Марина Валентиновна Рюгина-Семенова
Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО«Давайте дружить!» (психологический тренинг)
▼ Скачать + Заказать документы
Пояснительная записка
Возраст 5-7 лет является периодом интенсивного развития не только интеллектуальной, но и эмоционально-личностной сферы дошкольника. Но в последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция в сторону приоритета интеллектуального развития детей, при этом развитию социально-личностной сферы часто уделяется недостаточное внимание. А ведь именно с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир малыша, который для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Публикация «Программа работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС до „Давайте дружить!“ (психологический тренинг)» размещена в разделах
- Дружба. Учимся дружить
- Работа психолога в ДОУ
- Работа психолога. Программы
- Старшая группа
- ФГОС. Внедрение и реализация
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» октябрь 2016
Но сама по себе эмоциональная сфера не может сформироваться – ее необходимо развивать. Не секрет, что современные дети стали меньше общаться со взрослыми и сверстниками, а больше замыкаются на телевизорах и компьютерах, хотя именно общение в значительной степени обогащает чувствительную сферу.
Вот и получается, что современные дети менее отзывчивы к чувствам других, не умеют общаться, не умеют находить взаимовыгодные решения проблем, не всегда способны осознавать и контролировать свои эмоции, что зачастую приводит к импульсивности поведения.
Отсюда вытекает необходимость создания программы, которая бы гармонично объединяла различные направления деятельности педагога — психолога и способствовала всестороннему развитию личности ребёнка-дошкольника. Ведь только согласованное функционирование эмоциональной сферы и интеллекта будет способствовать успешному выполнению ребенком любых форм деятельности.
У ребенка появляется большой интерес к ровесникам, и он от внутрисемейных отношений все больше переходит к более широким отношениям с миром. Совместная игра становится сложнее, у нее появляется разнообразное сюжетно-ролевое наполнение (игры в больницу, в магазин, в войну, разыгрывание любимых сказок). Дети дружат, ссорятся, мирятся, обижаются, ревнуют, помогают друг другу. Общение со сверстниками занимает все большее место в жизни ребенка, все более выраженной становится потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Расширяется палитра осознаваемых эмоций, ребёнок начинает понимать чувства других людей, сопереживать. В этом возрасте начинают формироваться основные этические понятия, воспринимаемые ребенком не через то, что говорят ему взрослые, а исходя из того, как они поступают.
Развитие воображения входит в очень активную фазу. Ребенок живет в мире сказок, фантазий, он способен создавать целые миры на бумаге или в своей голове. В мечтах, разнообразных фантазиях ребенок получает возможность стать главным действующим лицом, добиться недостающего ему признания. Но безудержность фантазий может порождать самые разнообразные страхи, ребенок начинает чувствовать себя недостаточно защищенным перед большим миром, активизируя при этом свое мышление для того, чтобы обрести ощущение безопасности.
Таким образом, возраст 5-7 лет является периодом развития, как интеллектуальной сферы, так и эмоционально – личностной. Но, к сожалению, в последние годы в системе дошкольного воспитания и обучения стала прослеживаться тенденция в сторону приоритета интеллектуального развития детей, при этом развитию эмоциональной сферы часто уделяется недостаточное внимание. Факт того, что умственное развитие тесным образом связано с особенностями мира чувств и переживаний ребёнка остаётся малозначимым для многих педагогов и родителей. А утверждение Л. С. Выготского и А. В. Запорожец что, только единство и согласованное функционирование эмоциональной сферы и интеллекта способствуют успешному выполнению любых форм деятельности для большинства малоизвестно. Сама современная жизнь, в которую напрямую включен ребенок, отсутствие должного внимания со стороны взрослых к «детским» проблемам способствуют «обесчувствованию» людей и всё большей актуализации феномена «засушенного сердца». При этом дошкольное детство является важнейшим этапом в развитии любого ребёнка, так как именно в этот период устанавливаются первые взаимоотношения с людьми, начинается процесс приобщения малышей к миру чувств и эмоций, общечеловеческим ценностям. Эмоции - это своеобразный калейдоскоп впечатлений и переживаний, с помощью которых ребенок взаимодействует с окружающим миром и одновременно познаёт его. Именно с развитием эмоциональной сферы качественно меняется сам внутренний мир малыша, который для полноценной реализации личности в жизни должен быть ярким, комфортным и позитивным.
