственные.
1. Приветствие «Интервью».
С помощью карточек «найди свою пару», участники разбиваются на пары. В течение 10-15 минут проводят взаимное интервью, вопросы могут быть любые. По окончании – каждый представляет своего партнера.
2. Упражнение «Поменяйтесь местами»
Цель: снятие эмоционального напряжения.
Ход упражнения: Предлагается поменяться местами тем, кто:
-сегодня в брюках;
-любит хурму;
-любит мелодрамы;
-умеет вязать крючком;
-любит свою работу;
-работает воспитателем уже более 10 лет;
-мечтал быть воспитателем с детства.
После упражнения, психолог интересуется у участников, кто о ком что запомнил.
3. Упражнение «Портрет идеального педагога»
Участники делятся на подгруппы по 3-4 человека, составляют портрет идеального педагога (5-7 мин.) Группы высказываются по очереди (психолог записывает высказывания на плане; спорные качества, формулировки, выносятся на обсуждение всей группой).
Примерные качества: гибкость, доброжелательность, умение брать ответственность на себя, коммуникабельность, направленность на личность другого человека, уважение чужого мнения, организаторские способности, умение видеть на несколько шагов вперед, креативность.
Первая микро-группа называет качества которые фиксируются на доске; задача второй микро-группы усложняется т. к. ей нужно ответить на вопросы:
- с чем в списке предыдущей группы вы согласны;
-что вы сами предлагаете добавить;
-что в этом списке вы бы хотели изменить, уточнить?
Последним шагом дискуссии - выделение 3х наиболее значимых с точки зрения профессии качеств личности.
4. Упражнение «Подарок»
Каждый сообщает своему соседу справа о том, что бы он хотел ему подарить, имея неограниченные материальные возможности. Упражнение проводится по кругу.
5. Далее следует заключительный этап - позитивное окончание и обсуждение занятия. Во время этого этапа обсуждается, что произошло на занятии (групповая рефлексия). Какие чувства сейчас преобладают у участников, какие выводы они могут сделать.
2 день.
1. Упражнение «Имя, как аббревиатура»
Цель: приветствие участников, снятие напряжения, настрой на дальнейшую работу.
Ход упражнения: Участникам предлагается записать на листочке тот вариант своего имени, который они считают наиболее приемлемым для общения в данном кругу, а затем «расшифровать» имя, восприняв его как аббревиатуру, называя при этом присущие себе характеристики. «Расшифровать» достаточно только имя.
2. Упражнение «Сходство-отличие».
Участники выстраиваются в 2 круга – внутренний и внешний. Число участников в обоих кругах должно быть одинаковым. Участники, стоящие друг напротив друга говорят друг другу комплименты. Затем по команде ведущего участники круга передвигаются, меняя партнер
Мы с тобой похожи тем, что (например, цветом глаз, длинной волос) - внутренний круг.
Внешний круг отвечает – мы с тобой отличаемся тем, что…
3. Упражнение «Автомобиль».
Необходимо представить наше учреждение в виде автомобиля. Записать варианты на доске. Предложить каждому представить себя частью автомобиля. Записать предложения на доске.
Сделать вывод: «Каждому в нашем коллективе есть достойное место».
4. Упражнение «Прощение»
Пусть каждый из участников закончит фразу:
«Когда я буду вспоминать этот тренинг, то вспомню в первую очередь…»
3 день.
1. Упражнение «Приветствие без слов».
Участникам раздаются карточки с вариантом приветствия. Остальным участники нужно повторить приветствие каждого из участников.
Варианты приветствий:
- Поздороваться как пионерский салют;
-Японский поклон;
-На иностранном языке;
-Пожать руку;
-Обнять;
-Помахать рукой;
-Сделать реверанс;
-Послать воздушный поцелуй.
2. Упражнение «Шеренга».