Эмоциональная сфера при этом сама по себе стать совершенной не может. Ее необходимо внимательно изучать и бережно развивать, и это является одним из важнейших направлений деятельности педагога-психолога в современном детском саду.
Всё вышеизложенное нашло своё отражение в программе психологического сопровождения дошкольников 5-7 лет «Давайте дружить!». В основу данной разработки взят психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!» под редакцией О. Н. Саранской и программы групповой психологической работы с дошкольниками Крюковой С. В., Донсковой Н. И. «Удивляюсь, злюсь, боюсь…»
Новизной и отличительной особенностью данной разработки является комплексный подход к решению проблем социально-коммуникативного и познавательного развития детей дошкольного возраста в условиях тесного сотрудничества педагогов и родителей.
При разработке психологического тренинга автор учитывала основные принципы дошкольного образования, согласно ФГОС :
• Полноценное проживание ребенком всех этапов детства, обогащение детского развития;
• Построение образовательной деятельности на основе индивидуальных особенностей ребенка;
• Содействие сотрудничеству детей и взрослых, признание ребенка полноценным участником образовательных отношений;
• Поддержка инициативы детей в различных видах деятельности;
• Сотрудничество ДОУ и семьи;
• Формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности.
Основная цель данной программы — создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для гармоничного всестороннего развития ребенка дошкольника.
Развивающее обучение строится с учетом возрастных особенностей детей и опирается на зону ближайшего развития. Дети, родители и педагоги являются активными участниками воспитательно-образовательного процесса.
Задачи программы :
1. Способствовать укреплению физического и психического здоровья ребенка с учетом его возрастных и индивидуальных особенностей.
2. Создание условий для проявления познавательной активности, для развития памяти, внимания, восприятия, мышления и воображения.
3. Способствовать самопознанию ребенка.
4. Способствовать освоению разных способов взаимодействия со взрослым и сверстником в игре и в повседневном общении.
5. Формирование умений подчинять свое поведение нравственным нормам и правилам.
6. Создавать благоприятную обстановку для преодоления стрессовых состояний у детей и формировать активную позицию у родителей и педагогов по отношению к процессу воспитания и обучения детей;
7. Способствовать повышению уровня психолого-педагогических знаний родителей и педагогов о возрастных особенностях развития ребенка, закономерностях и принципах воспитания и обучения.
8. Способствовать гармонизации детско-родительских отношений
9. Применять эффективные формы и методы сотрудничества педагогов с родителями, способствующие повышению информационной культуры, в практику психолого-педагогического партнерства.
Структура программы включает в себя три блока:
• Диагностический, включающий мониторинг социально-коммуникативного развития детей 5-7 лет и развитие их познавательных способностей, т. е. технологическая карта обобщенных данных по диагностике личностных особенностей развития детей – участников тренинга «Давайте дружить!» в начале и конце учебного года (Самооценка «круги Б. Лонга», Эмоциональное состояние (Д. Чейни, Мой круг общения (Т. Ю. Андрущенко, Произвольность «Графический диктант» (Д. Б. Эльконина, Воображение «Дорисовывание» (Т. Д. Марцинковская).
• Развивающий, состоящий из комплекса психолого-педагогических занятий с детьми 5-7 лет.
• Просветительский, включающий в себя организацию деятельности по повышению уровня психолого-педагогической компетентности родителей и педагогов в вопросах воспитания и гармоничного развития детей дошкольного возраста.
Формы работы :
1. Групповые занятия с детьми проводятся с учётом санитарно-гигиенических норм и правил. Продолжительность занятий 30 минут, число детей в группе 8-10 человек.
2. Индивидуальная работа с детьми включает в себя входную (на начале занятий) и итоговую (в конце занятий) диагностику познавательных процессов, эмоциональной и личностной сферы. Её результаты могут быть использованы в индивидуальном подходе к ребёнку на занятиях, в составлении коррекционных программ и в консультировании родителей и педагогов.
3. К каждому занятию прилагается домашнее задание для совместного выполнения ребёнком и родителями.
4. Проводится просветительская работа с родителями ориентированная на создание условий в семье, способствующих более полному усвоению знаний, умений и навыков, полученных детьми на занятиях.
5. С целью повышения психолого-педагогической компетентности педагогов проводятся лекции, семинары-практикумы, тренинговые курсы, круглые столы.
Краткая характеристика содержания программы :
Развивающий блок
Программа состоит из 40 занятий и рассчитана на 1 год. Содержание программы включает работу по следующим разделам:
Раздел 1. «Давайте познакомимся». В этом разделе собраны игры и упражнения, направленные на развитие у детей навыков совместной деятельности, чувства общности, понимания индивидуальных особенностей других людей; на формирование внимательного отношения к людям и друг другу.
Раздел 2. «Мир моих эмоций». Включает игры и упражнения, направленные на знакомство с эмоциями человека, опознание своих эмоций, а также распознание эмоциональных реакций окружающих и развитие умения адекватно выражать свои эмоции.
Раздел 3. «Здравствуй Я». Содержит игры и упражнения направленные на осознание ребенком самого себя, своей индивидуальности; на повышение познавательной активности, совершенствование сенсорной функции, активное развитие психических процессов.
Раздел 4. «Я в мире друзей». Игры и упражнения блока направлены на формирование у детей чувства принадлежности к группе, формирование у детей адекватной самооценки и позитивного отношения к людям.
В конце годового курса проводятся итоговые занятия, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течение года, принятие ребёнком самого себя и оптимизацию самооценки детей.
Структура психолого-педагогических занятий :
1. Организационный этап (создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся знаний, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);
4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).
При этом учитывается системность подачи материала, наглядность и доступность обучения, цикличность построения занятий, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Содержание программы психологического сопровождения дошкольников 5-7 лет ориентировано на удовлетворение ведущей потребности, свойственной конкретному возрасту, и основано на развитии ведущего психического процесса.
В частности, дошкольник начинает осознавать свою автономность и индивидуальность, стремится к самостоятельности, понимает то, что может многое сделать сам, без помощи взрослого.
В этом возрасте у детей появляется интерес к совместной игровой деятельности. Активно развиваются эмоциональная и сенсорно-перцептивная сфера ребенка. Основным видом деятельности становится игра и складываются предпосылки к учебно-игровой деятельности, формируется произвольность поведения.
Главной особенностью игры является её условность : выполнение одних действий с одними предметами предполагает их отнесённость к другим действиям с другими предметами. Основным содержанием игры дошкольников являются действия с игрушками и предметами-заместителями.
Ведущая потребность данного возраста - потребность в общении, уважении, признании самостоятельности ребенка. Ведущая функция – восприятие.
Основной способ познания - экспериментирование, конструирование.
Развиваются память и внимание. По просьбе взрослого дети могут запомнить 8-10 слова и 10-12 названий предметов. К концу дошкольного возраста они способны запомнить значительные отрывки из любимых произведений.
Продолжает развиваться наглядно-действенное мышление. При этом преобразования ситуаций в ряде случаев осуществляются на основе целенаправленных проб с учётом желаемого результата. Дошкольники способны установить некоторые скрытые связи и отношения между предметами. Происходит постепенный переход от наглядно-действенного к наглядно-образному мышлению ( переход от действий с предметами к действию с образами: предметы-заместители, картинки)
В старшем дошкольном возрасте активно развивается воображение. Взаимоотношения детей: они активно вступают во взаимодействие. Однако уже в этом возрасте могут наблюдаться устойчивые избирательные взаимоотношения. Конфликты между детьми возникают преимущественно по поводу игрушек. Положение ребёнка в группе сверстников во многом определяется мнением воспитателя.
Поведение ребёнка ещё ситуативное. Начинает развиваться самооценка, продолжает развиваться также их половая идентификация.
Новообразования возраста : самопознание, усвоение первичных нравственных норм, появление элементов партнерского общения. Условия успешности ребенка - разнообразие окружающей среды; партнерские отношения со взрослыми.
Методические рекомендации:
• учитывайте «экологию» речи: делая выводы, избегайте обобщений;
• не приклеивайте ярлыки «это хорошо», «это плохо»;
• предоставляйте детям право выбора;
• начинайте каждое занятие с минуты встречи: участники подходят друг к другу, рассказывают о своих чувствах по поводу встречи;
• почаще используйте рефлексию по поводу прошлого занятия;
• придумывать «приветствие» могут и ведущие и сами участники, предварительно обсудив, каким оно будет и о чем;
• заканчивать занятие следует «прощанием». Оно может варьироваться по содержанию: можно использовать «Стихи-прощалки», «Стихи-благодарилки» или просто подойти к участникам, поблагодарить их и попрощаться до следующей встречи;
• рекомендуется подбирать для некоторых упражнений музыкальное сопровождение. При этом следует учитывать их типы и цели.