Слушать – означает прежде всего: не говорить, молчать. Сейчас мы проверим, насколько у вас получается не разговаривать, но при этом выполнять определенные действия. Встаньте в шеренгу, вам нужно молча выполнить задания:
• расположиться так, чтобы первый стоял самый высокий, а в конце шеренги – самый низкий;
• чтобы первый стоял с самыми темными волосами, а в конце – с самыми светлыми;
• чтобы первый стоял с самым большим размером ноги, в конце – маленьким;
• по датам рождения (первый - тот, кто родился после 1 января, в конце - ближе всего к 31 декабря.)
3. Упражнение «Ассоциации».
Ведущий выбирает одного человека из группы. Остальные участники, отвечая на вопросы ведущего, подбирают образы, напоминающие им этого человека.
-Если это цветок, то какой?
-Если это животное, то какое?
-Если это песня, то какая?
-Если это вид одежды, то какой?
-Если это страна, то какая?
4. Упражнение «Прощение».
Участники делятся на пары (с помощью картинок - «найди свою тень») Ведущий предлагает воспитателям попросить прощения друг у друга (за что-либо конкретное). После выполнения упражнения все участники высказывают своё мнение по поводу этого задания: что понравилось, что вызвало затруднения, что не понравилось.
4 день.
1. Упражнение «Передай предмет».
Цели: снятие эмоционального напряжения, настраивание участников на дальнейшую групповую работу, проявление креативности и нестандартности мышления.
Участники должны по кругу передавать какой-либо предмет, например маркер или мячик. Но способ передачи каждый раз, для каждого участника должен быть новым. Если предмет падает, то игра начинается заново.
2. Упражнение «Разговор руками».
Цели: установление более доверительных отношений в группе, преодоление барьеров в общении, улучшение атмосферы в тренинге.
Участники образуют два круга – внутренний и внешний, встают лицом друг к другу. Число человек в каждом круге одинаково. Задача участников — пообщаться со своим партнером, используя только руки. Тренер задает тему для «разговора» и через две-три минуты просит круги сместиться относительно друг друга на одного человека. Далее общение продолжается уже в новых парах и на новую тему. Через две-три минуты пары и тема снова меняются. Ведущий может предложить следующие ситуации, в которых происходит общение:
• участники только что встретились и рады видеть друг друга;
• участники ссорятся;
• один выражает другому соболезнование по какому-либо поводу;
• один участник обижен, а второй хочет с ним помириться;
• один пытается поддержать, подбодрить второго.
После выполнения упражнения нужно - обсуждение с участниками:
-какие чувства возникали в процессе игры;
-на какие темы было легко общаться, на какие, наоборот, сложно;
-было ли проще самому передавать эмоцию или получать ее от партнера;
-с кем из участников было легче всего общаться.
3. Упражнение «Перед дальней дорогой».
Один из участников «отъезжающий» - выходит из комнаты, остальные «собирают ему чемодан в дорогу», т. е. называют его положительные качества, которые по мнению группы, помогут ему в общении с людьми – 5 качеств, и отрицательные качества, над которыми стоит поработать, чтобы жизнь стала более приятной и интересной. Мнение каждого члена группы должно быть поддержано большинством. «Отъезжающий» выбирается по желанию.
4. Упражнение «Все равно ты молодец, потому что…»
Участники делятся на пары, один рассказывает другому о трудной ситуации в жизни или о каком-то своем недостатке. Собеседник выслушивает и произносит фразу: «Все равно ты молодец, потому что…»
Далее следует обсуждение ощущений участников.
5. Упражнение «Прощание».
Психолог подводит итог занятию: «Каждый из нас в ходе этого тренинга сделал шаг к самоизменению и самопознанию. Давайте поднимемся, возьмёмся за руки, закроем глаза, почувствуем тепло, пошлем, друг другу импульс добра и радости и мысленно произносят добрые пожелания кому-либо из группы или группе в целом.
Спасибо за работу. Аплодисменты.