Тематический план занятий на год
№ Название блока Тема занятий
1 Давайте познакомимся Знакомство
2 Зачем нужны правила?
3 Давайте дружить
4 Я в детском саду
5 Мы так похожи
6 Дружная семья
7 Мы такие разные
8 Путешествие на машине времени
9 Здравствуй, я Кто такой «Я»
10 Мое настроение
11 Пригласительный билет (восприятие сенсорных эталонов-цвет, форма, величина)
12 Телевизор и компьютер
13 Мои помощники глазки, носик, ротик, ушки
14 Мои помощники ручки, ножки
15 Мир моих эмоций Радость
16 Грусть
17 Гнев
18 Удивление
19 Страх, страх темноты
20 Словарик эмоций
21 Путешествие на остров Гум-Гам
22 Царство чувств
23 Говорим руками и телом
24 Волшебное озеро
25 Плохо быть одному
26 Мы все разные
27 Мир твой и мой
28 Я в мире друзей Помогаем друг другу
29 Действуем сообща
30 Мы поссоримся и помиримся
31 Давайте жить дружно
32 Секрет волшебных слов
33 Что такое «хорошо» и что такое «плохо»
34 Необычные существа
35 Я и мы
36 Семья с разных точек зрения
37 Наш дом и мы в нем
38 У радуги в гостях
39 Итоговое занятие Гроссмейстер общения
40 Итоговое занятие В гостях у сказки
Я знаю, я умею, я могу!
В конце годового курса проводятся итоговые занятия, направленные на повторение знаний и закрепление умений и навыков, полученных детьми в течении года, принятие ребёнком самого себя и оптимизацию самооценки детей.
Каждое занятие содержит в себе:
1. Организационный этап (создание эмоционального настроя в группе, упражнения и игры с целью привлечения внимания детей);
2. Мотивационный этап (сообщение темы занятия, пояснение тематических понятий, выяснение исходного уровня знаний детей по данной теме);
3. Практический этап (подача новой информации на основе имеющихся данных, задания на развитие познавательных процессов и творческих способностей, отработка полученных навыков на практике);
4. Рефлексивный этап (обобщение полученных знаний, подведение итогов занятия).
При этом учитывается системность подачи материала, наглядность и доступность обучения, цикличность построения занятий, развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Программа учитывает все основные особенности развития, свойственные возрасту детей 5-7 лет :
1. Повышение познавательной активности.
2. Совершенствование сенсорной функции.
3. Активное развитие всех сфер психики ребёнка (восприятия, памяти, внимания, воображения, мышления, речи, коммуникаций, эмоций).
4. Появление сюжетно – ролевой игры.
Диагностический блок:
Включает в себя:
Технологическую карту обобщенных данных по диагностике личностных особенностей развития детей.
Цель: определение индивидуальных особенностей детей дошкольного возраста и создание условий для их гармоничного развития.
Данные карты заполняются педагогом-психологом 2 раза в год (в начале и конце учебного года) по результатам наблюдения за детьми и обрабатывается педагогом-психологом.
Просветительский блок:
Цель: повышение уровня психолого-педагогической компетентности педагогов и родителей по вопросам воспитания и развития детей 5-7 лет.
Задачи, решаемые при взаимодействии с педагогами:
формирование у педагогов способов эффективного взаимодействия с детьми и родителями, направленного на оптимизацию процесса социализации.
развитие личностно–ориентированной позиции по отношению к воспитанникам и родителям.
повышение теоретического уровня и практической подготовки педагогов по вопросам воспитания и развития детей 5-7 лет.
обмен опытом между членами педагогического коллектива.
повышение социально-психологической культуры педагогов.
развитие профессиональной рефлексии педагогов.
Примерные темы встреч просветительских мероприятий с педагогами
№ п/п Тема Количество часов
1. Консультация «Влияние развивающей среды на эмоциональное состояние детей»
2. Семинар - практикум «Диалог с ребёнком»
3. Консультативно-практическое занятие «Организация совместной деятельности детей с разными социально-психологическими статусами и положениями в группе»
4. Семинар для воспитателей «Создание психологического комфорта в группах детского сада»
5. Психологический тренинг «Успешный педагог – развитый ребенок».
6. Час вопросов и ответов «Как правильно общаться с ребенком в вопросах и ответах».
7. Семинар Внутренний мир дошкольника – коррекция педагогического взгляда
8. Консультативно-практическое занятие для педагогов
«Организация совместной деятельности детей с разными социально-психологическими статусами и положениями в группе»
9. Тренинг "Ступени мудрости переживаний"
10. «Практикум общения с родителями»
11. Тренинг Личностно ориентированная модель общения
12. Практикум «Возвращение в детство»
13. Консультация
«Педагогам – о преодолении сложных ситуаций в работе
с родителями воспитанников»
14. Тренинг коммуникативных навыков для педагогов.
15. Консультация
«Нетрадиционные формы организации общения педагогов и родителей»
16. Тренинг «Мы и наши дети в общении»
Итого: 16 часов
Задачи, решаемые при взаимодействии с родителями:
Создание позитивного эмоционального контакта между родителями, сплочение родительского коллектива.
Осуществление психолого-педагогического просвещения родителей по вопросам воспитания и развития детей 5-7 лет.
Реализация единого подхода в воспитании и развитии детей в семье и детском саду, согласование действий по преодолению трудностей.
Формирование активной позиции родителей по отношению к процессу социализации детей.
Трансляция и обмен опытом семейного воспитания.
Примерные темы встреч с родителями детей 5-7 лет
№ п/п Тема Количество часов
1. Консультация. Возрастные особенности детей 5-7 лет.
2. Консультация «Влияние мультфильмов на психическое развитие детей»
3. Семинар-практикум для родителей по снятию эмоционального напряжения у детей старшего дошкольного возраста
4. Тренинг "Выражения чувств"
5. Консультация – семинар. «Как помочь ребенку в сенсорном развитии»
6. Практикум для родителей «Стили семейного воспитания и их влияние на развитие личности ребенка»
7. Консультация. Как построить отношения с ребенком 5-7 лет.
8. Семинар-практикум «Пути к бесконфликтной дисциплине ребёнка»
9. Консультация. «Взаимосвязь развития речи, мышления и мелкой моторики».
10. Консультация «Если ваш ребенок часто дерется с детьми» Памятка. «Как научить ребенка управлять своим поведением»
11. Консультация.
«Игра как ведущая деятельность в жизни 5-7 летнего ребенка»
12. Консультация. «Детские страхи»
13. Консультация.
Роль сказки в воспитании детей старшего дошкольного возраста.
14. Консультация «Как противостоять детским манипуляциям».
15. Консультация «Ребёнок - фантазёр»
16. Мудрость родительской любви (родительское собрание)
Памятка для родителей по созданию эмоционального благополучия ребенка в семье.
Итого: 16 часов
Результатом реализации программы кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО «Давайте дружить!» (психологический тренинг для дошкольников) является:
1. Создание благоприятного воспитательно-образовательного пространства в условиях семьи и ДОУ для гармоничного развития ребенка дошкольника.
2. Сформированность у ребенка положительного образа «Я» и адекватной самооценки, владение социально приемлемыми способами поведения.
3. Повышение познавательной активности воспитанников, развитие памяти, внимания, мышления, воображения, творческой фантазии и речи.
4. Укрепление физического и психического здоровья детей 5-7 лет на основе оптимизации детско-родительских отношений в процессе продуктивного взаимодействия детей, педагогов и родителей.
5. Повышение уровня психолого-педагогической компетенции родителей и педагогов в вопросах воспитания и развития детей 5-7 лет.
6. Создание партнерских доверительных отношений между ДОУ и семьями воспитанников, активизация позиции родителей и педагогов в вопросах воспитания и гармоничного развития детей.
Предлагаемая программа кружковой работы с детьми старшего дошкольного возраста в условиях ФГОС ДО «Давайте дружить!» (психологический тренинг для дошкольников) рекомендована к использованию педагогам-психологам и воспитателям групп дошкольных образовательных учреждений.
Список литературы
Арцишевская И. Л. Работа психолога с гиперактивными детьми в детском саду. – М. : Национальный книжный центр, 2016.
Саранская О. Н. Психологический тренинг для дошкольников «Давайте дружить!». – М. : Национальный книжный центр, 2015.
Шарохина В. Л., Катаева Л. И. Коррекционно-развивающие занятия: старшая, подготовительная группа. – М. : ООО «Национальный книжный центр», 2015.